Уровни руководителей в таможенных органах

Понятие и особенности положения руководителей в таможенных органах.

Существует много подходов к понятию «руководитель», приведем одно из определений: руководителем считается лицо, направляющее и координирующее деятельность исполнителей, которые в обязательном порядке должны ему подчиняться и в рамках установленных полномочий выполнять все его требования.

Основная сущность управленцев состоит в организаторской работе. Однако руководитель не только организует, но и направляет работу сотрудников; способствует их развитию, а при необходимости, оказывает влияние на их поведение.

Среди особенностей положения начальника таможенного органа как руководителя можно выделить следующие:

1. Он сосредотачивает функции реальной решающей силы и власти.

2. Имеет ограниченные и с каждым уровнем иерархии все более уменьшающиеся возможности для общения.

3. Как правило, исключен из первичного коллектива подразделения.

4. Выполняет для подчиненных функции арбитра.

5. Все его поведения постоянно оценивается подчиненными.

Наиболее распространенным классификационным признаком управленческих кадров является степень отношения к управленческому решению. По этому признаку управленческие работники подразделяются на три группы: руководители, специалисты и технические исполнители.

Руководители принимают решения, специалисты готовят специальную информацию для их принятия, технический персонал аппарата управления доводит решения до исполнителя.

Руководителей можно разделить на две группы – это линейные руководители и функциональные.

Линейные руководители осуществляют управление непосредственно подчиненными им подразделениями. К этой группе относятся как начальники таможенных органов, так и их заместители.

Функциональные руководители – руководители функциональных служб (отделов, отделений и т.д.). Линейный или функциональный (штабной) характер руководства определяется прежде всего должностными отношениями, а не родом деятельности.

Сотрудники аппарата управления призваны выполнять конкретные функции управления для содействия в принятии управленческих решений, а также обеспечивать деятельность линейных и функциональных подразделений. В зависимости от уровня в управленческой иерархии, в таможенных органах можно выделить три типа руководителей: высшего, среднего и низового звена. Они отличаются друг от друга набором основных функций, их долей в общей структуре таможенных органов, диапазоном и формой контактов, средствами деятельности, объемом полномочий и возможностей.

Особенностью управленческих кадров высшего звена является то, что их работа интернациональна по своим масштабам, требует наличия большого опыта, практически не имеет завершения в конкретной форме и не регламентируется нормами времени или выработки. Руководители высшего уровня отличаются тем, что в их деятельности преобладают безличные формы официальных контактов с подчиненными (отчеты, доклады, инструкции, приказы); систематические личные контакты с другими руководителями (совещания, планерки, летучки); эпизодические личные встречи (беседы по вызову с подчиненными, прием посетителей).

Основные функции управленческих кадров высшего звена состоят в формулировке политики, основных стандартов деятельности, структуры и системы управления в таможенных органах.

Начальники среднего звена в таможенных органах, (начальники основных подразделений) выполняют уже локальные функции. Через подчиненных им руководителей низового звена они управляют текущей деятельностью: устанавливают задания исполнителям, осуществляют предварительный и текущий контроль, следят за соблюдение служебной дисциплины и т.д.

В рамках компетенции им предоставлено право решать кадровые вопросы (частично - самостоятельно, частично – выходя с предложениями к вышестоящим начальникам), поощрять или наказывать своих подчиненных.

Работа начальников среднего звена в иерархии таможенных органов напрямую связана с особенностями вверенных им подразделений. Они готовят информацию для решений, принимаемых на верхних уровнях скалярной цепи, а также после передают низовым руководителям в удобной для восприятия форме информацию о решениях, принятых высшим звеном руководства.

Именно на руководителей среднего звена ложится тяжесть повседневного управления персоналом таможенных органов: распределением задач, разработка графиков работы, организация и координация труда подчиненных, обеспечение условий для выполнения ими качественно и в срок поставленных заданий.

Управленческие кадры таможенных органов, которых можно отнести к низовому звену имеют право в установленном порядке премировать подчиненных, налагать на них дисциплинарную ответственность, делать соответствующие представления вышестоящим руководителям.

Низовой уровень управления – технический, обеспечивающий стабильную и эффективную работу персонала – сотрудников и работников таможенных органов и другого неуправленческого персонала. Большая часть начальников таможенных органов принадлежит именно к этой категории управленческих кадров (и большинство начинает именно с этого уровня свою карьеру). Работа кадров управления на данном уровне иерархии, характеризуется частой сменой небольших по масштабам задач, при этом почти половину времени у них уходит на общение с подчиненными.

Таким образом, рассматривая кадры управления в таможенных органах можно выделить определенное разделение труда между начальниками на различных уровнях управленческой иерархии: одни руководители обладают первичными полномочиями и несут ответственность за определение характера и направленность выработки решений, другие, подчиненные им руководители непосредственно осуществляют этот процесс.

3. Взаимоотношения «начальник-подчиненный» в таможенных органах.

Для любого руководителя актуальным, на протяжении всей его деятельности, является знание социально-психологических характеристик, мотивации, ценностных ориентиров, степени адаптивности сотрудников, а также прогнозирование и анализ изменений в коллективе в связи с приходом нового сотрудника, увольнением или переводом кого-либо из ранее работавших.

Понятно, что функциональные роли и мера ответственности у каждого конкретного руководителя свои, это зависит от должности руководителя. Назначение начальника заключается в том, что он должен быть объединяющим началом в работе определенного целого и, выполняя конкретные задачи, обязан следить за его функционированием и развитием.

В проблематике отношений «начальник-подчиненный» можно выделить следующие основные направления:

1. Подготовленность руководителя, относительно уровня его подчиненных.

Речь идет не только об уровне общеобразовательной подготовки, но и, прежде всего, об уровне специальных знаний. Руководитель может иметь блестящие знания во всех областях кроме той, в которой он работает на данный момент, а это может привести к ошибкам при выработке решения, что в свою очередь скажется на отношении к нему подчиненных.

2. Практические навыки начальника.

Руководитель должен не только иметь «базу знаний» необходимых для работы, но и владеть навыками, связанными с подготовкой решения, умением выделить наиболее важные тактические задачи, коррелирующиеся со стратегическими целями, уметь формулировать такие задачи четко и, при необходимости, уметь дать разъяснение, почему было принято то или иное решение.

3. Способность начальника уравновесить соотношение формального лидера (которым он является) и неформального лидерства, это то оптимальное сочетание, к которому он должен стремиться.

В случае если руководитель способен, хотя бы на короткое время, в экстремальных ситуациях, совместить указанные виды лидерства, то работа коллектива окажется намного эффективнее.

4. Влияние коллектива на начальника.

Любой коллектив оказывает давление на руководителя. Степень такого давления зависит как от характеристик самого коллектива, так и от характера, опыта и способностей самого руководителя.

В сплоченном, сформированном коллективе давление, оказываемое на руководителя, будет возрастать в зависимости от уровня развитости коллектива, его профессиональной направленности и от «внешних» факторов. Роль начальника заключается в том, чтобы изменить акцент давления, снять его с самого себя и перенести на «внешнюю» среду.

В отношениях «начальник-подчиненный» можно выделить два основных аспекта: воздействие руководителя на подчиненных и обратная связь, или можно сказать воздействие, оказываемое подчиненными на руководителя. Если воздействие, оказываемое начальником на подчиненных очевидно, то обратная связь латентна.

Отношения начальника и подчиненных составляют неотъемлемую часть управления человеческими ресурсами в целом, они также являются составной частью отношений сотрудников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: