Тема 9. Ребенок и его позиция в образовательном процессе

План:

1. Школа — пространство развития личности ребенка.

2. Принятие педагогом ребенка как высшей профессиональной ценности, понимание учителем самоценности личности ребенка.

3. Средства, обеспечивающие субъектную позицию ребенка в педагогическом процессе.

Основные понятия: профессиональные ценности, самоценность личности, субъектность, субъектная позиция.

1. Школа — пространство развития личности ребенка. В трудах известного педагога В.А. Сухомлинского широко используется понятие “школьно-семейное воспитание”. По его мнению, воспитание, в процессе которого развивается и формируется личность, не может рассматриваться или как школьное, или как семейное, так как личность ребенка едина и процесс ее формирования носит целостный характер. И все же в этом целостном процессе воспитания школе принадлежит ведущая роль, так как она является важным социальным институтом, в котором обучение и воспитание, подготовка подрастающих поколений к жизни осуществляется людьми, специально подготовленными для педагогической деятельности, на профессиональной основе.

Будущему учителю, готовящемуся к этой деятельности и вступающему в нее, важно осознать, что школа является не только общеобразовательным учреждением, в котором дети приобщаются к основам наук о природе и обществе, формируют жизненно важные умения и навыки, но и пространством их личностного развития.

Еще в 60-х годах прошлого века эту мысль одним из первых сформулировал американский педагог, сторонник гуманистической педагогики, Роберт Бернс. В книге “Я-концепция и воспитание” он подчеркнул, что школа должна интересовать общество “не с точки зрения традиционного представления о ней как о заведении, в котором осуществляется формальное обучение и усвоение знаний, а как общественный институт, где в основном происходит эмоциональное, социальное и интеллектуальное формирование личности” [2, с. 25]. По его мнению, важнейшей частью процесса обучения в школе, передачи последующим поколениям накопленного человеческой цивилизацией опыта и знаний должно стать признание непреходящей ценности каждой личности. Познание основ наук, конечно, важно, школьники должны постигать их в определенной системе, однако педагогам в свете современной психолого-педагогической науки необходимо осознать, что “постижение знаний — не самоцель, а средство продвижения человека к новым духовным горизонтам” [2, с. 28].

Последние десятилетия ХХ века и первые годы ХХ1 внесли в жизнь школы много нового. Появились новые типы общеобразовательных учебных заведений, новые формы обучения, новые учебные планы и программы. Школа начинает постепенно возвращаться к своей изначальной цели — развитию и сохранению духовного, личностного потенциала человека. Общество постепенно как бы “прозревает”, начиная понимать, что именно школа во многом является гарантом нравственности и стабильности социальных отношений, социального прогресса, если она организована на принципах нового педагогического мышления, согласно которому ребенок является субъектом педагогического процесса, осуществляемого в стенах школы. Сущность субъектного подхода к учащемуся о раскрывается в умении школьных педагогов, во-первых, так организовать свою профессиональную деятельностть, чтобы ребенок участвовал в педагогическом процессе вместе с учителем, не был пассивным предметом обучения и воспитания. Во-вторых, педагог знает и принимает как существующую реальность все права ребенка на защиту, на помощь, на развитие в учебно-воспитательном процессе. В-третьих, отношение к ребенку как субъекту школьной жизни предполагает развитие педагогом его творческих способностей, что в свою очередь требует от учителя, как традиционного субъекта педагогической деятельности, сформированности понимания самоценности личности каждого воспитанника и ее изучения, познания. В четвертых, субъектный подход к ребенку определяет не только знание его индивидуальных свойств в целом, но и создание условий для полноценного развития индивидуальности школьника, являющейся, несомненно, ярчайшим признаком его личностного развития. И наконец, у педагога в рамкмах субъектного подхода к учащемуся должна быть установка на развитие непосредственно субъектных свойств личности ребенка: саморегуляции, саморазвития, самоконтроля, самокритики и т.п. Ведь, по определению В.И. Слободчикова и Е.И. Исаева, “субъектность — это социальный, деятельностно-преобразующий способ бытия человека; как самость — субъектность есть очевидная и непосредственно данная форма самобытия человека” [8, с. 372].

В свете вышесказанного, по мнению В.С. Кукушина, всем, кто связал свою жизнь со школой, с обучением и воспитанием детей, важно осмыслить профессиональную учительскую деятельность, работу в школе с разных сторон:

— как явление культуры;

— как педагогическое воздействие;

— как организацию деятельности детей, в которой осуществляется их личностное развитие;

— как общение, диалог, сотрудничество с воспитанниками;

— как сотворчество учащихся друг с другом и с учителем;

— как жизнетворчество (и учащихся, и педагога) [4].

Такое осмысление педагогом своей профессиональной деятельности является основой для превращения современной школы в пространство личностного развития учащихся.

2. Принятие педагогом ребенка как высшей профессиональной ценности, понимание учителем самоценности личности ребенка. Развитие в педагогике гуманистических идей обучения и воспитания способствовало появлению новой педагогической парадигмы, нового взгляда на ребенка как на субъект педагогического процесса. На современном этапе развития школы это особенно ярко проявляется в разработке и внедрении в обучение и воспитание новых технологий, призванных обеспечить личностное развитие учащегося. Однако, как отмечает А.И. Левко, “слепая вера в методику (обучения и воспитания — прим. автора Т.С.), которая сформировалась на протяжении многих десятилетий, стала важнейшей предпосылкой особого типа профессионального сознания учителя, в основе которого лежит твердая уверенность, что педагогу всегда точно известно, что для ребенка благо, а что вред” [5, с. 17]. Профессиональное сознание такого характера не предоставляет достаточных возможностей для понимания педагогом самоценности личности самого учащегося в организуемом педагогическом процессе. С такой точки зрения учащийся рассматривается как объект учебного процесса. Целью воздействия на данный объект является формирование в сознании учащегося определенной суммы информации, знаний. Таким образом, самоценным в профессиональной деятельности для большинства педагогов являются все же знание, информация, к которым они должны приобщить своих учеников. Процесс образования рассматривается многим учителями прежде всего как дело просвещения. Их представление о культуре связано только со знаниями, информацией как некой интеллектуальной матрицей, с которой они должны сообразовывать свою профессиональную деятельность. Между тем в свете исследований многих современных ученых (философов, педагогов, психологов, социологов) становится ясно, что культура и процесс приобщения к ней подрастающих поколений (образование) — это особое социальное пространство, в котором важны не только знания, информация, но и тип самосознания человека, его личностно усвоенное и пережитое богатство ценностей той социокультурной действительности, в которой он приобщается к определенным знаниям, в которой он формируется как личность.

Само знание является значимым, обеспечивает образование человеческой личности только в том случае, если оно “предполагает еще и идеальную объяснительно-описательную конструкцию, направленность на разгадку тайны бытия, выступает как основа духовного совершенствования, развитие внутреннего самосознания человека” [ 5, с. 24].

Таким образом, для того, чтобы гуманистическая парадигма обучения и воспитания стала преобладающей в педагогической практике и обеспечила высокую эффективность обучения и воспитания, полноценное личностное развитие школьников, современному учителю важно осознать, что высшей ценностью его профессиональной деятельности является ребенок как развивающаяся личность.

В чем же сущность самого понятия “ “профессиональная ценность”? Ценность вообще выступает как жизненный смысл человека, который определяет выбор им целей, средств, результатов и условий деятельности [5, с. 125]. Следовательно, профессиональная ценность понимается как личностный смысл выполняемой учителем в рамках профессии деятельности. От того, каковы профессиональные ценности педагога, каково его личностное отношение к ней, во многом зависит ее характер и результативность.

Гуманизация педагогического процесса как основное направление реформирования современной школы требует, чтобы высшей профессиональной ценностью педагога сегодня был ребенок, воспитанник. Главным критерием результативности работы учителя в современной педагогике определен учащийся с запущенным механизмом личностного саморазвития, то есть ученик как субъект педагогического процесса.

Ребенок является высшей профессиональной ценностью учителя, если смысл педагогической деятельности связан с позитивным отношением к воспитаннику, если ученик не рассматривается педагогом только как средство достижения каких-либо иных, кроме создания условий для развития его личности, целей выполняемой работы.

Однако в реальной жизни школы мы часто сталкиваемся с ситуациями, когда, например, смыслом работы учителя могут быть предметные знания, которые должны быть усвоены школьниками; главным смыслом деятельности могут являться профессиональные достижения самого учителя; известны и достаточно широко распространены ситуации, когда учитель вообще не задумывается над тем, какими профессиональными ценностями он руководствуется в своей работе. Пропагандируемые в современной школе идеи гуманизации педагогического процесса так и останутся только декларациями, если основой работы учителя не станет осознание им самоценности личности ребенка в процессе обучения и воспитания, поэтому будущему учителю так важно познать и принять на личностном уроне эту основополагающую идею гуманистической педагогики.

Содержание педагогической позиции учителя-гуманиста можно в обобщенном виде представить в трех направлениях:

— понимание педагогом уникальности и неповторимости личности каждого ученика, принятие воспитанника таким, каков он есть, со всеми его индивидуальными проявлениями;

— забота педагога о сохранении психофизического здоровья учеников;

— обеспечение учителем максимально благоприятных условий для раскрытия творческих способностей учащихся, способствование их профессиональному самоопределению.

К.В. Гавриловец подчеркивает важность сформированности гуманной профессионально-педагогической позиции учителя в совершенствовании обучения и воспитания школьников. “Задача педагога и смысл гуманистического воспитания в школе заключаются в том, — пишет она, — чтобы помочь учащимся открыть в себе лучшее, поверить в свои силы и приобщиться к подлинным духовным ценностям. Решение этих поистине великих образовательных задач требует большой духовной самоотдачи. Такой труд под силу лишь тем учителя, которые осознали величие своей миссии — через гуманистическое воспитание учащихся поддерживать и обогащать духовный пласт отечественной культуры” [3, с. 116].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: