Основы врачебного контроля

Задачи кафедр физического воспитания в осуществлении самоконтроля за студентами

Основные понятия, ключевые слова

Тема 8 САМОКОНТРОЛЬ ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ И СПОРТОМ

Вопросы:

8.1. Задачи кафедр в осуществлении самоконтроля за студентами. 8.2. Основы врачебного контроля. 8. 3. Самоконтроль.

Врачебный контроль – раздел медицины, часть системы физического воспитания, цель которого – изучение состояния здоровья, развитие функциональной подготовленности, участие в планировании физических нагрузок.

Диагноз – определение существа болезни и состояния больного на основании его всестороннего медицинского обследования.

Самоконтроль – самостоятельные регулярные наблюдения занимающихся с помощью простых доступных приемов за состоянием своего здоровья, физическим развитием, влиянием на организм занятий физическими упражнениями.

Журнал (дневник) самоконтроля – своеобразный мониторинг, позволяющий анализировать и обобщать результаты тестирования, проведения проб и т.п.

Тест (исследование) – система заданий, упражнений, позволяющая измерить уровень развития определенных качеств, свойств, знаний личности.

Номограмма (греч. - закон) – особый чертеж, математически выверенная кривая, позволяющая получить количественный результат, не производя вычислений.

Биоритмотест – комплексный вид самоконтроля, в основе которого наблюдения за самочувствием и работоспособностью.

Физическая культура, спорт и туризм в высшем учебном профессиональном заведении нельзя рассматривать в отрыве от сегодняшней действительности. И, естественно, что главной задачей кафедр физического воспитания является решение проблем, тесно связанных с резким ухудшением здоровья и тенденцией к депопуляции населения России. Физическая культура, спорт и туризм в вузе видятся как важнейший фактор информационно- воспитательной среды, ориентированный на совершенствование личности, воспитания гражданина, формирование профессионала. Высокий уровень соматического и психологического здоровья, физической подготовленности – факторы не только создания «имиджа», организации производительного, конкурентноспособного результата профессионального труда, но и конкретного благосостояния в жизни, создания семьи, роста населения страны.

Трудно переоценить разноплановую деятельность кафедр физического воспитания, труд ее преподавателей и тренеров, в задачах которых, помимо прочего, входит и подбор спортивных нагрузок в зависимости от состояния здоровья, физического «недоразвития» и других недостатков студентов-первокурсников, физически неподготовленных в условиях современной среднеобразовательной школы и перенесшие стресс в период сдачи вступительных экзаменов.

Занятия физической культурой и спортом приводят к изменениям функционального состояния организма, в связи с чем необходимо постоянное наблюдение за здоровьем занимающихся как со стороны преподавателя физкультуры или тренера, так и со стороны врача. Врачебный контроль рассматривается как компонент гигиенического воспитания и осуществляется в следующих направлениях: регулярные медицинские обследования занимающихся физической культурой и спортом; врачебно-педагогические наблюдения за студентами во время занятий и соревнований; медицинское обеспечение физического воспитания студентов в учебных группах; санитарно-гигиенический контроль за местами и условиями проведения занятий и спортивных соревнований; предупреждение спортивного травматизма и заболеваемости; медицинское обслуживание массовых оздоровительных и спортивных мероприятий, а также мероприятий, проводимых в оздоровительно-спортивных лагерях, на базах; санитарно-просветительная работа и пропаганда физической культуры и спорта. Все, имеющие отношение к занятиям физической культурой и спортом, без исключения проходят медицинские обследования, результаты которых являются основой для распределения студентов по группам заболеваемости («А».»Б», «В»), для занятий на специальном, основном и подготовительном отделениях. Первичные обследования проводятся до начала занятий, повторные – для занимающихся в зависимости от отделения; студенты специального отделения – 2 раза в учебный год, основного –1 раз, спортивного –1-2 раза, дополнительные – после перенесенных травм, заболеваний, длительных перерывов в обучении. Первичное освидетельствование проводится врачом по физконтролю по следующей апробированной схеме с занесением всех данных в специальную карточку или компьютерную программу:

1. Общий и спортивный опрос (анамнез). Наружный осмотр. Антропометрические данные. Обследование нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, органов брюшной полости.

2. Тестирование функциональными пробами с дозировкой физической нагрузки и исследованием ЧСС (пульсометрия), дыхания, давления крови (в покое, после физической нагрузки и реституции).

При необходимости могут быть приглашены и другие специалисты. Врачебно-педагогические наблюдения и контроль осуществляются врачом по физконтролю, тренером, преподавателем, и проводятся в процессе учебно-тренировочных занятий. Физкультурно-массовых мероприятий, соревнований для выяснения организации и условий проведения занятий, использования методики, объёмов и интенсивности нагрузки, соответствия её уровням подготовленности студентов, гигиенических требований к одежде и обуви, выполнения мер по профилактике травматизма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: