Важнейшей частью бюджета региона является региональный бюджет развития, который отражает возможности государственного воздействия на инвестиционный процесс в регионе.
Целями разработки бюджета развития региона являются:
- поддержка важных (приоритетных) для экономики региона инвестиционных проектов;
- финансирование неэффективных, но насущно необходимых мероприятий по развитию экономики региона;
- предоставление возможности получения гарантий под кредиты на реализацию эффективных инвестиционных проектов.
Бюджет развития региона является составной частью регионального бюджета, средства которого используются для кредитования, инвестирования и гарантийного обеспечения инвестиционных проектов. Денежные средства, направленные в бюджет развития региона за счет внутренних средств, не подлежат секвестру в течение финансового года.
Средства бюджета развития формируются за счет следующих источников:
- внутренних и внешних заимствований региона на инвестиционные цели;
- части доходов республиканского бюджета от использования и продажи имущества, находящегося в республиканской собственности;
- части доходов республиканского бюджета от использования и распоряжения объектами республиканской собственности;
- доходов республиканского бюджета от ранее произведенных бюджетных инвестиционных ассигнований на условиях возвратности, платности и срочности;
- сумм инвестиционных налоговых кредитов в части налоговых платежей, подлежащих зачислению в бюджет региона.
Денежные средства бюджета развития региона направляются на следующие цели:
- финансирование инвестиционных проектов, отобранных на конкурсной основе;
- исполнение обязательств региона по предоставленным инвесторам государственным гарантиям за счет средств бюджета развития.
Направление денежных средств бюджета развития на финансирование инвестиционных проектов осуществляется исключительно на конкурсной основе на условиях возвратности, платности и срочности.
Следует отметить, что успешность экономических преобразований по пути создания современной экономической системы во многом определяется состоянием рыночной инфраструктуры региона. К числу важнейших элементов рыночной инфраструктуры относится банковская система региона.
Муниципальный банк — банк, созданный при непосредственном участии органов местного самоуправления конкретного муниципального образования (города, района) и действующий под их контролем. Главная цель муниципального банка — помощь в финансировании социально-экономических программ развития муниципального образования.
Правовой базой образования муниципального банка является Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В ст. 42 данного Закона говорится о том, что органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные банки и иные финансово-кредитные учреждения. В структуре банковско-кредитной системы РФ, обновленной после августовского кризиса 1998 г., муниципальные банки рассматриваются как банки органов местного самоуправления.
Муниципальный банк имеет определенную специфику, которая заключается в том, что муниципальный банк осуществляет не рисковые операции, а выступает как гарант муниципальных обязательств. Поэтому в большей степени для него важны не доходы, а эффективное управление финансовыми средствами. Муниципальный банк создается органами местного самоуправления в интересах развития экономики, и местным органам власти, как правило, принадлежит не менее 51% уставного капитала банка.
Одним из первых муниципальный банк создало правительство г. Москвы, где в 1995 г. был организован муниципальный городской банк — Банк Москвы. Банк Москвы создавался как расчетный банк правительства Москвы. На него возлагаются также задачи финансовой поддержки крупных социально-экономических программ развития столицы. В Банк Москвы и Московский банк Сбербанка России в 2000 г. были переведены все расходные счета бюджетных организаций города. На 1 сентября 2000 г. доля правительства Москвы в уставном капитале Банка Москвы составляла 62,7%.
Основными функциями муниципального банка являются: расчетно-кассовое обслуживание бюджетных и внебюджетных счетов муниципальных и бюджетных учреждений и организаций;
кредитование муниципальных программ развития региона (по представлению местной администрации); выпуски и реализация муниципальных займов; контроль за исполнением бюджетных предписаний муниципальными предприятиями и организациями.
********Структура органов государственного управления в условиях федеративного государства достаточно сильно отличается по регионам страны. Вместе с тем имеются некоторые общие черты, характерные для всех субъектов Федерации.
Создание здоровой рыночной экономики предполагает устранение препятствий, мешающих развитию гражданского общества и построению новой системы государственного управления. Пересмотр сферы и роли правительства потребовал в России демонтажа таких структур, как промышленные производственные министерства и органы, занимавшиеся распределением ресурсов.
В то же время были созданы новые административные органы для обеспечения общественных нужд и управления экономической политикой в рыночной экономике.
В новых условиях в задачи государства и правительства входит следующее:
- создание административной и финансовой инфраструктуры для рыночной экономики;
- либерализация цен;
- легализация и правовое оформление частной собственности;
- обоснование и реализация промышленной политики, создание рыночных условий для инвестиций, нововведений и структурных перемен;
- открытие экономики по отношению к мировому рынку;
- управление макроэкономической обстановкой, достижение фискального баланса и проведение взвешенной кредитно-денежной политики;
- координация деятельности центральных, региональных и местных органов власти;
- создание социальной, образовательной инфраструктуры и
- рынка труда;
- повышение способности правительства по администрированию рыночной экономики, включая эффективную государственную службу.
В формировании социально-правового института государственной службы России большая роль отведена Федеральному закону «Об основах государственной службы Российской Федерации» (утвержден 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ). В соответствии с этим Законом под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.
Формирование государственной службы Российской Федерации включает в себя образование федеральной государственной службы Российской Федерации и государственной службы субъектов Российской Федерации. По указу Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» № 1062 от 17 августа 1999 г. эта структура включает 27 федеральных министерств, 9 государственных комитетов, 3 федеральные комиссии, 14 федеральных служб, 2 федеральных надзора, 8 федеральных агентств, иные федеральные органы исполнительной власти.
Федеральные органы исполнительной власти являются центральными органами, осуществляющими государственное управление в своей области деятельности в соответствиями с положениями, утвержденными Президентом или Правительством Российской Федерации.
В состав министерств и ведомств, определяющих политику в области социально-экономического развития, входят Министерство экономического развития и торговли РФ (Минэкономразвития России), Министерство промышленности и науки и технологий РФ, Министерство финансов РФ, Министерство труда и социального развития РФ, Министерство топлива и энергетики РФ, Министерство транспорта РФ, Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ, Министерство путей сообщения РФ, Министерство природных ресурсов РФ, Министерство РФ по налогам и сборам, Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, а также Центральный банк России, не входящий в число органов исполнительной власти.
Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики и нормативно-правовое регулирование на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в финансовой сфере, включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферы, сферу государственного долга, в области аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, добычи, производства, переработки драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, включая определение таможенной стоимости товаров и транспортных средств, а также выработку финансовой политики в области государственной службы и судебной системы.
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере экономического развития, внешнеэкономической деятельности, торговли, таможенного дела, государственной статистики, тарифов субъектов естественных монополий, управления федеральным имуществом, несостоятельности (банкротства) организаций, управления государственным материальным резервом, кадастра объектов недвижимости, предпринимательства и малого бизнеса.
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
В сферу задач Министерства экономического развития и торговли включается анализ экономического положения Российской Федерации и определение принципов и методов регулирования в социально-экономической сфере; разработка принципов, методов и форм реализации государственной структурной и инвестиционной политики в Российской Федерации; разработка совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти основных принципов региональной экономической политики, предложений по государственной внешнеэкономической политике Российской Федерации, осуществление государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, координация внешнеторговой деятельности субъектов Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, содействие привлечению иностранных инвестиций.
В соответствии с возложенными на него задачами Министерство экономического развития и торговли выполняет весьма широкий перечень функций, среди которых можно выделить следующие:
- разработка с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов и регионов Российской Федерации, отраслей и секторов экономики на кратко-, средне- и долгосрочный периоды, осуществление прогнозных расчетов общеэкономических показателей системы национальных счетов;
- разработка проектов программ и планов действий Правительства Российской Федерации по социально-экономическому развитию страны, а также прогнозных и аналитических материалов по вопросам институциональных преобразований;
- участие в подготовке предложений об общих направлениях финансовой, бюджетной, налоговой, денежно-кредитной, валютно-кредитной и таможенно-тарифной политики Российской Федерации;
- разработка сводного финансового баланса по Российской Федерации, в том числе по субъектам и регионам Российской Федерации, предложений об основных показателях федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации, участие в разработке совместного заявления Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации о среднесрочной стратегии и экономической политике;
- подготовка с участием Министерства финансов Российской Федерации, Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти проекта бюджета развития Российской Федерации на соответствующий год;
- участие в разработке экономического обоснования бюджетной политики, отдельных разделов федерального бюджет, а также обеспечение подготовки экономического обоснования и формирование бюджетной заявки на финансирование поставок продукции (работ, услуг) для федеральных государственных нужд;
- осуществление анализа и подготовки предложений о совершенствовании структуры федеральных органов исполнительной власти;
- разработка совместно с другими федеральными органами исполнительной власти государственной структурной политики и механизмов ее реализации, организация работы по ее проведению;
- подготовка с участием федеральных органов исполнительной власти предложений об экономическом механизме рационального использования природных ресурсов, ресурсосбережения и энергосбережения;
- разработка с участием федеральных органов власти предложений о развитии государственно сектора экономики Российской Федерации, осуществление анализа и прогнозирования его развития;
- подготовка с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти предложений и осуществление методического руководства работой по формированию и реализации федеральных и региональных целевых программ, а также межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, ежегодное предоставление в Правительство Российской Федерации докладов о ходе реализации федеральных целевых имежгосударственных целевых программ;
- участие в разработке и реализации социальной политики, включая вопросы государственной поддержки иразвития отраслей социальной сферы, реформирования жилищного строительства и жилищно-коммунального хозяйства, политики в области доходов и потребления населения, демографии, миграции, трудовых ресурсов, создания рабочих мест, социального партнерства и социальной поддержки отдельных групп населения с учетом экономических возможностей государства;
- разработка совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, а также с участием соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложений по формированию единой государственной политики в области внешнеэкономической деятельности;
- участие в подготовке предложений о реформировании государственной службы и повышении профессионализма государственных служащих, осуществление подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в учебных заведениях, находящихся в ведении Министерства, а также в других учебных заведениях, участие в международном сотрудничестве в этой области.
Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации (Минпромнауки России) осуществляет разработку и реализацию государственной промышленной, научно-технической и инновационной политики, определяет пути и методы ее эффективного регулирования, обеспечивающие социально-экономический прогресс и устойчивое развитие Российской Федерации.
Основными задачами министерства являются:
- разработка и реализация единой государственной промышленной, научно-технической и инновационной политики и совершенствование механизмов и форм ее реализации в целях обеспечения устойчивого развития и повышения конкурентоспособности организаций промышленности, других отраслей экономики и социальной сферы, находящихся в ведении министерства;
- государственное регулирование и проведение структурных преобразований в отраслях промышленности, а также координация деятельности в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти; проведение совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти единой государственной научно-технической политики в области развития и реформирования оборонной промышленности;
- анализ финансово-экономического состояния промышленности и науки, разработка соответствующих материалов к комплексному прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации по отраслям и регионам;
- разработка совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти предложений по формированию государственной политики в сфере промышленного, военно-технического, научно-технического и инновационного сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами и обеспечение их реализации;
- разработка и осуществление мер по сохранению и развитию промышленного и научно-технического потенциала Российской Федерации, его рациональному использованию и адаптации к условиям рыночной экономики;
- формирование и реализация механизмов государственной поддержки промышленной, научно-технической и инновационной деятельности, развития инновационной инфраструктуры рынка наукоемкой продукции и услуг объектов промышленной собственности; содействие развитию конкуренции и инновационного предпринимательства в научно-технической сфере;
- ресурсное обеспечение науки и эффективное использование средств федерального бюджета, выделяемых на развитие фундаментальных исследований и содействие научно-техническому прогрессу;
- организация работы по формированию и использованию государственных и иных ресурсов научно-технической информации;
- определение совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти механизмов государственного стимулирования создания, правовой охраны и введения в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности и других результатов научно-технической деятельности.
Активную роль в РФ играют органы законодательной и исполнительной власти, принимающие решения в области социально-экономического развития. Кроме того, заметное воздействие на хозяйственную жизнь в стране и управление ею оказывают различные объединения, ассоциации и союзы юридических и физических лиц, например, такие, как Союз предпринимателей России, Союз банкиров, Общество потребителей и т.д.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, устойчивого развития сельских территорий, а также изучения, сохранения, воспроизводства и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, водных биологических ресурсов и среды их обитания (далее — агропромышленный комплекс и рыболовство).
Министерство природных ресурсов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Министерство природных ресурсов Российской Федерации разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по следующим вопросам:
- геологическое изучение, рациональное использование и охрана недр;
- использование, охрана, зашита лесного фонда и водных ресурсов;
- охрана, использование и воспроизводство объектов животного мира и среды их обитания;
- охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;
- охрана атмосферного воздуха;
- совершенствование экономического механизма регулирования природопользования и охраны окружающей среды.
Министерство транспорта и связи Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере воздушного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного и городского электрического (включая метрополитен), промышленного транспорта, дорожного хозяйства, связи и информатизации.
В различных субъектах Российской Федерации структура и функции органов управления экономикой различаются. Различны также названия ведомств, занимающихся вопросами функционирования и экономики региона. Вместе с тем имеется целый ряд общих черт, характерных для всех субъектов. В качестве объекта рассмотрения принята некая республика в составе РФ.
Основные задачи министерства экономического развития:
- разработка стратегии социально-экономического развития региона, выработка структурной политики, а также системы мер государственного воздействия на развитие экономики в условиях рыночных отношений;
- подготовка предложений по стабилизации и развитию экономики, эффективному использованию производственного и научного потенциала, природных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов в целях развития социальной ориентированности экономики региона, повышения уровня жизни проживающего здесь населения;
- определение приоритетных направлений развития экономики региона, его районов и населенных пунктов;
- разработка целевых социально-экономических и инвестиционных программ, проектов и определение источников их ресурсного обеспечения;
- определение инвестиционной политики и регулирование этой деятельности;
- исследование и прогнозирование источников бюджетных поступлений и определение способов их увеличения;
- воздействие на формирование потребительского рынка и его товарное насыщение;
- • разработка механизмов регулирования внешнеэкономической деятельности, использования валютных ресурсов;
- разработка стратегии развития различных форм собственности и предпринимательства.
Основные функции министерства финансов или органа, занимающегося финансовыми вопросами региона:
- разработка проекта Государственного бюджета региона, руководство и координация его исполнения; финансирование мероприятий, предусмотренных в Государственном бюджете региона;
- анализ действенности налоговой системы, контроль за состоянием бухгалтерского учета, разработка и осуществление мер по их совершенствованию;
- разработка предложений и определение соотношений между средствами Государственного бюджета региона и местных бюджетов;
- обеспечение финансового контроля за правильным и рациональным использованием ведомствами региона бюджетных средств.
Министерство промышленности, транспорта и связи выполняет следующие функции:
- координация работы предприятий и организаций промышленности, транспорта и связи;
- содействие промышленному развитию региона, развитию единого транспортного комплекса, дорожного хозяйства, почтовой, телеграфной, телефонной и радиосвязи;
- прогнозирование динамики производства продукции и услуг этих отраслей;
- координация работ по интеграции производственной кооперации, внедрению новых технологий;
- содействие развитию различных форм собственности, малого предпринимательства, создание условий и предпосылок для конкуренции и преодоления монополизма.
Министерство торговли решает следующие задачи:
- определение основных направлений развития государственной торговли, организация товарообменных и создание резерва товарных ресурсов;
- разработка и проведение совместно с другими органами мер по защите внутреннего рынка, обеспечение реализации товаров из централизованных ресурсов, содействие развитию многообразных форм собственности, предпринимательства;
- создание предпосылок для конкуренции и пресечения монопольных тенденций в отрасли и других сферах, связанных с торговым обслуживанием.
В условиях переходной экономики происходит непрерывный процесс изменения производственных отношений, соответственно этому видоизменяются и функции исполнительных органов власти. Изменение функций влечет и изменение структуры органов исполнительной власти регионов.
Процесс реформирования структуры исполнительной власти направлен в сторону большего соответствия их функций потребностям переходной экономики. Вместе с тем следует отметить, что до сих пор структура органов управления экономикой региона сохраняет многие черты структуры управления централизованной плановой экономики. Основные министерства и ведомства сохраняют обычную аппаратную структуру, которая не позволяет выполнять на должном уровне такие функции, как прогнозирование социально-экономической ситуации в регионе, проведение ситуационного анализа, разработка методов косвенного регулирования экономических процессов.
Переход к демократическому и правовому государству делает необходимым реформирование государственного аппарата, изменение структуры, функций и способов регулирования его деятельности.
Основными недочетами в работе госаппарата являются:
- неадекватная реакция персонала на новое состояние общества, экономики, на коренное изменение в формах собственности;
- нечеткость разделения функций и полномочий в организационных структурах, недостатки в работе с органами местного самоуправления;
- недостаточный профессионализм многих госслужащих, а также отрицательное воздействие и инерционность старой системы и специалистов, перешедших из нее;
- отсутствие опыта работы с негосударственными структурами;
- медленное освоение опыта функционирования государственных структур и государственных служащих зарубежных государств с развитой рыночной экономикой.
Основными причинами этих недостатков в работе структур госаппарата являются отсутствие теоретической и методологической базы работы с персоналом государственного управления, его развитием и формированием в условиях рыночной экономики, слабое развитие профессионального и личностного потенциала служащих, «узость» базы резерва, медленный поиск талантов, отсутствие научной системы подготовки персонала государственной службы.
Для реорганизации государственных органов потребуются выделение ресурсов на создание развернутой инфраструктуры, способной обеспечить подготовку и переподготовку персонала всех уровней управления, проведение научных исследований, введение систем и методов управления, базирующихся на новейших информационно-аналитических технологиях.
Замена административного управления экономическими методами требует коренного изменения системы работы государственного аппарата. Это вызывает не только качественные, но и количественные изменения в формировании аппаратных структур. Должно сокращаться число уровней управления, происходить четкое разграничение государственных, производственных, общественных функций, уменьшаться количество подразделении аппарата управления.
Появление новых критериев эффективности работы аппарата управления тесно связано с новой ролью государства. Результаты исследований западных ученых и практика государственного управления в развитых странах указывают на то, что время независимого действия автоматических рыночных регуляторов экономики уходит в прошлое. Правительства большинства развитых стран мира играют ключевую роль в исправно функционирующей рыночной системе.
В настоящее время первостепенная задача для всех стран с бывшей централизованно планируемой экономикой — построение новых управленческих систем с взаимодополняющими государственными и частными структурами.
В новых условиях государственные органы должны разработать меры государственного регулирования как средство поддержания стратегического равновесия в экономике страны, сглаживающие резкие структурные сдвиги, так и мероприятия, обеспечивающие высокую предпринимательскую и трудовую активность населения.
Управленческий персонал на всех уровнях государственной власти сегодня надо учить не только обоснованию решения экономических проблем, но и современным методам менеджмента, методам достижения соглашений, проведения переговоров, поиску компромиссов, практике принятия стратегических решений Экономической политике, проводимой ныне нашим правительством, недостает четкой промышленной политики, направленной на инновационное развитие экономики нашей страны.
В настоящее время реформа государственного аппарата выступает не как ограниченное мероприятие, направленное на частичное изменение тех или иных властных и управленческих структур, а как комплексная программа.
Можно выделить следующие направления, по которым происходит модернизация системы государственного управления.
1. Приватизация. В широком смысле приватизация означает действия по уменьшению роли правительства и соответственно увеличению значения частного сектора во владении собственностью. Она означает не только передачу госсобственности в частное владение, но и заключение контрактов с частными организациями на выполнение определенных услуг на конкурентных условиях, предоставление гражданам альтернативных возможностей получения услуг и др. Это стало основной стратегией в развитых странах, где государство контролирует незначительную часть собственности. Вместе с тем в ходе приватизации возникают две крупные проблемы — увеличение масштабов коррупции и уменьшение объемов услуг для бедных слоев населения.
2. Децентрализация. Децентрализация государственного управления может проходить в виде передачи отдельных полномочий (функций) с федерального уровня на более низкий уровень управления при сохранении централизованной власти. Другим путем является создание автономных структур (коммун, общин, муниципалитетов), располагающих собственными ресурсами для выполнения возложенных на них задач.
В результате формируются более благоприятные условия для улучшения обслуживания населения и повышения эффективности принимаемых решений. Непременными требованиями при децентрализации являются финансовая самостоятельность и ответственность.
3. Улучшение качества государственных услуг. В последнее время популярным стал лозунг «создать структуры, ориентированные на потребителей». За ним стоят настойчивые попытки руководителей изменить ценностные ориентиры, сложившиеся в госаппарате, и поставить в центр деятельности государства обслуживание интересов и удовлетворение нужд рядовых граждан.
Причины повышенного внимания к вопросам качества государственных услуг заключаются не только в стремлении учитывать интересы населения, но и в более полном использовании непосредственной связи между уровнем образования, квалификацией, здоровьем граждан и конкурентоспособностью национальных экономик.