При выборе метода прогнозирования необходимо учитывать 2 основных момента:
1) следует обеспечить полноту, достоверность и точность прогноза;
2) следует сократить затраты времени и средств на прогнозирование.
Сложность выбора подходящего метода обусловлена следующими причинами:
– число методов постоянно возрастает в связи с усложнением задач и условий прогнозирования;
– постоянно повышается сложность объектов прогнозирования;
– возрастает подвижность внешней среды, ускоряются темпы морального старения товаров, услуг и основной производственной системы.
Прогнозист должен в результате предпрогнозных исследований структурировать информацию об объекте прогнозирования, проанализировать ее и выбрать метод, соответствующий конкретным условиям.
Критерии для выбора метода прогнозирования:
1) характер объекта или проблемы;
2) уровень прогнозирования или уровень управления (федеральный, отраслевой, региональный, муниципальный), для которого разрабатываются прогнозы;
|
|
3) интервал упреждения;
4) цели прогноза.
Выделяют 4 класса задач, возникающих при прогнозировании: стандартные, структурированные, слабо структурированные, неструктурированные. Они выделяются по степени определенности, то есть в зависимости от того, насколько четко в них выделены цели, альтернативные средства их достижения и критерии, посредством которых возможно соизмерить затраты с результатами.
Стандартные задачи. В этом случае связи между фактором и результатом строго детерминированы (определены) и могут быть выражены функциональными уравнениями. Например, задача нахождения производительности труда, которую рассчитывают делением объема производства продукции на численность работников.
Структурированные задачи. В этом случае связи между фактором и результатом носят вероятностный характер, но отличаются высокой степенью тесноты. Это означает, что при изменении факторов результат может устанавливаться однозначно или в узком диапазоне значений.
Слабо структурированные задачи отличаются невысоким уровнем тесноты связи между фактором и результатом. Это означает, что при изменении фактора результат может меняться в широком интервале значений.
Неструктурированными называют задачи, когда при изменении фактора значение результативного показателя трудно предсказуемо.
Необходимо иметь в виду, что класс задач зависит от объекта прогнозирования, уровня управления, для которого разрабатывают прогноз, и интервала упреждения. При переходе на более высокий уровень управления и увеличении интервала упреждения степень структурированности задачи уменьшается.
Для решения стандартных задач используют методы экстраполяции, трендовые и эконометрические модели. Для структурированных задач применяют эконометрические и трендовые модели. Для слабо структурированных задач применяют методы экспертных оценок, возможно применение и эконометрических моделей. Для неструктурированных задач применяют в основном логические модели и методы экспертных оценок.