Акцентуация черт характера
Вариативность черт характера проявляется не только в их качественном многообразии и своеобразии, но и в количественном выражении. Когда количественная выраженность той или иной черты характера достигает предельных величин, возникает так называемая акцентуация характера.
Акцентуация характера – это крайние варианты нормы как результат усиления отдельных черт характера. Классификация типов акцентуации характера представляет значительную сложность и не совпадает по номенклатуре наименований у разных авторов (К. Леонгард, А. Личко).
К. Леонгард выделяет следующие типы акцентуации характера.
1. Интровертный тип характеризуется замкнутостью, затруднённостью в общении и в контактах с окружающими, уходом в себя.
2. Экстравертный тип отличается эмоциональной взвинченностью, жаждой общения и деятельности, говорливостью, увлеченностью, поверхностностью.
3. Неуправляемому типу свойственны импульсивность, конфликтность, нетерпимость к возражению, подозрительность.
4. Тип с неврастенической акцентуацией характеризуется преобладающим дурным самочувствием, раздражительностью, повышенной утомляемостью, мнительностью.
5. Сензитивный тип отличается пугливостью, замкнутостью, застенчивостью.
Некоторые боятся контрольных работ, стесняются отвечать перед аудиторией. Чувство собственной неполноценности у таких людей делает особенно выраженной реакцию гиперкомпенсации (усиленное стремление преодолеть свои недостатки). Робкие и стеснительные надевают на себя личину развязности, заносчивости, пытаются показать свою энергию и волю. Но в экстремальных условиях пасуют. В ответ на неожиданное участие и сочувствие могут сменить заносчивость и браваду на бурно хлынувшие слезы.
6. Демонстрационному типу присущи эгоцентризм, потребность в постоянном внимании к своей особе, восхищении и сочувствии. Лживость, склонность к позерству, рисовке, демонстративность поведения – все это определяется стремлением любыми средствами выделиться среди сверстников.
При правильно поставленной воспитательной работе возможно блокирование проявления акцентуации характера.
Характер, как и темперамент, обнаруживает зависимость от физиологических особенностей человека и прежде всего от типа нервной системы. Темперамент и характер образуют практически неразделимый сплав, обусловливающий общий облик человека, интегральную характеристику его индивидуальности. Особенности могут противодействовать или способствовать развитию определенных сторон характера. Флегматику труднее, чем холерику или сангвинику, сформировать у себя инициативность и решительность. Для меланхолика серьезная проблема – преодоление своей робости и тревожности.
Социальной зрелости индивид достигает, обладая системой сложившихся черт характера. Но чем объяснить, что жизнь «чеканит» человека по различным образцам. Человек рождается с индивидуальными особенностями функционирования головного мозга, эндокринной системы. Эти особенности не психологические, а физиологические, но они выступают в качестве первых причин того, что одни и те же действия на детей могут вызвать различные психологические эффекты. Они определяют условия, в которых будет развиваться психика личности. Эти несовпадения в физиологических условиях – первая причина различия характеров людей. Характер – во многом результат самовоспитания. В характере аккумулируются привычки человека. Характер проявляется в деятельности людей, но в ней же он и формируется.
«Учиться жить можно, лишь живя соответствующим образом» (П.П. Блонский).
Быт, условия жизни в семье, труд, учеба – школа человеческих характеров. Одни и те же педагогические воздействия могут вести к противоположным результатам, если они применяются к людям с различными индивидуальными особенностями. Характер не дан человеку от природы, нет характера, который нельзя было бы скорректировать. Каждый человек отвечает за все проявления своего характера и в состоянии заняться самовоспитанием. Изучение однояйцевых близнецов, у которых наследственный фонд анатомо-физиологических свойств идентичен, свидетельствует о ярко выраженной тождественности темперамента близнецов, но не их характеров. Характер – индивидуальное приобретение личности в процессе жизнедеятельности, которое включается в систему общественных отношений, в совместную деятельность и в общение с другими людьми.
В истории психологии существовало немало теорий, ставивших характер человека в зависимость от формы черепа, строения лица, конституции тела, т. е. дающих возможность по внешним признакам диагностировать характер человека. Так, в XVIII в. приобрела известность физиогномическая система Каспара Лафатера, который считал, что человеческая голова есть «зеркало души» и ее строение, мимика есть основной путь для познания человеческих характеров.
После смерти Лафатера новое учение стало называться френологией. В основе этого учения лежало утверждение, что всем свойствам характера соответствует определенный центр мозга. Даже составлялись специальные физиогномические справочники с психологическим истолкованием мимики. Однако эта зависимость между привычным выражением лица человека и складом его характера не является закономерной. То или иное выражение лица, складки, морщины могут иметь не одну, а много причин возникновения [14].
О характере человека следует судить по его поступкам.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое характер человека?
2. Что вы знаете об акцентуации черт характера?
3. Назовите основные составляющие характера.