Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом

Тема 7

Физические нагрузки разнообразного характера оказывают значительное влияние на организм человека, существенно изменяют состояние практически всех его систем. В этой связи большое значение имеет самоконтроль за состоянием организма человека и его реакциями на физические нагрузки.

Чтобы занятия физическими упражнениями и спортом не вредили здоровью, необходимо проводить диагностику своего здоровья. Основные виды диагностики: врачебный контроль; педагогический контроль; самоконтроль.

Врачебный контроль направлен на изучение состояния здоровья, функциональной подготовленности и влияния на организм регулярных физических нагрузок. Основная форма врачебного контроля – врачебное обследование. Врачебное обследование подразделяется на первичное, повторное и дополнительное. Первичное обследование проводиться, чтобы решить вопрос о допуске к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом. Повторное врачебное обследование проводится для решения вопроса о соответствии объема и интенсивности нагрузки состоянию здоровья и для коррекции учебно – тренировочного процесса. Дополнительное обследование решает вопрос о возможности приступить к занятиям физическими упражнениями после перенесенных заболеваний и травм.

Врачебный осмотр студенты проходят в начале учебного года, которое включает обследование физического развития по таким показателям как: рост, масса тела, цвет кожи, осанка, окружность грудной клетки.

Определение силы сгибателей кисти определяется с помощью становой динамометрии, а сила разгибателей туловища определяется методом становой динамометрии.

Пульс или частота сердечных сокращений (ЧСС) – важный показатель функционального состояния организма. На учебных занятиях физической культурой при средней интенсивности нагрузки величина пульса достигает – 130 -150 уд./ мин, при интенсивности выше средней 150 – 170 уд./ мин. Имея эту информацию, можно на каждом занятии определять и регулировать интенсивность нагрузки. Достаточно информативной является динамика ЧСС при выполнении ортостатической пробы. Для этого нужно выявить разницу между ЧСС в положении лежа и через 1 минуту после спокойного вставания. Если разница больше 20 уд./ мин. – организм не справляется с предлагаемой нагрузкой, т. е. имеется остаточное утомление.

Антропометрические показатели дыхания. Частота дыхания (ЧД) измеряется следующим образом: испытуемый кладет ладонь на нижнюю часть грудной клетки и верхнюю часть живота, дыхание должно быть равномерным. Средний показатель ЧД – 14 – 18 дыхательных движений в минуту.

Спирометрия позволяет определить ЖЕЛ, которая отражает функциональные возможности системы дыхания. Исследуемый берет спирометр, делает 1- 2 вдоха, набирает максимальное количество воздуха и плавно выдувает его в мундштук до отказа. Проводят замеры 3 раза подряд и фиксируют лучший результат. Средний показатель ЖЕЛ у мужчин 3500 – 4200 куб. см, у женщин 2500 – 3000 куб. см.

Оценка функциональной подготовленности осуществляется также с помощью физиологических проб. К ним относятся упоминавшаяся ортостатическая проба, проба Штанге и проба Генчи (для оценки состояния СС и дыхательной систем).

Проба Штанге (задержка дыхания на вдохе). После 5 минутного отдыха сидя сделать 2 – 3 глубоких вдоха и выдоха, а затем сделать глубокий вдох и задержать дыхание. Время отмечается с момента задержки дыхания до его возобновления. Средний показатель – 60 сек.

Проба Генчи выполняется также, только задержка дыхания на выдохе. Средний показатель – 30 сек.

Одномоментная функциональная проба с приседанием. Тестируемый отдыхает стоя 3 мин. На 4–ой мин подсчитывается ЧСС за 15 сек с пересчетом на 1 мин. Дале выполняется 20 приседаний за 40 сек, с подниманием рук вперед, разводом коленей в стороны, с сохранением туловища в вертикальном положении. Сразу после приседаний вновь подсчитывается пульс в течение первых 15 сек. с пересчетом на мин. Увеличение ЧСС после приседаний определяется сравнительно с исходной в процентах. Оценка для мужчин и женщин: отлично – 20 и менее, хорошо – 21 – 40, удовлетворительно – 41 – 65, плохо – 66 – 75.

Еще один способ оценки физического состояния - тестирование, как применение контрольных нормативов. В практике физического воспитания в учебных заведениях используются обязательные тесты: бег на 100 м (регистрации уровня быстроты). Бег 2000 м для девушек и 3000м для юношей (измерение уровня развития общей выносливости). Прыжок в длину с места (определение “взрывной” силы). Сгибание и выпрямление рук в упоре лежа (силовые возможностей мышц рук и спины). Тест на силовую подготовленность - поднимание и опускание туловища из положения лежа.

Педагогический контроль проводится для того, чтобы определить, насколько соответствует педагогическое воздействие повышению эффективности учебных занятий. К методам педагогического контроля относятся: анкетирование, анализ рабочей документации учебного процесса, педагогическое наблюдение во время занятий, регистрация функциональных и других показателей, характеризующих деятельность занимающегося физическими упражнениями.

Врачебно – педагогический контроль – это исследование, проводимое совместно врачом и тренером для определения воздействия на организм спортсмена тренировочной нагрузки, с целью предупредить переутомление и развитие изменений, приводящих к заболеваниям. Самоконтроль. Сущность самоконтроля – самонаблюдение за состоянием своего здоровья, физического развития с выполнением простейших тестов. Некоторые показатели определяют ежедневно, другие – один раз в 10-30 дней. Ежедневно рекомендуется определять следующие показатели: пульс в покое; оценка качества ночного сна; самочувствие и настроение; психическая работоспособность и др. Самочувствие оценивается, как «хорошее», «удовлетворительное» и «плохое». Сон оценивается по продолжительности, болевые ощущения – по месту их локализации и силе проявления. Через различные промежутки времени, например, через 10 или 30 дней рекомендуется определять массу тела натощак, жизненную емкость легких; артериальное давление. Результаты самонаблюдений экспериментов заносятся в дневник самоконтроля и периодически доводятся до сведения врача во время консультаций. Приступая к ведению дневника самоконтроля, необходимо определиться с объективными и субъективными методами самоконтроля. Субъективные методы – оценка общего самочувствия, аппетит, сон, работоспособность, настроение. Если физическая нагрузка была избыточной, то наблюдается вялость, сонливость, ухудшается настроение и другие отрицательные явления. Наиболее доступными объективными методами самоконтроля являются: измерение ЧСС, артериального давления, массы тела, показателей физических качеств.

Записывая в дневник данные измерения пульса, можно объективно судить о влиянии тренировочного процесса на состояние ССС и организма в целом. Для самоконтроля лучше всего прощупывать пульс на сонной, височной и других артериях. У здорового человека при адекватных физических нагрузках пульс приходит в норму через 5 – 10 минут после нагрузки. Если этот показатель превышает 10 мин, то нагрузка считается чрезмерной. Важный показатель – ритм работы сердца. Чтобы проверить ритмичность сердечных сокращений, следует подсчитать пульс за каждые 10 секунд в течение 1 мин. Если показатели в каждом подсчете не будут отличаться более 1 удара, пульс - ритмичный. Если показатели больше 2 – 3 ударов, то работу сердца можно считать аритмичной.

Определить величину нагрузки можно по изменению массы тела до и после нагрузки. При малой нагрузке масса тела может уменьшиться на 200 – 300 гр, при средней - до 700 гр, при большой нагрузке потеря массы тела составит 800 и более грамм.

Оценка состояния ЦНС определяется при помощи ортостатической пробы, отражающей возбудимость нервной системы. В течение 15 сек измеряется ЧСС в положении лежа, а затем через 3 – 5 мин, в положении стоя. По разнице пульса в положении лежа и стоя за 1 мин определяется состояние ЦНС. Слабая возбудимость - 0 – 6, средняя – 7 – 12, живая – 13 – 18, повышенная – 19 -24.

Быстроту можно определить по показателю кистевой темпометрии. Если за 5 сек юноша выполняет 55 постукиваний и больше, а девушка 45 и больше, то они имеют хорошие скоростные возможности.

Гибкость можно оценить стоя на гимнастической скамейке с выпрямленными в коленях ногами, выполнить наклон вперед, касаясь отметки ниже или выше нулевой точки (которая находится на уровне стоп) и необходимо сохранить позу в течение 2 – 3 сек. Тест проводится 3 раза и засчитывается лучший результат. Если касание зафиксировано на нулевой отметке, то гибкость удовлетворительная, если на 5 – 10 см ниже, то гибкость считается хорошей.

Самоконтроль помогает прививать занимающимся физическими упражнениями и спортом грамотное и осмысленное отношение к своему здоровью, к изменениям морфо - функционального состояния организма. Однако не следует возлагать надежды только на самоконтроль, т. к. его показатели не всегда информативны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: