Тема 7. Профессионализм учителя как условие успешности педагогической деятельности

Понятие о педагогической деятельности.Понятие “деятельность” — категория философская. С одной стороны, она понимается как категория научного знания, специфическая форма общественно-исторического бытия людей, с другой — как способ их существования и развития, целенаправленное преобразование ими природной и социальной действительности.

Тема 6. Педагогическая деятельность: сущность, структура, функции.

План:

1. Понятие о педагогической деятельности.

2. Виды педагогической деятельности, их характеристика.

3. Профессиональные функции педагога.

Основные понятия: деятельность, педагогическая деятельность, виды педагогической деятельности, функции педагогической деятельности.

Любая деятельность, осуществляемая ее субъектом (активным деятелем), включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат.

Выступая как форма бытия человека и способ его существования, деятельность:

— обеспечивает создание материальных условий жизни человека, удовлетворение его естественных потребностей;

— является фактором развития духовного мира человека, формой и условием реализации его культурных потребностей;

— она есть сфера реализации человеком себя как личности;

— деятельность — источник и критерий научного познания, самопознания и саморазвития человека;

— обусловливает преобразование окружающего мира на основе его познания [7, c. 165].

Деятельность характеризуется предметностью [2, c. 151], социальностью (она всегда носит общественный характер, побуждает людей к обмену ее продуктами, информацией, к взаимопониманию) [7, с. 166], сознательностью (в процессе деятельности сознание выполняет информационную, ориентирующую, целеполагающую, мотивационно-побудительную, регулирующую и контролирующую функции) [1, c. 103 — 104].

Педагогическая деятельность — это особый вид человеческой деятельности, имеющей целенаправленный характер. Она имеет такие же характеристики, как и любой другой вид человеческой деятельности (предметность, социальность, сознательность, целеположенность), но в тоже время является особой, специфической. Ее особенность определяет основная цель, на которую направлена педагогическая деятельность — приобщение человеческих существ к жизни общества, развитие и формирование с ее помощью всесторонне и гармонично развитой личности.

Б.Т. Лихачев определяет сущность педагогической деятельности следующим образом: “Это особый вид общественно-полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к жизни в соответствии с экономическими, политическими, нравственными, эстетическими целями” [3, с.57].

В.А. Межириков, М.Н. Ермоленко рассматривают педагогическую деятельность как “особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовки к выполнению определенных социальных ролей в обществе” [4, с. 71 ]. В данном определении трудно согласиться с раскрытием сущности специальной деятельности педагога как о передачи общественного опыта от поколений к поколению, так как педагогическую деятельность выполняет педагог; учащийся же, воспитанник не является ее субъектом. А слово “передача” предполагает наличие в педагогической деятельности двух субъектов — того, кто передает, и того, кто должен взять. Правильнее все же рассматривать педагогическую деятельность не как средство передачи общественного опыта от старшего поколения младшим, а с точки зрения создания педагогом определенных условий для эффективного усвоения воспитанниками накопленных человечеством культуры и опыта. Усвоение — это уже деятельность самой формирующейся личности, но эта деятельность не является педагогической, это непосредственная деятельность ребенка по усвоению знаний, умений и навыков, мировоззренческих идей, общественного опыта, которую организовывает учитель в педагогическом процессе.

Как личность ученик развивается в многообразной деятельности — учебно-познавательной, нравственно-этической, трудовой, общественно-полезной, художественно-технической, спортивно-оздоровительной и т.д. Он выполняет ее сам, но с “подачи” педагога, под его руководством.

Таким образом, понятия “педагогическая деятельность” и “педагогический процесс” взаимосвязаны, но не тождественны. Педагогический процесс представляет собой обучение и воспитание как в школе, так и во внешкольных учреждениях, его организовывает педагог посредством педагогической деятельности, что и определяет взаимосвязь рассматриваемых в сравнении понятий.

Обучение и воспитание (педагогический процесс) и педагогическая деятельность тесно взаимосвязаны и одновременно противоположны. Воспитание (обучение входит в него) — объективно закономерный исторический процесс. педагогическая же деятельность как субъективное отражение этого процесса возникает на основе воспитательной практики.

Педагогическая деятельность может отставать от требований жизни, которые неизбежно накладывают отпечаток на характер воспитания, от объективного воспитательного процесса. Она может вступать в противоречия с прогрессивными социальными тенденциями и не обеспечивать эффективности воспитания на определенных временных этапах развития общества.

Научная педагогическая теория изучает законы воспитания, воспитательные влияния жизненных условий и их требования. Этим педагогика как наука вооружает педагогическую деятельность необходимыми достоверными знаниями, обусловливает ее эффективность, способствует разрешению возникающих противоречий между прогрессивными общественными явлениями, воспитанием и педагогической деятельностью.

Б.Т. Лихачев определяет следующие положения, в которых выражается общее и различное, единое и особенное в обучении и воспитании (педагогическом процессе) и педагогической деятельности:

— воспитание как общественное явление возникло одновременно с человеческим обществом, раньше сознательной и профессионально осуществляемой педагогической деятельности. Оно как объективный процесс может осуществляться без профессионально подготовленных специалистов в ходе жизненных отношений детей и взрослых. Педагогическая деятельность родилась в недрах воспитательных отношений как субъективное отражение объективных процессов, как сознательное вмешательство в формирование подрастающих поколений;

— обучение и воспитание — категории более широкие, чем педагогическая деятельность. Порождая педагогическую деятельность и находясь с ней в единстве, обучение и воспитание могут вступать с педагогической деятельностью в противоречия и несоответствия, обусловленные отставанием целенаправленной подготовки детей от требований развивающейся и изменяющейся жизни;

— назначение обучения и воспитания — удовлетворение жизненно важных потребностей общества. Цель педагогической деятельности — охват педагогическим влиянием всей детской жизни в социуме;

— воспитание имеет общественной функцией подготовку производительных сил. Педагогическая деятельность наряду с этим ставит задачу формирования определенного типа личности и развитие индивидуальности ребенка;

— в обучении и воспитании средствами влияния на детей являются вся совокупность общественных отношений и активная самодеятельность детей, что приводит к известной стихийности, непредсказуемости результатов формирования личности. Педагогическая деятельность сама является средством воспитания. При эффективном, правильном ее осуществлении педагогами преодолевается известная стихийность в личностном формировании ребенка;

— в воспитании принимают участие все: взрослые и дети, природа и среда, вещи и явления. Педагогическая деятельность осуществляется специально подготовленными специалистами, учительством, призванным реализовать общественные идеалы, организовать воспитательное влияние природы, среды и общественности на развивающуюся личность ребенка [3, с. 58 — 59].

Итак, педагогическая деятельность как органическая, сознательная и целенаправленная часть учебно-воспитательного процесса, является одной из важнейших функций общества, которую призваны выполнять специально подготовленные люди — педагоги, учителя, воспитатели.

В данном контексте мы можем говорить о тождественности понятий “педагогическая деятельность” и “педагогическая профессия”.

На прошлой лекции мы достаточно подробно рассмотрели специфику педагогической профессии (педагогической деятельности) и убедились в ее особенности, неповторимости и социальной уникальности.

3. Виды педагогической деятельности, их характеристика. Для успешного осуществления педагогической деятельности учителю необходимо детально представлять себе ее структуру, соотносить с ней систему накапливаемых теоретических профессиональных знаний и постепенно формирующихся практических умений и навыков, необходимых для выполнения работы педагога, учителя, воспитателя.

Психолого-педагогические исследования (Ф.М. Гоноболина, Н.В. Кузьминой, В.А. Сластенина, А.И. Щербакова и др.) позволили установить, что педагогическая деятельность представляет собой многоуровневую систему, (система — это нечто целостное, состоящее из взаимосвязанных частей) и выделить ее компоненты как относительно самостоятельные функциональные виды деятельности педагога. На основе данных исследований И.Ф. Харламов выделил и детально охарактеризовал следующие взаимосвязанные виды педагогической деятельности:

— диагностическая;

— ориентационно-прогностическая;

— конструктивно-проектировочная;

— организаторская;

— информационно-объяснительная;

— коммуникативно-стимулирующая;

— аналитико-оценочная;

— исследовательско-творческая [9, с. 541 — 546].

Рассмотрим более подробно вышеназванные виды педагогической деятельности и требования к учителю, вытекающие из необходимости эффективного их осуществления в педагогическом процессе.

Логично, что первой в номенклатуре компонентов, рассматриваемых в системе деятельности учителя, выделена структура диагностических (греч. diagnosis — распознавание, определение) действий педагога. Ведь, как отмечал еще К.Д. Ушинский в предисловии к своей книге “Человек как предмет воспитания”, чтобы воспитывать человека во всех отношениях, надо прежде всего знать его во всех отношениях.

Диагностическая деятельность учителя связана с изучением индивидуально-психологических особенностей учащихся, уровней их развития, обученности и обучаемости, воспитанности и воспитуемости и т.д. Эти знания необходимы педагогу для учета их в процессе учебно-воспитательной работы с целью эффективного ее выполнения.

Чтобы психолого-педагогическая диагностика, с которой, по сути, и начинается педагогическая деятельность, была действенной, позволяла верно выстраивать отношения и работу со школьниками, учителю необходимо быть наблюдательным, внимательным, владеть разнообразными методиками психолого-педагогической диагностики (в частности, наиболее распространенными среди них являются научное педагогическое наблюдение, аналитическое изучение результатов учебной деятельности учеников, школьной документации; всевозможное анкетирование, психологические тесты и т.д.).

Ориентационно-прогностическая деятельность выражается в умении учителя определять на основе результатов психолого-педагогической диагностики цели и задачи учебно-воспитательной работы с учащимися, прогнозировать ее результаты. Педагогическое прогнозирование опирается на достоверное знание сущности и логики педагогического процесса, его закономерностей и принципов, а также особенностей возрастного и индивидуально-психологического развития детей. Оно выводит на правильное управление учебно-воспитательным процессом.

В плане сформированности профессионально-значимых личностных качеств этот вид деятельности требует от учителя развитого воображения, абстрактного типа мышления и высокого уровня интеллектуального развития, которое во многом определяет умения предвидеть результаты осуществляемой педагогической работы с учащимися.

Учителю также необходимо формировать специальные прогностические умения, в состав которых входят:

— формулировка диагностируемых образовательных, развивающих и воспитательных целей и задач;

— отбор методов их достижения;

— предвидение возможных отклонений при достижении результата, нежелательных явлений и выбор способов их предотвращения или преодоления;

— мысленная (в абстрактной, идеальной форме) проработка структуры, отдельных компонентов организуемого педагогического процесса;

— предварительная оценка затрат средств, труда и времени участников образовательного процесса.

Чтобы верно спрогнозировать цели и задачи, содержание предстоящей работы, учитель должен овладеть такими методами педагогического исследования, как моделирование, выдвижение гипотез, мысленный эксперимент и т.д.

Ориентационно-прогностическая деятельность влечет за собой деятельность конструктивно-проектировочную. В частности, если педагог диагностировал недостаточно развитые коллективистские отношения между учащимися, спрогнозировал укрепление этих отношений как одно из средств, позволяющих добиться высоких результатов учебно-воспитательной работы с детьми, ему необходимо на этой основе сконструировать и спроектировать содержание воспитательной деятельности в данном направлении.

Конструкторско-проектировочные умения реализуются учителем в ходе конкретной подготовки к организации и проведению учебно-воспитательных мероприятий. Это прежде всего умения спланировать предстоящую работу и на основе планирования выстроить ее конкретное содержание. Речь идет о планировании содержания и видов деятельности участников педагогического процесса (в том числе и собственной деятельности) с учетом их потребностей, возможностей, интересов, качеств личности, средств, опыта (как своего, так и воспитанников).

Проектировочные умения включают в себя умения правильно определить и разработать конкретные формы учебно-воспитательной деятельности, отдельные этапы педагогического процесса, которые требуют тщательного отбора определенных методов и приемов работы.

Не менее важно уметь спланировать индивидуальную работу с учащимися для оказания им дифференцированной помощи в случае необходимости, для стимулирования активности учащихся и сдерживания негативных проявлений в их поведении.

Тщательного планирования на основе диагностики и прогнозирования результатов деятельности требует работа учителя с родителями школьников, с общественностью.

В процессе изучения психолого-педагогической теории и методик обучения и воспитания вы познакомитесь с разнообразными видами планирования работы учителя, научитесь составлять поурочные, календарные планы обучения школьников, планы воспитательной работы и т.д.

Организаторская деятельность учителя связана с вовлечением учащихся в намеченную учебно-воспитательную работу. Она выражается в умении учителя советоваться с учащимися, привлекать их к разработке планов предстоящей совместной деятельности, ставить перед ними цели и задачи, распределять их для выполнения тех или иных практических заданий.

Исключительно важную роль отыгрывает в педагогической деятельности информационно-объяснительная деятельность учителя. Ведь все обучение и воспитание в той или иной форме основывается на информационных процессах. Учитель при этом выступает как важнейший источник научной, мировоззренческой и нравственно-эстетической информации. Поэтому от того, как учитель владеет учебным материалом, психолого-педагогической теорией, общекультурными знаниями, зависит качество его педагогической деятельности в целом.

Высокий уровень профессиональной эрудиции педагога определяет хорошее владение им практической стороной педагогической деятельности, что положительно сказывается на обучении и воспитании школьников. К сожалению приходится констатировать тот факт, что есть немало учителей, не обладающих высоким уровнем профессиональных знаний, хорошей информативной подготовкой, высокой эрудицией.

Эффективное осуществление информативно-объяснительной деятельности учителя во многом обусловлено сформированностью его педагогической речи. Педагогическая речь — это устная речь учителя на уроке и вне его, к которой помимо общекультурных требований предъявляются профессиональные, направленные на решение педагогических задач. В соответствии с общекультурными требованиями речь учителя должна отвечать нормам литературного языка, быть эрфоэпически правильной, грамотной, лексически богатой.

С точки зрения профессиональных требований учитель обязан излагать свои мысли, учебную информацию и т.д. логично и доступно для учащихся, должен уметь говорить о сложных вещах просто, эмоционально и образно. От того, насколько развиты речевые умения педагога, во многом зависят глубина и прочность усвоения учащимися сообщаемой информации, их интеллектуальное развитие, формирование сознания.

Коммуникативно-стимулирующая деятельность учителя предполагает воздействие на учеников, в результате которого у них возникает желание и потребность активно участвовать в педагогическом процессе. Она направлена на установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, педагогического общения между участниками воспитательного процесса.

Данный вид педагогической деятельности предъявляет высокие требования к тем сторонам личности учителя, которые связаны с его личным нравственным обаянием, с его умениями общаться, устанавливать с участниками педагогического процесса благожелательные отношения, не снижая требований. Большую роль здесь отыгрывают умения педагогически целесообразно проявить свою любовь к детям, душевное отношение, чуткость и заботу о них. Ведь ничто так отрицательно не сказывается на качестве профессиональной деятельности педагога, как его черствость, сухость, казенный тон в общении с ребятами.

Об этой стороне педагогической деятельности высказывали свое суждение все педагоги- классики всех времен, начиная с Я.А. Коменского. Изучая историю педагогики, вы будете постоянно сталкиваться как с основными педагогическими положениями с высказываниями всех выдающихся педагогов о том, что без подлинной любви к детям, без истинного авторитета среди воспитанников, без умелого поддержания с ними благожелательных отношений и тактичной требовательности настоящие обучение и воспитание невозможны.

Коммуникативно-стимулирующая деятельность учителя связана не только с его личным обаянием, но и с огромным количеством специальных умений и навыков. Как наиболее значимые в обобщенном виде среди них выделяются умения глубоко проникать в личную суть других людей (перцептивные умения и навыки), владение умениями и навыками педагогической речи (о ее сущности, важнейших проявлениях и особенностях, о требованиях к речи учителя вы узнаете более подробно из курса основ педагогического мастерства) и устанавливать положительный эмоционально-психологический климат в процессе общения с учащимися.

В структуре деятельности учителя большое место занимает аналитико-оценочная деятельность. Она помогает учителю устанавливать так называемую обратную связь в своей работе, то есть постоянно сопоставлять то, что предполагалось достигнуть в обучении и воспитании учащихся с тем, что удалось сделать в этом направлении. На основе такого сопоставительного анализа учитель может корректировать свою работу и работу школьников, искать и намечать пути совершенствования и повышения качества педагогического процесса. К сожалению, далеко не все учителя стремятся к такой аналитико-оценочной деятельности, многие избегают необходимости видеть ошибки, промахи в своей работе, отмечая только свои успехи. Это приводит к неадекватности профессиональной самооценки и отрицательно сказывается на всех вышеназванных видах педагогической деятельности и на качестве учебно-воспитательного процесса в целом.

Аналитико-оценочная деятельность требует от педагога сформированности его рефлексивности. Рефлексия в данном контексте понимается как специфическая форма теоретической деятельности, направленная на осмысление и анализ своих собственных учительских действий.

Рефлексия — это не просто знание и понимание учителем самого себя как профессионала, но и выяснение того, насколько и как другие участники педагогического процесса (учащиеся, их родители, коллеги-учителя, администрация и т.д.) знают, понимают и ценят его как педагога, его личностные особенности и их значимость для педагогической деятельности, эмоциональные реакции, профессиональные способности, эрудицию и т.д. Педагогу очень важно установить для себя, в какой мере полученные (положительные или отрицательные) результаты являются следствием его собственной деятельности. Только при наличии рефлексии учитель имеет возможность совершенствовать свою педагогическую деятельность, осуществлять собственный профессиональный рост.

Традиционно аналитико-оценочная деятельность педагога связана с его умениями и навыками объективно, справедливо и позитивно оценивать результаты деятельности учащихся. Сегодня требования к уровню сформированности данных умений возросли в связи с переходом школ на десятибалльную систему оценки результатов учебного труда учащихся. Значительно расширились критерии школьной оценки. Если раньше основным и практически единственным критерием был уровень сформированных зун(ов) школьника, то нынешнему учителю необходимо учитывать при оценке и его отношение к выполняемой работе, и уровень творческой активности, и сформированность общеучебных умений и навыков. Современному педагогу для того, чтобы его оценочная деятельность по отношению к учащимся стала значимой частью учебного процесса, необходимо быть не только подготовленным предметником, но и хорошим практическим педагогом-психологом.

Наконец, существенное место в труде учителя занимает исследователько-творческая деятельность. Ее сущность и содержание определяются творческим характером педагогического труда, тем, что педагогика в теоретическом и практическом планах является одновременно и наукой, и искусством. Опираясь закономерности, принципы, правила, рекомендации, разработанные в педагогической теории, учитель должен каждый раз использовать их творчески, по-своему, но с неизменно хорошим результатом. Он не может применять теоретические основы педагогической науки на практике, не сообразуя их с теми конкретными обстоятельствами, в которых находится сам и его воспитанники. Это требует от педагога сформированности его исследовательских способностей, владения методами педагогического исследования (более конкретно и подробно речь о них пойдет в курсе изучения основ современной педагогики).

Не менее важная сторона исследовательско-творческой деятельности состоит в необходимости осмысливать и развивать то новое в педагогической практике, что появляется по мере ее совершенствования и выходит за рамки уже известного и уже описанного в педагогической теории. Речь идет о педагогическом творчестве и новаторстве как уровнях педагогической деятельности, которые в разной степени проявляются в работе высокопрофессиональных педагогов (в настоящее время широко известен новаторский педагогический опыт В.Ф. Шаталова, Ш.А. Амонашвили, С.Н. Лысенковой и т.д.). В работе учителей, которые являются мастерами педагогического дела, исследовательско-творческая деятельность охватывает все многообразие видов педагогического труда, что позволяет им добиваться чрезвычайно высоких результатов в обучении и воспитании школьников, полноценно реализовываться в профессии [5].

Таковы сущность и система умений и навыков по каждому из рассмотренных видов профессионального труда учителя. Их представленность в педагогической деятельности и тесная взаимосвязь между ними определяют важнейшие профессиональные функции педагога.

3. Профессиональные функции педагога. Функция в философском аспекте понимается как отношение двух групп объектов, в котором изменению одного из них соответствует изменение другого. Функция может рассматриваться с точки зрения последствий (благоприятных, неблагоприятных), вызываемых изменением одного параметра в других параметрах объекта (функциональность) или с точки зрения взаимосвязи отдельных частей в рамках некоторого целого (функционирование) [10, с.1].

В другом значении функция трактуется как обязанность, круг деятельности, назначение, роль [ Словарь иностранных слов. 18-е изд. — М., 1989. — С. 557 ]. Этот смысл наиболее соответствует понятию “профессиональные функции педагога”.

Обобщенно раскрывают их сущность В.Б. Успенский и А.П. Чернявская. Говоря о многообразии профессиональных функций учителя в связи с тем, что его деятельность, как мы уже отмечали в предыдущем параграфе, состоит из разных видов деятельности, они выделяют три основные профессиональные функции педагога — обучающую, воспитывающую, развивающую (о них мы уже вели речь в связи с раскрытием понятий “учитель”, “воспитатель” в прошлой лекции). К основным примыкают общественно-педагогическая (см. предыдущую лекцию), методическая (создание и реализация методик обучения и воспитания), самообразовательная (вопрос о сущности и значении самообразования учителя раскрыт в лекции № 4), исследовательская (она определяется наличием в структуре педагогической деятельности исследовательско-творческого компонента и необходимостью адаптации психолого-педагогической теории к практической деятельности конкретного учителя в конкретных педагогических ситуациях) [8, с. 16 — 17]..

В.А. Межириков и М.Н. Ермоленко рассматривают профессиональные функции педагога в соответствии с рассмотренными нами выше видами педагогической деятельности. Отдельно выделяют гностическую (исследовательскую)функцию. В соответствии с ней учитель выступает субъектом педагогическо-исследовательской деятельности, предусматривающей изучение:

— содержания и способов воздействия на других людей;

— возрастных и индивидуально-психологических особенностей учеников;

—особенностей профессионального процесса и результатов собственной деятельности в нем, ее достоинств и недостатков [4, с. 96]

Естественно, что данная функция — это производное от исследовательско-творческой деятельности педагога, которая предусматривает развитие умения анализировать, систематизировать, обобщать, классифицировать, оценивать, структурировать подлежащие исследованию явления, их связи, отношения. Все гностические (познавательные, исследовательские) действия человека (например, перцептивные, мнемические [от греч. mnemonikon — искусство запоминания, мнемоника — система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций], мыслительные, оценивание и др.) включаются в реализацию исследовательской функции учителя.

В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев и др. наряду с вышеобозначенными функциями указывают на гуманистическую функцию педагога, педагогической профессии. Они считают, что за педагогом исторически закрепились две важнейшие функции — адаптивная и гуманистическая (“человекообразующая”). Адаптивная функция связана с приспособлением учащегося, воспитанника к конкретным требованиям современной социокультурной ситуации, а гуманистическая — с развитием его личности, творческой индивидуальности. “С одной стороны, учитель подготавливает своих воспитанников к нуждам конкретного исторического момента, — отмечают ученые, — к определенной социальной ситуации, к конкретным запросам общества. Но, с другой стороны. он, объективно оставаясь хранителем и проводником культуры, уже сложившейся, несет в себе вневременной фактор. Имея в качестве цели развитие личности как синтеза всех богатств человеческой культуры, учитель рабтает на будущее” [6, с.11].

Анализ сущности, структуры педагогической деятельности, ее видов и функций позволяет сделать выводы об ее уникальности, огромной значимости для общественной жизни, о том, что данная профессиональная деятельность является всепроникающей.

Вопросы и задания для самоконтроля, для самостоятельной работы:

1. Что отличает педагогическую деятельность от любого другого вида деятельности человека?

2. Почему сущность педагогической деятельности нельзя осмысливать как специальную деятельность по передаче общественного опыта от поколения к поколению?

3. Докажите, что понятия “педагогическая деятельность” и педагогический процесс” (обучение и воспитание) взаимосвязаны, но не тождественны.

4. Проследите взаимосвязь педагогики (науки о развитии и формировании личности в процессе обучения и воспитания) и педагогической деятельности.

5. В каком контексте понятия “педагогическая деятельность” и “педагогическая профессия” тождественны? Может ли педагогическая деятельность осуществляться вне рамок педагогической профессии?

6. Выучите наизусть номенклатуру видов педагогической деятельности в той логической последовательности, в которой они представлены в лекции. Соотнесите виды педагогической деятельности с работой учителя на уроке, в процессе проведения воспитательной работы с учащимися. Можно ли говорить о том, что практически все виды педагогической деятельности находят свое отражение в этих моментах работы педагога?

7. Ранжируйте виды педагогической деятельности по степени сложности их выполнения на данный момент именно для вас (в письменном виде).

8. Составьте таблицу “Профессиональные функции педагога”.

Литература:

1. Буева Л.П. Человек, деятельность и общение. М., 1978.

2.Давыдов В.В. Деятельность: теория, методология, проблемы. — М., 1990.

3. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. — М., 2000.

4. Межириков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений. — М., 2002.

5. Педагогический поиск / Автор-составитель А.И. Баженова. — М., 1986.

6. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, М.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. — 4-е изд. — М., 2002.

7. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. — М., 1992.

8. Успенский В.Б., Чернявская А.П. Введение в психолого-педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М., 2003.

9. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. — М., 1990.

10. Философский энциклопедический словарь. — М., 1983.


План:

1. Понятие о педагогическом профессионализме, его уровнях.

2. Сущность педагогического мастерства как высокого уровня педагогической деятельности. Структура педагогического мастерства:

а) профессиональная пригодность;

б) глубокие и прочные профессиональные знания как сущностный компонент педагогического мастерства учителя;

в) развитая профессионально-педагогическая направленность личности учителя — системообразующий компонент его профессионального мастерства;

г) качественно сформированные педагогические способности;

д) отточенная педагогическая техника.

3. Проявления профессионального мастерства учителя в современной школе.

Основные понятия: педагогическая умелость, педагогическое мастерство, педагогическое творчество, педагогическое новаторство, профессиональные знания, педагогическая техника.

1. Понятие о педагогическом профессионализме, его уровнях. Педагогическая деятельность учителя, выполнение всех ее видов в совокупности реализуются в педагогической практике на разных качественных уровнях. Вы не могли не отмечать этого, будучи еще совсем недавно школьниками. Одни учителя оставили в вашей душе значимый след не только как высокопрофессиональные преподаватели, но и как личности, люди, которые во многом определили ваше будущее. Другие даже не запомнились, так как их уроки и воспитательная работа, общение с учениками хотя и не были абсолютно непрофессиональными, выполнялись на уровне минимальных требований педагогической профессии, не отличались живостью и творчеством. И сами учителя не воспринимались вами как люди, положительному примеру которых хотелось бы подражать. К сожалению, некоторым из вас могла врезаться в память деятельность людей, которую трудно назвать педагогической, хотя она выполнялась в рамках профессиональной работы учителя.

Мы все понимаем, что непрофессионализм, серость, обыденность, недобросовестность несовместимы с педагогической деятельностью. Каждый, кто избрал своим жизненным путем профессию педагога, изначально должен ориентироваться на высокий уровень качества своей профессиональной деятельности. Бракоделы в педагогической профессии недопустимы, ибо цена непрофессионализма в работе с детьми слишком высока: ломаются судьбы людей. Учитель по определению не имеет права на педагогическую деятельность, не сформировав у себя достаточного уровня ее качества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: