Модель общения при извлечении знаний
Из трех выделенных аспектов извлечения знаний психологический является главным, поскольку он определяет успешность и эффективность взаимодействия инженера по знаниям (аналитика) с основным источником знаний – экспертом- профессионалом. Извлечение знаний происходит чаще всего в процессе непосредственного общения разработчиков системы.
При разговорном общении велики потери информации.
| |||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||
|
|
| |||||||||||||||
| |||||||||||||||||
| |||||||||||||||||
Проблему увеличения информативности общения аналитика (инженера по знаниям) и эксперта (специалиста) можно решить за счет использования психологических знаний.
Структурная модель общения при извлечении знаний содержит три составные части:
|
|
• участники общения (партнеры);
• средства общения (процедура);
• предмет общения (знания).
В соответствии с этойструктурой можно выделить три слоя психологических проблем, возникающих при извлечении знаний.
Контактный слой – создание атмосферы сотрудничества, взаимопомощи, заинтересованности вуспехах другдруга.
Процедурный слой – проведение процедуры извлечения знаний (при этом инженер по знаниям должен обладать профессиональными знаниями).
Когнитивный слой – использование механизмов, при помощи которых человек познает окружающий мир (не навязывать эксперту модель представления знаний, близкую аналитику, использовать подходящие эксперту методы работы с ним).