Внешняя политика. Распад СССР и провозглашение СНГ выделили две сферы внешнеполитических интересов России — дальнее и ближнее за­рубежье

Распад СССР и провозглашение СНГ выделили две сферы внешнеполитических интересов России — дальнее и ближнее за­рубежье.

Россия и Запад. Российское руководство, как прежде союзное, отдавало предпочтение дальнему зарубежью, прежде всего, налаживанию и укреплению российско-американских отношений. В январе 1993 г. в Москве был подписан договор об ограничении стратегических наступательных вооружений — ОСНВ-2, по которому к 2003 г. уровень ядерного противостояния сторон предполагалось сократить на 2/3 по сравнению с уровнем, предусмотренным договором ОСНВ-1 (1991 г.). Трудности поло­жения российской стороны в ходе подписания и ратификации до­говора состояли в том, что по настоянию США и согласованию с Украиной, Белоруссией и Казахстаном она оставалась единствен­ной ядерной державой на территории бывшего Союза. Однако три республики не торопились передать стратегическое ядерное оружие, расположенное на их территории, России. А последняя, в свою очередь, не привлекала их к подготовке договора, хотя он затрагивал их интересы.

Важным шагом на пути к безъядерному миру стал подписанный в Нью-Йорке в сентябре 1996 г. договор о всеобщем запрещении ядерных испытаний. Он явился логическим завершением Москов­ского договора 1963 г. о запрещении ядерных испытаний в трех средах и договора 1968 г. о нераспространении ядерного оружия.

Провозгласив себя правопреемником СССР и заняв место СССР в ООН и ОБСЕ (Организации по безопасности и сотрудни­честву в Европе), Россия продолжила линию, которую проводило союзное руководство в последние годы своего существования. Однако эффективность внешней политики российского руково­дства не могла быть высокой, что обуславливалось нерешенными внутренними проблемами, прежде всего, резким ослаблением ее военной мощи. Это наиболее ярко проявилось в присоединении России к предложенной НАТО программе "Партнерство во имя мира" (1994г.). Партнерство свелось к передаче в оперативное руководство НАТО российского батальона, направленного в Югославию для умиротворения конфликтующих сторон. Отказ от принципа баланса сил как главного стабилизирующего факто­ра мира во всем мире не привел к утверждению принципа балан­са интересов, несмотря на принятие России в Совет Европы (1996г.). Руководство НАТО с 1994г. активизировало курс на расширение своей организации за счет стран бывших членов ОВД (Польша, Чехия, Венгрия) и республик бывшего СССР (Литва, Латвия, Эстония).

Вероятность приближения военно-политического блока к необустроенным границам России обеспокоила политическую эли­ту страны. Она посчитала неубедительными заявления руково­дства США о том, что демократическая Россия не рассматривает­ся им в качестве противника. Возникшую напряженность в неко­торой степени смягчил Основополагающий акт о взаимоотноше­ниях России и НАТО, подписанный в мае 1997 г. Согласно акту, американское ядерное оружие не будет размещено на территории стран— бывших членов распущенной в 1991 г. Организации Варшавского Договора, а прибалтийские республики не будут приняты в состав НАТО в обозримом будущем.

В 1999 г. отношения России с НАТО обострились в связи с на­чавшейся 24 марта военной операцией НАТО против Югославии. Руководство России (премьер-министр Е.Примаков) расценило военное вмешательство стран Североатлантического альянса во внутренние дела суверенного государства без санкции ООН как серьезный удар по системе международной безопасности.

Внешнеполитической "сверхзадачей" России во второй поло­вине 90-х годов стала защита своей геополитической роли в ре­гионах Европы и Азии, где она традиционно присутствовала в интересах собственной безопасности. Этому способствовали Со­глашение о партнерстве и сотрудничестве с Европейским Союзом (ЕС) (1994 г.), вхождение России в Совет Европы (1996 г.), под­писание Основополагающего акта о взаимоотношениях с НАТО (1997г.), присоединение к "большой семерке" (Англия, Германия, Италия, Канада, США, Франция, Япония) и превращение послед­ней в "большую восьмерку" (1997 г.), вхождение в "Парижский клуб" - международной организации, обслуживающей государ­ственные долги (1997 г.).

В 1996 г. Россия стала полноправным партнером по диалогу с АСЕАН (Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии) по совмест­ному решению общих социально-экономических и политических вопросов. На тот период в ее состав входило 7 стран — Бруней, Вьетнам, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины. Партнерство усилило позиции России не только в Юго-Восточ­ной Азии, но и шире — в азиатско-тихоокеанском регионе.

И все-таки к концу 90-х годов США и страны Европейского Союза не признали Россию демократическим государством и страной с рыночной экономикой, несмотря на то, что более 60% ее национального дохода создавалось в частном секторе. Россий­ский экспорт в эти страны находился в невыгодном положении и был уязвим для антидемпинговых пошлин, особенно в США.

Россия и страны СНГ. Второй важнейшей сферой внешней политики России стали отношения со странами СНГ.

В отношении стран Содружества Независимых Государств Россия с конца 1991 г. пыталась определить круг как своих, так и общих интересов. К 1999 г. она подписала в рамках СНГ более 800 документов, регулировавших взаимоотношения с государствами Содружества. Вначале они касались создания еди­ного рублевого пространства на период хозяйственной стабилизации, открытости границ, обороны, космоса, информационного обмена. 15 мая 1992 г. в Ташкенте был подписан договор о кол­лективной безопасности стран-членов СНГ (его подписали толь­ко 6 из 11 стран: Армения, Казахстан, Россия, Узбекистан, Тад­жикистан, Туркменистан). Позднее к договору присоединились Белоруссия, Киргизия и Грузия.

В 1992 г. начался вывод российских войск из стран ближнего зарубежья: Прибалтики, Грузии, Молдовы, Таджикистана, Арме­нии, прибалтийских государств. Вывод войск из стран ближнего и дальнего зарубежья и обустройство их в России обошлись бюджету в 594,2 млн. долларов и 725 млрд. руб. (в ценах ноября 1992 г.). Однако военные конфликты, разгоревшиеся в ряде рес­публик бывшего СССР (Грузия, Молдова, Таджикистан), выну­дили руководство России направить на территории этих стран часть своих войск в качестве миротворческих сил.

В сфере экономики взаимоотношения стран — членов СНГ в 1990-х гг. были далеки от создания единого пространства. Во многом это было вызвано финансовой и экспортной политикой республик. Борьба за доллар обрекала СНГ на распад. Крупным шагом к нему стала ликвидация единой рублевой зоны в 1993 г.

Попытка скрепить Содружеством уставом, проект которого обсуждался на Минской встрече глав государств и прави­тельств в январе 1993 г, ожидаемого успеха не имела. Устав подписали 7 государств. В конце 1993 г. о присоединении к Содружеству заявили Азербайджан и Грузия. В 1994 г. они вошли в состав СНГ.

Характер и судьбу СНГ в 1990-е годы во многом определяли российско-украинские отношения. В 1993-1997 г. они были на­пряженными из-за проблемы ядерного оружия, Черноморского флота, Крыма, статуса Севастополя и др. В мае 1997 г. были, на­конец, урегулированы спорные вопросы между Россией и Украи­ной путем подписания полномасштабного (Большого) Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве. Договор стал результатом осознания руководством обеих республик того факта, что даль­нейшее промедление в урегулировании споров России с Украи­ной, возникших в результате распада СССР, разрушат не только двусторонние отношения, но и всю систему Содружества.

В конце 1995 г. вместо А.Козырева к руководству МИД РФ пришел Е.Примаков, заявивший, что отношения со странами СНГ являются одним из приоритетов внешней политики России. «Но­вый курс» МИДа 29 марта 1996 г. был подтвержден подписанием договора между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией об углублении интеграции в экономической и гуманитарной об­ластях. 2 апреля 1996 г. в Московском Кремле в торжественной обстановке президенты России и Белоруссии Б.Ельцин и А.Лукашенко подписали Договор об образовании Сообщества Белоруссии и России, который предусматривал воссоздание в 1996-1997 гг. единого экономического и финансового простран­ства. В апреле 1997 г. взятый курс был развит в новом договоре, по которому Сообщество было переименовано в Союз. В декабре 1998 г. была подписана Декларация о дальнейшем единении Бело­руссии и России, а через год, 8 декабря 1999 г. — Договор о соз­дании союзного государства. Однако реальное сближение двух республик идет медленно.

Курс на укрепление государственности. 26 марта 2000г. на досрочных президентских выборах главой государства был из­бран В.В.Путин. В основу политики нового президента России был положен курс на укрепление суверенной российской государственности. Председателем правительства стал М.М.Касьянов.

Одним из первых шагов В.В.Путина на посту президента стала административная реформа. В мае 2000 г. 89 субъектов федера­ции были распределены между семью округами: Дальневосточ­ным, Сибирским, Центральным, Уральским, Приволжским, Юж­ным, Северо-Западным, куда направлялись полномочные пред­ставители Президента РФ. Целью административной реформы было повышение эффективности деятельности федеральных ор­ганов государственной власти и совершенствование системы контроля за исполнением решений центральной власти. Предста­вители президента стали связующим звеном между центром и ре­гионами.

Другим шагом к укреплению государственности стало приве­дение в соответствие с Конституцией РФ законодательства субъ­ектов федерации. В итоге из конституций республик, входящих в состав РФ, было изъято положение об их суверенном статусе.

Новое руководство страны поставило задачу перейти к регули­рованию взаимоотношений между центром и субъектами феде­рации на основании только федеральных законов. Был положен конец «торгу о полномочиях» между Москвой и субъектами фе­дерации, который продолжался в течение всех 90-х годов. Эти шаги руководства страны позволили восстановить в России еди­ное правовое пространство.

Реорганизация Федерального Собрания. В июне 2000 г. был принят федеральный закон, по которому членами верхней палаты парламента — Совета Федерации (СФ) становились не руководители исполнительных и представи­тельных органов власти субъектов федерации, а их представите­ли, работающие в СФ на профессиональной (постоянной) основе четыре года. Председателем обновленного состава Совета Феде­рации стал С.М.Миронов, представитель законодательного соб­рания Санкт-Петербурга. Бывшие члены Совета федерации во­шли в состав нового совещательного органа при президенте — Государственного Совета.

Реорганизация коснулась и руководства комитетами нижней палаты парламента — Государственной Думы. В 2001 г., после того как коммунисты выступили с резкой критикой разрабо­танной Центром стратегических разработок во главе с минист­ром экономики Г.Грефом и утвержденной правительством долгосрочной программы социально-экономических реформ, фракция КПРФ лишилась руководства большинства комите­тов. Это усилило позиции центристских фракций (Единство, ОВР, Народный депутат), правых (Союз правых сил, ЯБЛоко) и ЛДПР.

В течение 2002-2003 гг. позиции президента и правительства еще более укрепились.

Проблема чеченского урегулирования. Руководство России активизировало усилия установлению в Чечне конституционного порядка. В 2003 г. на референдуме была принята Конституция Чеченской республики, на основе которой были созданы новые органы власти и проведены выборы президента Чечни. Им был избран Ахмад Кадыров (убит терро­ристами 9 мая 2004 г. на стадионе в Грозном).

Большая роль в процессе урегулирования отводится также восстановлению экономики республики.

Была продолжена начатая в 1999 г. антитеррористическая кампания в Чечне. Боевики были вытеснены из населенных пунктов в горы, что однако не вернуло прежнего спокойствия на землю Чечни. Используя помощь из-за рубежа, боевики про­должили политику террора, взрывая жилые дома и захватывая в плен заложников (в 2002 г. Они взорвали жилой дом в Волго­донске, дом правительства в Грозном, убили и ранили десятки людей во время демонстрации 9 мая в Каспийске, захватили около тысячи заложников в театральном центре на ул. Дубровка в Москве). В ответ правительство продолжило борьбу с боеви­ками. Несмотря на определенные успехи в деле стабилизации положения в Чечне антитеррористическая компания здесь не за­вершена.

Социально-экономическая политика. Основой социально-экономической политики, проводимой правительством России с 2000 г. стала десятилетняя программа "Основные на­правления социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу". Эта про­грамма была подготовлена министерством экономического раз­вития и торговли под руководством Г.Грефа. Программа предпо­лагала продолжить либерализацию экономики, прежде всего, пу­тем реструктуризации естественных монополий и развития кон­курентной среды.

Основной упор правительство М.Касьянова видело, главным образом, в формировании благоприятных условий для экономи­ческого роста. Наиболее удачным для российской экономики стал 2003 год. Темпы экономического роста составили около 7%; рубль в номинальном исчислении вырос по отношению к долла­ру. Наметились первые сдвиги в изменении самой модели эконо­мического роста - впервые с начала 90-х годов удалось достичь роста не только за счет сырьевого фактора.

Крупным шагом правительства стала налоговая реформа, нача­тая в 2000 г. Она включала две радикальные меры: переход к твердой (13%) ставке обложения доходов (отказ от прогрессивно­го, т.е. увеличивающегося по мере роста доходов, процента нало­гообложения) и постепенное сокращение, а в дальнейшем и от­мену налога на добавленную стоимость (НДС).

С января 2002 г. вступил в силу новый Трудовой кодекс, упорядочивший трудовое законодательство. Была предпринята попыт­ка стимулировать предприятия и граждан к легализации заработ­ной платы. Особенностью нового кодекса стало существенное снижение роли профсоюзов.

С лета 2002 г. была начата реформа жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Цель реформы состояла в создании конку­рентной среды в сфере коммунального обслуживания, а также в переводе финансирования ЖКХ на рыночные основания, в пер­вую очередь, в перенесении большей доли расходов по содер­жанию жилищного фонда на непосредственных потребителей коммунальных благ, т.е. на население. Реформа была настороженно встречена населением, т.к. в социальном плане она тесно связана с приватизационными процессами в энергетических от­раслях. Население, всегда не охотно расстающееся с государст­венной опекой в социально значимых областях, стало опасаться перераспределения своего бюджета в пользу владельцев энерге­тических ресурсов.

Также настороженно была встречена населением попытка пе­ревести пенсионные накопления в частные пенсионные фонды.

В целом, социальная политика, направленная на сокращение социальных функций государства, оставалась одним из наиболее слабых мест в работе правительства М.Касьянова.

Земельный вопрос. Ключевым вопросом современной истории России остается вопрос о земле — главном ресурсе страны. Земля составляет основу национального богатства России, поэтому именно решение земельного вопроса во многом определяет дальнейшую судьбу страны и народа.

Центральным звеном земельного вопроса, является вопрос о собственности на землю. В продолжение всего хода рыночных реформ между сторонниками и противниками частной собствен­ности на землю шла ожесточенная борьба. В 1990-х годах про­цесс приватизации не коснулся земель производственного назна­чения. Была легализована лишь свободная купля-продажа земель, находящихся в личной собственности граждан.

В 2001 г. Государственная дума после длительных дебатов при­няла Земельный кодекс. Кодекс закрепил право собственности на землю и определил механизм ее купли-продажи. Согласно кодек­су, в России разрешалась купля-продажа земель несельскохозяй­ственного назначения.

В 2002 г. был принят закон "Об обороте земель сельскохозяй­ственного назначения", который распространил право частной собственности на земли сельхозназначения. С некоторыми огра­ничениями это право было предоставлено также иностранным гражданам, иностранным юридическим лицам и лицам без граж­данства. Этот закон, однако, пока не стал основой для подъема сельского хозяйства, т.к. не был подкреплен крупными админи­стративными мерами, направленными на поддержку этой страте­гической отрасли российской экономики.

Особые опасения общественности вызвали изменения, внесен­ные в декабре 2003 г. в Лесной кодекс, допускающие возмож­ность застройки лесов первой категории (в том числе и берегов водохранилищ) жилыми и другими объектами, а также возмож­ность приобретения крупных лесных участков иностранными гражданами (особенно в приграничных областях).

Всероссийская перепись населения 2002 г. В 2002 г. была проведена Всероссийская пе­репись населения. По ее данным, численность населения России составила 145,2 млн. чел, что на 1,8 млн. чел. меньше по сравнению с данными последней советской переписи, проводив­шейся в 1989 г. По численности населения Россия занимает седь­мое место в мире после Китая, Индии, США, Индонезии, Брази­лии и Пакистана.

Средняя продолжительность жизни россиян - 64 года (58 лет у мужчин и 72 года у женщин). В России рождается больше маль­чиков, чем девочек, однако, с 33-летнего возраста начинает пре­обладать женское население.

Как и в большинстве развитых стран мира, в России остано­вился процесс урбанизации. Доля городского населения состав­ляет 73%. Причем, почти пятая часть всех россиян проживает в 13 городах с миллионным населением - Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Самаре, Омске, Казани, Челябинске, Ростове-на-Дону, Уфе, Волгограде, Перми.

В России проживают более 160 народностей. 80% населения составляют русские.

Структура занятости населения такова: 95% лиц, занятых в эко­номике (58 млн. чел.) работают по найму на государственных, муниципальных и частных предприятиях; 1,5% (1 млн. чел.) явля­ются работодателями, использующими наемный труд; около 3% (2 млн.чел.)- индивидуальные предприниматели.

Вырос образовательный уровень населения. Численность лиц, имеющих основное общее образование и выше, возросла по сравнению с 1989 г. на 20%. Причем, рабочие специальности со­ставляют лишь 5% от всех получаемых специальностей.

Внешняя политика. В области внешней политики основные усилия руководства страны были направлены на укрепле­ние позиций России на международной арене.

В 2000-2003 гг. Россия развивала свои отношения со странами СНГ, стремясь не только отстаивать свои интересы, но и макси­мально учитывать интересы членов Содружества. С этой целью регулярно проводятся встречи глав государств (саммиты) и Меж­парламентские ассамблеи СНГ.

2002 год стал годом экономических разочарований для многих стран СНГ. Поэтому главными темами встреч последних двух лет стали экономические проблемы. Практически во всех странах СНГ стала очевидна необходимость восстановления прежних экономических связей между бывшими республиками СССР. Тем не менее, этого не смогли достичь даже на самом продвинутом участке Содружества - Союзе Беларусь-Россия. Договор с Бело­руссией о введении в 2003 г. единого платежного средства отло­жен до 2006 г. Медленно реализуется заключенный в 2002 г. Рос­сией, Украиной, Белоруссией и Казахстаном договор о едином экономическом пространстве (ЕЭП).

Решения руководящих органов Содружества в военной сфере реализует Штаб по координации военного сотрудничества госу­дарств - участников СНГ. В 2002 г. начал работу Антитеррори­стический центр СНГ.

После известных террористических актов в США 11 сентября 2001 г. геополитическая ситуация в мире резко изменилась. Одним из ведущих направлений внешней политики РФ стало активное участие в борьбе мирового сообщества с международным тер­роризмом. Весной 2002 г. была создана российско-американская рабочая группа по вопросам взаимодействия, обмена информаци­ей и разработке прогнозов борьбы с терроризмом. Подобные группы были созданы, совместно и с другими странами.

Парламентские выборы 2003г. В декабре 2003 г. состоялись выборы в Государственную Думу четвертого созыва. Пятипроцентный барьер удалось преодолеть лишь четырем объединениям: блоку "Единство" (Б.Грызлов, Ю.Луж­ков, М.Шаймиев, С.Шойгу)- 38% голосов, КПРФ (Г.Зюганов, Н.Кондратенко, Н.Харитонов)- 13%, ЛДПР (В.Жириновский) -11%, народно-патриотическому блоку "Родина" (С.Глазьев, Д.Рогозин)— 9%. Не смогли попасть в Думу либеральные пар­тии СПС (Б.Немцов, А.Чубайс, И.Хакамада) и ЯБЛоко (Г.Явлин­ский). Председателем Государственной Думы был избран руко­водитель фракции «Единая Россия» Б.Грызлов.

Одновременно с парламентскими выборами в Коми-Пермяцком автономном округе и Пермской области состоялся референдум, на котором было принято решение об объединении этих субъек­тов федерации.

В конце февраля 2004 г. В.Путин распустил правительство М.Касьянова и сформировал новый кабинет. Его возглавил М.Фрадков. Одновременно была проведена кардинальная реорга­низация правительства, ставшая продолжением административной реформы. В марте 2004 г. президент издал указ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Со­гласно ему, в систему федеральных органов исполнительной вла­сти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Число министерств было сокращено с 30 до 17, что компенсировалось значительным количеством феде­ральных агентств и служб.

Переизбрание В. В. Путина Президентом РФ. 14 марта 2004 г. состоялись очередные президентские выборы. Президентом России вновь был избран В.В.Путин. Он победил с большим отрывом от остальных кандидатов: представи­теля КПРФ Н.Харитонова, лидера блока "Родина" С.Глазьева, демократического кандидата И.Хакамады, представителя ЛДПР О.Малышкина, председателя Совета Федерации С.Миронова.

7 мая 2004 г. состоялась церемония вступления В.Путина в должность президента РФ на второй срок. Президент торжест­венно обещал уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию, защищать су­веренитет и независимость, безопасность и целостность государ­ства, верно служить народу.

Контрольные вопросы

1. Какое значение и противоречие имело выступление Хрущева с критикой «культа личности Сталина» на XX Съезде КПСС?

2. Дайте анализ реформ Хрущева в сельском хозяйстве и промышленности. Раскройте противоречия реформ?

3. Как строились отношения в 60-80 гг. XX в. с США и странами Запада?

4. Как строились отношения с социалистическими странами и странами неприсоединения в 60-80 гг. XX в.?

5. Дайте характеристику реформам Косыгина во второй половине 60 – 70 гг.?

6. В чем заключалась политика разрядки международной напряженности?

7. В чем заключались противоречия развития советской экономики в 80 гг. XX в.?

8. Проанализируйте развитие СССР во второй половине 80 – начале 90 гг. XX в. Обоснуйте необходимость «перестройки».

9. Раскройте изменения в общественно-политической жизни страны в конце 80 – начале 90 гг. XX в.

10. Какие изменения произошли в системе государственного управления на рубеже 80 – 90 гг. XX в.?

11. Объясните причины межнациональных конфликтов на территории СССР?

12. Каковы объективные и субъективные причины распада СССР?

13. Проанализируйте процесс становления российской государственности в 90 гг.

14. Какие изменения произошли в системе государственного управления в 90 гг.?

15. Каковы причины принятия новой российской Конституции и изменения общественно-политического устройства?

16. В чем заключались либеральные реформы Гайдара? Последствия и противоречия реформ?

17. Проанализируйте мероприятия российского руководства в 2000 гг., направленные на укрепление российской государственности.

Литература

1. Барсенков А.С., Вдовин А.И. История России. 1917-2009. М., 2010.

2. Бейлина Е.Э., Лельчук В.С. Промышленности СССР: от Хрущева до Горбачева/Е.Э. Бейлина, В.С. Лельчук// Историки размышляют: Сб. статей. Вып. 2. М.: Высшая школа, 2000.

3. Борков А.В., Титков Е.П. История советской внешней политики (1917–1991). Курс лекций./ А.В. Борков, Е.П. Титков – Н. Новгород-Арзамас: ННГУ, АГПИ, 2000.

4. Всемирная история в 24 томах. – Мн.: Литература, 1996–1997. (И другие издания).

5. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России с древнейших времён до конца XX в. / А.П. Деревянко, Н.А. Шабельникова– М.: Право и закон, 2001. (Или любое другое издание).

6. Ельцин—Хасбулатов: единство, компромисс, борьба. М.: Мир, 1994.

7. Зорин В. Чечня: Кремнистый путь к миру./В. Зорин М.:Политика, 1997.

8. Иванов И. С. Новая российская дипломатия: Десять лет внешней политики страны. / И.С. Иванов – М.: Международные отношения, 2001.

9. История внешней политики России. XX век / Под ред. Г.А. Санина. – М.: Международные отношения, 1999.

10. История государственного управления России. Учебник / Под ред. В.Г. Игнатова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

11. История Отечества. XX век: Хрестоматия / Под общ. ред. О.А. Колобова. – Н.Новгород: Изд-во «Вектор ТиС», 1999.

12. История России. IX–XX вв. Курс лекций / Под ред. В.В. Леванова. – М.: Просвещение, 1996.

13. История России. Учебное пособие для самостоятельной работы /Под ред. Л.И. Семенниковой. – М.: Книжный дом «Университет», 2003.

14. История Современной России. 1945-1980 годы: Курс лекций. В 2 ч. / Под ред. В.И. Белоуса. – Н.Новгород: ННГУ, 2001.

15. Кара-Мурза С. Советская цивилизация. От Великой Победы до наших дней. М., 2001.

16. Кожинов В. Россия. Век XX (1939-1964 гг.). М., 2002.

17. Колобов О.А., Кабешев Р.В., Рыжов И.В. Период «холодной войны» // Материалы по истории России XX века. – Н.Новгород, 2003.

18. Новейшая история Отечества. XX век. Учебник в 2-х т. / Под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. – М.: Высшая школа, 2002.

19. О культе личности и его последствиях: Доклад первого секретаря ЦК КПСС Хрущева Н.С. XX съезду КПСС 25 февраля 1956 г. // Известия ЦК КПСС. – 1989. - № 3.

20. Россия (СССР) в локальных войнах и вооруженных конфликтах второй поло­вины XX века. М.: Международные отношения, 2000.

21. Россия—2000. Современная политическая история (1985—1999 годы). 3-е изд.Т. 1: Хроника и аналитика. М., 2000; Т. 2: Лица России. М.: Политика, 2000.

22. Россия—2000. Современная политическая история (1985—1999 годы). 3-е изд.Т. 1: Хроника и аналитика. М., 2000; Т. 2: Лица России. М.: Политика, 2000.

23. Союз можно было сохранить. Белая книга: Док. и факты о политике М. С. Горбачева по реформированию и сохранению многонационального государства. М.: Мега, 1995.

24. Федеральное Собрание РФ. Государственная Дума: Стенограмма заседаний. Весенняя сессия. Т. 1: 11— 21 января 1994 г. М., 1994. (Продолжающееся изд.).

25. Федеральное Собрание РФ. Совет Федерации. Заседание первое: 11 — 15 января 1994 г.: Стенографический отчет. М., 1995. (Продолжающееся изд.).

26. Филиппов А.М. Как начиналась «холодная война» // Советская внешняя политика в годы «холодной войны» (1945-1985 гг.). Новое прочтение. – М., 1995.

27. Хрестоматия по истории России. В 4-х т. / Сост. И.В. Бабич, В.Н. Захаров, И.Е. Уколова. – М.: МИРОС – Международные отношения, 1995.

28. Хрущев Н.С. Время. Люди. Власть: Воспоминания: В 4 книгах./ Н.С. Хрущев – М.: Политика, 1999.


Учебное издание

Отечественная история.

Краткий курс лекций

Составители Хорева Н.В., Грубов В.И.,

Кудряшова А.С., Хлебникова Л.М.

В авторской редакции

Технический редактор С.П. Никонов

Верстка, оформление и вывод оригинал макета Н.В. Хорева,

Лицензия ИД №04436 от 03.04.2001.

Подписано в печать 00.00.10.

Формат: 60*84/16. Усл. печ. л. 12,1. Тираж 100 экз. Заказ №

Издатель:

Арзамасский государственный педагогический институт

им. А.П. Гайдара

607220 г. Арзамас Нижегородской области, ул. К. Маркса, д.36.

Участок оперативной печати АГПИ

607220 г. Арзамас Нижегородской области, ул. К. Маркса, д.36.


[1]На волне разоблачения авторитарности в СССР вспыхнули волнения в Польше и Венгрии. Резко обострились отношения с Китаем и Албанией, в которых в этот период утверждались собственные "культы личности".

[2]Первая программа (1903 г.) была направлена на совершение социалистической революции; вторая (1919 г.) — на построение социализма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: