Отмена решения избирательной комиссии об итогах голосования и результатах выборов как мера конституционно-правовой ответственности

Не каждое нарушение законодательства о выборах, допущенное в ходе проведения избирательной кампании, является достаточным основанием отмены судом решения избирательной комиссии об итогах голосования, и результатах выборов. Суд должен установить не только сам факт нарушения, но и такой характер этого нарушения, который не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей в ситуации конкретных выборов. Здесь предмет доказывания включает не только само нарушение избирательного законодательства, но и наличие прямой причинной связи между допущенным нарушением и невозможностью установления истинного волеизъявления избирателей.

В ФЗ «Об основных гарантиях...» содержится дополнительный перечень нарушений законодательства о выборах, совершение которых может явиться основанием судебной отмены решения избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов. К таким нарушениям относятся:

а) нарушения правил составления списков избирателей;

б) нарушения порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением);

в) нарушения правил определения результатов выборов. Данный перечень нарушений не является исчерпывающим, следовательно, и другие нарушения избирательного законодательства могут явиться основаниями отмены решения избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов.

Отмена судом решения избирательной комиссии за указанные выше нарушения возможна только в том случае, если эти неправомерные действия (бездействие) не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей. К примеру, на одном из избирательных участков при проведении муниципальных выборов за кандидата А. проголосовало 315 избирателей, а за кандидата Б. 320 избирателей. При этом судом было установлено, что 7 избирателям была в нарушение закона предоставлена возможность проголосовать не только за себя, но и за своих родственников. Допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, поэтому суд в данной ситуации вправе отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования на избирательном участке.

Как показывает анализ судебной практики, суды отменяли решения избирательных комиссий и в тех случаях, когда выяснялось, что данные в копиях протоколов, выданных наблюдателям, не соответствовали оригиналам итоговых протоколов, сданных в территориальную избирательную комиссию. Причем, такие разночтения документов не позволяли с достоверностью установить истинное волеизъявление избирателей.

ФЗ «Об основных гарантиях...» установлено полномочие суда соответствующего уровня, вышестоящей избирательной комиссии отменять решения участковой, территориальной, окружной избирательной комиссии, избирательной комиссии субъекта РФ, об итогах голосования, о результатах выборов в случаях, прямо установленных федеральными законами, а также уставами муниципальных образований, регламентирующими проведение соответствующих выборов. Данная норма, закрепляющая судебный и административный порядок отмены решений избирательных комиссий имеет общий правомочный характер и находит конкретизацию в отдельных предписаниях указанных выше нормативных актов. Законодатель также исходит из того, что отмена решений участковых избирательных комиссий об итогах голосования более чем на одной четверти избирательных участков свидетельствует о многочисленных нарушениях законодательства о выборах, ставящих под сомнение итоги голосования в целом в избирательном округе, в субъекте РФ либо в РФ. Поэтому такая отмена влечет за собой признание недействительными соответствующих выборов. При наличии факта отмены решений участковых избирательных комиссий об итогах голосования более чем на одной четверти избирательных участков соответствующая избирательная комиссия либо суд обязаны признать выборы недействительными.

Общий срок рассмотрения судом жалобы на решение избирательной комиссии и принятия по ней решения не должен превышать двух месяцев со дня подачи жалобы. Днем подачи жалобы считается день ее принятия (регистрации) в суде при личной подаче. При подаче жалобы через почту день ее подачи устанавливается по почтовому штемпелю на почтовом отправлении, по почтовой квитанции или выписке из реестра почтовых отправлений. Рассмотрение и разрешение судом жалобы на решение избирательной комиссии подчинено общим правилам гражданского судопроизводства (искового производства) с соблюдением специальных норм законодательства о выборах об особых сроках разрешения этой категории дел и некоторых правил подсудности.

Избрание гражданина депутатом представительного органа либо на выборную должность является юридическим результатом конкретных выборов. Избранный кандидат не может нести ответственность за нарушения законодательства о выборах, способствовавших избранию не избранных кандидатов. В этой связи не могут служить основанием для отмены решения о результатах выборов нарушения избирательного законодательства, способствующие избранию либо имевшие целью побудить или побуждавшие избирателей голосовать за не избранных по результатам голосования кандидатов, зарегистрированных кандидатов, за не принявшие участия в распределении депутатских мандатов избирательные объединения, избирательные блоки.

Расформирование избирательных комиссий (комиссий референдума) как мера конституционно-правовой ответственности.

В качестве санкции здесь выступает принудительный досрочный роспуск в судебном порядке комиссии в ранее сформированном составе. Прекращаются полномочия только членов комиссии с правом решающего голоса. Расформирование комиссии не влечет прекращения полномочий ее членов с правом совещательного голоса.

Основанием данного вида ответственности является нарушение избирательной комиссией избирательных прав граждан, повлекшее признание Центральной избирательной комиссией РФ, избирательной комиссией субъекта РФ недействительными итогов голосования на соответствующей территории либо результатов выборов.

Признание недействительными итогов голосования либо результатов выборов должно быть осуществлено в порядке, установленном федеральными законами (в том числе и на основании судебного решения) и законами субъектов РФ. Общие положения о порядке признания недействительными итогов голосования либо результатов выборов установлены в ФЗ «Об основных гарантиях...». Суды рассматривают дела о расформировании избирательных комиссий не по собственной инициативе, а только по заявлениям перечисленных в законе органов и лиц. Новая избирательная комиссия формируется соответствующим органом государственной власти либо органом местного самоуправления в установленный законом срок после вступления в силу решения суда о расформировании избирательной комиссии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: