Психологический аспект

Модель общения при извлечении знаний

Из трех выделенных аспектов извлечения знаний психологический является главным, поскольку он определяет успешность и эффективность взаимодействия инженера по знаниям (аналитика) с основным источником знаний – экспертом- профессионалом. Извлечение знаний происходит чаще всего в процессе непосредственного общения разработчиков системы.

При разговорном общении велики потери информации.

                                   
   
Задумано 100 %
     
Выслу-шано 70 %
 
Поня-то 60 %
     
В сло-весную форму 90 %
 
Выска-зано 80 %
     
Осталось в памяти 24 %
 
 
   
     
Инженер по знаниям
 
  Специалист
 
 


Проблему увеличения информативности общения аналитика (инженера по знаниям) и эксперта (специалиста) можно решить за счет использования психологических знаний.

Структурная модель общения при извлечении знаний содержит три составные части:

• участники общения (партнеры);

• средства общения (процедура);

• предмет общения (знания).

В соответствии с этойструктурой можно выделить три слоя психологических проблем, возникающих при извлечении знаний.

Контактный слой – создание атмосферы сотрудничества, взаимопомощи, заинтересованности вуспехах другдруга.

Процедурный слой – проведение процедуры извлечения знаний (при этом инженер по знаниям должен обладать профессиональными знаниями).

Когнитивный слой – использование механизмов, при помощи которых человек познает окружающий мир (не навязывать эксперту модель представления знаний, близкую аналитику, использовать подходящие эксперту методы работы с ним).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: