Функции и виды внимания

Внимание выполняет многочисленные функции в жизни и деятельности человека. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы.

Со вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, продуктивность мышления, т. е. качество и результаты функционирования познавательной активности.

Для перцептивных процессов внимание является своеобразным усилителем, позволяющим различать детали изображений.

Для памяти внимание является фактором, способным удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти.

Для мышления внимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи.

В системе межличностных отношений внимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и разрешению межличностных конфликтов.

Можно выделить следующие виды внимания.

Природное внимание дано человеку в виде врождённой способности избирательного реагирования на внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны.

Основной механизм, обеспечивающий работу такого внимания, называется ориентировочным рефлексом, который связан с активностью ретикулярной формации и нейронов – детекторов новизны.

Социально обусловленное внимание складывается в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с сознательным избирательным реагированием на объект.

Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.

Опосредованное внимание регулируется с помощью специальных средств (жестов, слов, знаков, предметов).

Непроизвольное внимание не связано с участием воли, а произвольное обязательно включает волевую регуляцию. Непроизвольное внимание не требует усилий для того, чтобы удерживать на чём-то внимание.

Произвольное внимание обычно связано с борьбой мотивов, наличием сильных, противоположно направленных интересов, каждый из которых способен привлечь и удерживать внимание.

Человек же в этом случае осуществляет сознательный выбор цели и усилием воли подавляет один из интересов, направляя своё внимание на удовлетворение другого.

Чувственное внимание связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств, а интеллектуальное внимание – с сосредоточенностью и направленностью мыслей.

При чувственном внимании в центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление, а в интеллектуальном внимании объектом интереса является мысль.

Развитие внимания заключается в том, что при помощи взрослого ребёнок усваивает ряд искусственных стимулов – знаков, посредством которых он дальше направляет своё собственное поведение и внимание.

С возрастом внимание ребёнка улучшается, но развитие внешнеопосредованного внимания идёт гораздо быстрее, чем его развитие в целом.

С постепенным овладением активной речью ребёнок начинает управлять процессом собственного внимания, причём сначала – в отношении других людей, а затем – в отношении самого себя.

Основные этапы развития детского внимания соотносятся с возрастными периодами от нескольких месяцев со дня рождения до школьных лет (описание этапов см. в книге Р.С. Немова «Психология». – М., 1995. – Т. 1).

Вопросы для самоконтроля

1. Внимание как один из познавательных процессов.

2. Какие свойства внимания вы знаете?

3. Перечислите виды внимания, охарактеризуйте их.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: