Сознание, однако, существует не только в словесной, но и в образной форме. В таком случае оно связано с использованием второй сигнальной системы, вызывающей и преобразующей соответствующие образы. Ярким примером образного человеческого сознания является искусство (живопись, литература, музыка). Оно отражает действительность, но не в абстрактной, как это свойственно науке, а в образной форме.
Психическому отражению свойственны следующие особенности:
- постоянно углубляется и совершенствуется;
- обеспечивает целесообразную деятельность;
- преломляется через индивидуальность человека;
- носит опережающий характер;
- даёт возможность правильно отражать окружающую действительность.
Поэтому основные функции психики – это отражение и регуляция поведения и деятельности.
Психические явления, входящие в структуру отражения, включают следующие компоненты.
1. Психические познавательные процессы (ощущения, восприятие, память, мышление, воображение, речь, внимание).
2. Состояния (устойчивый интерес, творческий подъём, апатия, угнетённость, настроение, раздражительность).
|
|
3. Свойства личности (направленность, темперамент, характер, способности, критичность, мышление).
Сознание человека возникло и развивалось в общественный период его существования. Главным условием возникновения и развития сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность, которая требует кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом. С самого начала фило- и онтогенетического возникновения и развития человеческого сознания его субъективным носителем становится речь, которая выступает как средство общения, а затем средством мышления (обобщения).
Сознание предполагает осознание человеком не только внешнего мира, но и самого себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств. Образы, мысли, представления и чувства людей материально воплощаются в предметах их творческого труда и становятся осознанными.
В начале своего развития сознание человека является направленным на внешний мир. Человек осознает, что находится вне окружающей действительности благодаря тому, что с помощью данных ему от природы органов чувств видит, воспринимает этот мир как отделённый от него и существующий независимо от него. Позднее появляется рефлексивная способность, т. е. осознание того, что сам человек для себя может и должен стать объектом познания. Такова последовательность стадий развития сознания в фило- и онтогенезе. Такое направление в развитии сознания можно обозначить как рефлексивное.
Следующие направление уже связано с развитием мышления и постепенным соединением мысли со словом. Мышление человека, развиваясь, всё больше проникает в суть вещей.
|
|
Каждая новая историческая эпоха своеобразно отражается в сознании её современников, и с изменением исторических условий существования людей меняется их сознание. Филогенез его развития можно представить в историческом ракурсе. Это направление в развитии сознания обозначается как историческое.
Магистральным направлением дальнейшего развития человеческого сознания становится расширение сферы осознаваемого человеком в себе и окружающем мире. Параллельным курсом идёт проникновение человека в тайны жизни макро- и микромира. Благодаря успехам науки расширяется сфера познания и управления человеком, власти над собой и миром, значительно повышаются человеческие возможности и сознание людей.