Технология программирования. Классификация и основные задачи региональных программ экономического и социального развития

Классификация и основные задачи региональных программ экономического и социального развития

Социально-экономические прогнозы являются основой для выбора стратегии, позволяющей реализовать наиболее выгодную из возможных траекторий будущего развития, и определения стратегических приоритетов государственного воздействия на социально-экономическую динамику. Реализация выбранной стратегии и приоритетов осуществляется на основе программ.

Региональная программаэто форма хозяйственной деятельности, которая используется для регулирования и управления региональной стратегией экономического, социального и научно-технического развития.

Программа представляет собой набор взаимосвязанных мероприятий, обеспеченных ресурсами и позволяющих реализовать намеченные цели в возможно короткие сроки и с относительно меньшими затратами. Государственное программирование возникло впервые в России в начале 20-го века. Первой перспективной программой был ГОЭЛРО – государственный план электрификации. В дальнейшем разрабатывался ряд программ оборонного, промышленного, территориального характера, они включались в пятилетние планы.

Государственные программы имеют ряд преимуществ, что определяет их применение.

Во-первых, программы являются наиболее эффективным способом реализации стратегии социально-экономического, научно-технического, экологического, регионального развития, обеспечивают концентрацию ресурсов на наиболее перспективных и эффективных направлениях развития, помогают преодолевать кризисы и обеспечить выход экономики на новый, более высокий уровень.

Во-вторых, программы служат действенным способом соединения саморегулирования рыночной экономики, самостоятельности в принятии решений предпринимателями с государственной поддержкой в решении стратегических проблем освоения инноваций, решении крупных социальных и экономических проблем. Программы не могут и не должны охватывать всю экономику, подвергая ее жесткому государственному регулированию. Их действие распространяется только на поле стратегического прорыва и только на время прорыва, а дальше вступают в силу обычные рыночные методы хозяйствования на конкурентных началах.

В-третьих, программирование обеспечивает дополнительный системный эффект от концентрации лучших ресурсов на узком поле прорыва, что повышает эффективность, гибкость и конкурентоспособность экономики в целом.

В силу указанных преимуществ программирование получило широкое распространение в деятельности большинства государств, крупных предприятий и транснациональных корпораций и стало важнейшим инструментом стратегического управления.

Региональные программы классифицируют по различным признакам.

1. По уровню значимости:

межгосударственные;

– государственные;

– собственно региональные, формируемые и реализуемые территориальными органами власти.

2. По составу (масштабности проблемы):

узкоспециализированные, формируемые по отраслевому признаку. Они разрабатываются в составе целевых федеральных программ;

комплексные программы, которые включают совокупность взаимосвязанных узкоспециализированных программ.

3. По территориальной принадлежности:

– республиканские;

– краевые;

– областные;

– городские.

4. По функциональной ориентации:

научно-технические (инновационные);

– социально-экономические;

– производственно-технические;

– экологические;

– организационно-хозяйственные;

– инвестиционные.

5. По периоду действия:

долгосрочные, рассчитанные на период более 5 лет;

среднесрочные, охватывающие период от 1года до 5 лет;

краткосрочные, рассчитанные на срок до 1 года.

6. По источнику финансирования:

– централизованно финансируемые;

– финансируемые из средств местного бюджета;

– финансируемые из прочих источников;

– программы со смешанным финансированием.

Основные задачи региональных программ:

1. Выравнивание межрайонных различий по показателям развития;

2. Формирование оптимальной территориальной и отраслевой структуры экономики;

3. Максимально полное и эффективное использование ресурсов региона;

4. Охрана окружающей среды;

5. Преодоление последствий стихийных бедствий и аварий;

6. Духовное возрождение регионов.

Выделяют следующие этапы разработки целевых программ, сформировавшиеся на основании обобщения российского и зарубежного опыта.

1. Выбор объекта программы. При этом следует учитывать следующие критерии:

– объект должен представлять стратегический приоритет;

– объект должен обеспечивать перелом траектории движения региона данного объекта;

– программа не должна носить слишком широкий или узкий характер.

При этом желательно формировать пакеты целевых программ, дополняющих друг друга и усиливающих программный эффект.

2. Построение дерева «целей». Дерево целей – э то целевая модель, которая получается путем определения генеральной цели программы и ее последовательной декомпозиции в цели первого, второго и третьего уровней. При этом цели более высокого уровня всегда носят более широкий характер и рассчитаны на достаточно длительный срок. Цели более низкого уровня выступают средствами достижения целей более высокого уровня.

Требования, предъявляемые к целям:

цели должны быть напряженными, но достижимыми;

цели должны быть конкретными. Это означает, что цель должна четко фиксировать, что необходимо получить в результате деятельности, в какие сроки и кто это должен делать;

– цели должны быть измеримыми, то есть формулировка цели должна быть такой, чтобы можно было количественно измерить или иначе объективно оценить, была ли цель достигнута;

– цели должны быть совместимы между собой.

3. Обоснование системы мероприятий, необходимых для достижения целей программы, определение ответственных за их выполнение.

4. Структуризация программы, т.е. определение подпрограмм, блоков проектов и отдельных проектов.

Проект это комплекс спланированных мероприятий, предназначенных для достижения конкретных целей, при выделенных ресурсах за определенный срок.

Проект является основной структурной единицей программы и должен обеспечить определенный программный результат. Проекты в отличие от программ ориентируются на определенный аспект жизнедеятельности и развития региона, отрасли или организации, имеют установленную стоимость, график выполнения, включают технические и финансовые параметры, то есть отличаются высоким уровнем конкретной проработки.

В процессе структуризации программы определяют набор первоочередных проектов и распределяют их выполнение по годам.

5. Оценка ресурсов, необходимых для выполнения проектов, подпрограмм, программы в целом, возможных источников финансирования и условий поступлений денежных средств. Недостаток ресурсов может потребовать уточнения мероприятий и целей программы.

6. Проведение маркетинговых исследований, определение объема выпуска продукции, сроков окупаемости проектов и программы в целом. Заведомо убыточные проекты и программы исключаются.

7. Создание целевых организационных структур для выполнения программы, подготовка кадров (менеджеров проектов, программы). Такими структурами могут быть федеральные государственные унитарные предприятия, консорциумы, холдинги, финансово-промышленные группы. По каждой подпрограмме и проекту определяются заказчик, научный руководитель (генеральный конструктор) и директор.

8. Контроль и приёмка работ. Контроль ведут по этапам выполнения программы, чтобы своевременно внести в нее коррективы. Каждое программное задание и программа в целом оцениваются комплексом количественных и качественных показателей.

Отбор региональных проблем для программирования проводится обычно территориальными органами власти и управления. Управление проектированием и реализацией программ обеспечивается структурами исполнительной власти региона.

Практика выявила следующие недостатки в использовании региональных программ как формы хозяйствования:

· отсутствие четкой процедуры разработки и принятия региональных

программ;

· осуществление чрезмерно большого количества одновременно

реализуемых не увязанных между собой мелких и частных программ;

· отсутствие объективной экспертизы проектов программ, завышенные

потребности в финансовых и материально-технических ресурсах;

· отсутствие учета ресурсного потенциала регионов и реальных

возможностей государственной поддержки при разработке программ;

· необоснованная оценка сроков завершения программ и отдельных

мероприятий;

· отсутствие организационно-управленческих и нормативно-законодательных

основ регионального программирования;

· острый дефицит информации при разработке программ;

· невозможность учета всех объективных факторов на стадии

проектирования;

· отсутствие организованной статистики по выполнению программ.

По указанным причинам многие учёные считают, что наиболее

крупномасштабные комплексные программы должны проходить рассмотрение и утверждаться в высших законодательных органах, а управление государственными программами должны осуществлять не только органы исполнительной власти, но и специальные частные и смешанные независимые компании, консорциумы, агентства со специальными полномочиями и ответственностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: