Классификация и основные задачи региональных программ экономического и социального развития
Социально-экономические прогнозы являются основой для выбора стратегии, позволяющей реализовать наиболее выгодную из возможных траекторий будущего развития, и определения стратегических приоритетов государственного воздействия на социально-экономическую динамику. Реализация выбранной стратегии и приоритетов осуществляется на основе программ.
Региональная программа – это форма хозяйственной деятельности, которая используется для регулирования и управления региональной стратегией экономического, социального и научно-технического развития.
Программа представляет собой набор взаимосвязанных мероприятий, обеспеченных ресурсами и позволяющих реализовать намеченные цели в возможно короткие сроки и с относительно меньшими затратами. Государственное программирование возникло впервые в России в начале 20-го века. Первой перспективной программой был ГОЭЛРО – государственный план электрификации. В дальнейшем разрабатывался ряд программ оборонного, промышленного, территориального характера, они включались в пятилетние планы.
|
|
Государственные программы имеют ряд преимуществ, что определяет их применение.
Во-первых, программы являются наиболее эффективным способом реализации стратегии социально-экономического, научно-технического, экологического, регионального развития, обеспечивают концентрацию ресурсов на наиболее перспективных и эффективных направлениях развития, помогают преодолевать кризисы и обеспечить выход экономики на новый, более высокий уровень.
Во-вторых, программы служат действенным способом соединения саморегулирования рыночной экономики, самостоятельности в принятии решений предпринимателями с государственной поддержкой в решении стратегических проблем освоения инноваций, решении крупных социальных и экономических проблем. Программы не могут и не должны охватывать всю экономику, подвергая ее жесткому государственному регулированию. Их действие распространяется только на поле стратегического прорыва и только на время прорыва, а дальше вступают в силу обычные рыночные методы хозяйствования на конкурентных началах.
В-третьих, программирование обеспечивает дополнительный системный эффект от концентрации лучших ресурсов на узком поле прорыва, что повышает эффективность, гибкость и конкурентоспособность экономики в целом.
В силу указанных преимуществ программирование получило широкое распространение в деятельности большинства государств, крупных предприятий и транснациональных корпораций и стало важнейшим инструментом стратегического управления.
|
|
Региональные программы классифицируют по различным признакам.
1. По уровню значимости:
– межгосударственные;
– государственные;
– собственно региональные, формируемые и реализуемые территориальными органами власти.
2. По составу (масштабности проблемы):
– узкоспециализированные, формируемые по отраслевому признаку. Они разрабатываются в составе целевых федеральных программ;
– комплексные программы, которые включают совокупность взаимосвязанных узкоспециализированных программ.
3. По территориальной принадлежности:
– республиканские;
– краевые;
– областные;
– городские.
4. По функциональной ориентации:
– научно-технические (инновационные);
– социально-экономические;
– производственно-технические;
– экологические;
– организационно-хозяйственные;
– инвестиционные.
5. По периоду действия:
– долгосрочные, рассчитанные на период более 5 лет;
– среднесрочные, охватывающие период от 1года до 5 лет;
– краткосрочные, рассчитанные на срок до 1 года.
6. По источнику финансирования:
– централизованно финансируемые;
– финансируемые из средств местного бюджета;
– финансируемые из прочих источников;
– программы со смешанным финансированием.
Основные задачи региональных программ:
1. Выравнивание межрайонных различий по показателям развития;
2. Формирование оптимальной территориальной и отраслевой структуры экономики;
3. Максимально полное и эффективное использование ресурсов региона;
4. Охрана окружающей среды;
5. Преодоление последствий стихийных бедствий и аварий;
6. Духовное возрождение регионов.
Выделяют следующие этапы разработки целевых программ, сформировавшиеся на основании обобщения российского и зарубежного опыта.
1. Выбор объекта программы. При этом следует учитывать следующие критерии:
– объект должен представлять стратегический приоритет;
– объект должен обеспечивать перелом траектории движения региона данного объекта;
– программа не должна носить слишком широкий или узкий характер.
При этом желательно формировать пакеты целевых программ, дополняющих друг друга и усиливающих программный эффект.
2. Построение дерева «целей». Дерево целей – э то целевая модель, которая получается путем определения генеральной цели программы и ее последовательной декомпозиции в цели первого, второго и третьего уровней. При этом цели более высокого уровня всегда носят более широкий характер и рассчитаны на достаточно длительный срок. Цели более низкого уровня выступают средствами достижения целей более высокого уровня.
Требования, предъявляемые к целям:
– цели должны быть напряженными, но достижимыми;
– цели должны быть конкретными. Это означает, что цель должна четко фиксировать, что необходимо получить в результате деятельности, в какие сроки и кто это должен делать;
– цели должны быть измеримыми, то есть формулировка цели должна быть такой, чтобы можно было количественно измерить или иначе объективно оценить, была ли цель достигнута;
– цели должны быть совместимы между собой.
3. Обоснование системы мероприятий, необходимых для достижения целей программы, определение ответственных за их выполнение.
4. Структуризация программы, т.е. определение подпрограмм, блоков проектов и отдельных проектов.
Проект – это комплекс спланированных мероприятий, предназначенных для достижения конкретных целей, при выделенных ресурсах за определенный срок.
Проект является основной структурной единицей программы и должен обеспечить определенный программный результат. Проекты в отличие от программ ориентируются на определенный аспект жизнедеятельности и развития региона, отрасли или организации, имеют установленную стоимость, график выполнения, включают технические и финансовые параметры, то есть отличаются высоким уровнем конкретной проработки.
|
|
В процессе структуризации программы определяют набор первоочередных проектов и распределяют их выполнение по годам.
5. Оценка ресурсов, необходимых для выполнения проектов, подпрограмм, программы в целом, возможных источников финансирования и условий поступлений денежных средств. Недостаток ресурсов может потребовать уточнения мероприятий и целей программы.
6. Проведение маркетинговых исследований, определение объема выпуска продукции, сроков окупаемости проектов и программы в целом. Заведомо убыточные проекты и программы исключаются.
7. Создание целевых организационных структур для выполнения программы, подготовка кадров (менеджеров проектов, программы). Такими структурами могут быть федеральные государственные унитарные предприятия, консорциумы, холдинги, финансово-промышленные группы. По каждой подпрограмме и проекту определяются заказчик, научный руководитель (генеральный конструктор) и директор.
8. Контроль и приёмка работ. Контроль ведут по этапам выполнения программы, чтобы своевременно внести в нее коррективы. Каждое программное задание и программа в целом оцениваются комплексом количественных и качественных показателей.
Отбор региональных проблем для программирования проводится обычно территориальными органами власти и управления. Управление проектированием и реализацией программ обеспечивается структурами исполнительной власти региона.
Практика выявила следующие недостатки в использовании региональных программ как формы хозяйствования:
· отсутствие четкой процедуры разработки и принятия региональных
программ;
· осуществление чрезмерно большого количества одновременно
реализуемых не увязанных между собой мелких и частных программ;
· отсутствие объективной экспертизы проектов программ, завышенные
потребности в финансовых и материально-технических ресурсах;
|
|
· отсутствие учета ресурсного потенциала регионов и реальных
возможностей государственной поддержки при разработке программ;
· необоснованная оценка сроков завершения программ и отдельных
мероприятий;
· отсутствие организационно-управленческих и нормативно-законодательных
основ регионального программирования;
· острый дефицит информации при разработке программ;
· невозможность учета всех объективных факторов на стадии
проектирования;
· отсутствие организованной статистики по выполнению программ.
По указанным причинам многие учёные считают, что наиболее
крупномасштабные комплексные программы должны проходить рассмотрение и утверждаться в высших законодательных органах, а управление государственными программами должны осуществлять не только органы исполнительной власти, но и специальные частные и смешанные независимые компании, консорциумы, агентства со специальными полномочиями и ответственностью.