Роль языка поэзии декабристов в развитии русского литературного языка

Историческая и литературная ситуация начала века.

Победоносная Отечественная война 1812 г. обнаружила могучие силы и одаренность русского народа, обнажила противоречия между огромными возможностями русской нации и бесправием ее угнетенного большинства. Это имело важное значение для пробуждения общественно-политического сознания русской нации, развития революционного движения, для подъема культуры и литературы. Борьба против феодально-крепостнического уклада впервые принимает характер организованного революционного движения.

Декабристы, открыто выступившие против самодержавия, продолжая традиции Радищева, сочетали свою борьбу с абсолютизмом и крепостничеством с пропагандой освободительных идей, передовой культуры.

Вопрос о путях развития русского литературного языка был одним из центральных в начале XIX в. Отечественная война 1812 г. заставила многих задуматься о национальной самобытности и народности. В связи с этим проблема взаимоотношения общенародного национального языка и языка т.н. «образованного общества» становится одной из основных.

Декабристы, «дети 1812 г.», стремились четко определить национально-патриотическое понимание путей развития русского литературного языка. Борясь за народную основу русского литературного языка, они выступали как против космополитизма, так и против консервативного национализма.

Декабристскую литературу представляли: Кондратий Федорович Рылеев (1795–1826), Вильгельм Карлович Кюхельбекер (1797–1846), Александр Иванович Одоевский (1802–1839), Владимир Федосеевич Раевский (1795–1872), Александр Александрович Бестужев-Марлинский (1797–1837), Федор Николаевич Глинка (1786–1880).

Литераторы-декабристы, творчество которых носило агитационно-пропагандистский характер, считали, что в литературных произведениях следует не только изображать будни жизни, «прозу общества», но и, главным образом, показывать выход из нее к идеалам свободы. И писать должно слогом, который состоял бы не из витиеватых рассуждений, а из речей безыскусственных, народно-разговорных.

Поэт у декабристов – это певец свободы, борец за нее. В основе поэтических произведений должны быть высокие идеи, высокие образы и высокие средства выражения. Поэзия должна воспроизводить героическую действительность и героическое прошлое.

В их поэтическом творчестве ощутимы мотивы воспевания исторического прошлого русского народа, которое должно вдохновить молодое поколение на борьбу.

Отстаивая национальную самобытность русской литературы и самостоятельный путь развития литературного языка, источник самобытности они видели в русской народности.

Декабристы высоко оценивали деятельность Ломоносова в создании «правил русскому языку» и образцов использования его и не одобряли деятелей карамзинского направления в их увлечении иноязычными заимствованиями. Декабристы выступали против подражания русской литературы западноевропейским образцам.

При этом не отвергалась старинная русская письменная культура, в которой было немало ценного, жизнестойкого, способного передать высокие идеи свободы, патриотизма.

В уставе «Союза благоденствия» были сформулированы следующие требования декабристов к литературе:

1) содержание литературных произведений должно быть высоким, т.е. передовым;

2) язык должен соответствовать идеям, содержанию произведения;

3) язык должен очищаться от чуждого ему и обогащаться необходимым.

Декабристы в своей писательской практике обращались к средствам древнерусского и церковнославянского языков. Главное содержание исторических гимнов и дум – борьба с крепостничеством, главная идея – идея гражданственности, выражаемая лишь средствами былого высокого стиля. В этом прослеживается влияние Радищева. Лексические архаизмы и славянизмы способствуют созданию торжественности тона, служат для выражения высоких патриотических чувств и революционных идей.

Основная функция старославянизмов в поэзии декабристов – функция высокой, торжественной лексики, помогающей созданию гражданской патетики.

Следует отметить, что для декабристов высокие средства выражения – это не архаические грамматические формы слов, не усложненные синтаксические периоды, не те группы церковнославянской или русской книжной лексики, которые давно вышли из употребления. В поэзии Рылеева (его думах, например, думе «Святослав», одах, например, «Гражданское мужество», стихотворение «Гражданин»), Бестужева, Одоевского в роли «высоких» слов выступают, как правило, книжные лексемы (славянизмы и библеизмы), которые сохраняются в языке художественной литературы до сих пор.

Образцом высокого стиля они считали не церковные тексты XI–XVII вв., как Шишков, а произведения Ломоносова, где употреблялись только те славянизмы, которые «всем грамотным людям вразумительны». Из книжно-славянского языка они отбирали все ценное, жизнеспособное, а все устаревшее, отжившее решительно отбрасывали.

В политических стихотворениях и одах «славянизмы» выполняют, с одной стороны, свою традиционную функцию: придают языку особую торжественность, сообщают ему эмоциональную приподнятость. А с другой стороны, декабристы вслед за Радищевым широко используют «славянизмы» для выражения революционной идеологии, высоких гражданских чувств.

Архаическая лексика использовалась ими и как средство создания колорита эпохи в исторических произведениях. Описывая нравы, обычаи, предания русского народа, декабристы часто пользуются старославянской лексикой. В то же время старославянизмы в этой стилевой функции сохраняют свою возвышенность, приподнятость (примером может служить употребление архаизмов и старославянизмов в повести А.А. Бестужева-Марлинского «Андрей, князь Переяславский»).

Наряду с архаизмами в языке поэзии декабристов широко использовались элементы народной разговорной речи. Книжные и разговорные средства составляли не механическую смесь, они органически переплетались в тексте. Из народной речи использовались не только разговорные, но и сказочные, фольклорные слова: # братец, молодец, лучина, кручина, родимый, соколии очи, мчатся стрелой.

Декабристы обращаются в поисках черт истинной народности к языку фольклорных произведений (народным песням, сказкам), в которых они ищут истинно русскую поэзию, и к памятникам древнерусской литературы, летописям, как источнику истинно русского слова.

Героика гражданского чувства, воспеваемого декабристами, тесно связана с их борьбой за народность, самобытность русского литературного языка. Принцип народности в их понимании заключался в протесте против подражательности и в разработке мотивов нравов, обычаев и поэтических преданий русского народа.

Некоторые произведения писателей-декабристов необычайно ярко воспроизводят ритм и размер народной песни («Тройка» Ф. Глинки).

В литературной практике закреплялись народно-разговорные слова, имевшие уже некоторую традицию использования: # безбожно («очень, неимоверно»), взаправду, дармоед, женихаться, залихватский, мертвецки, нагоняй, неспроста, обознаться, подноготная, разминуться, сдуру, трепак, умаяться, шмыгать.

Входили в литературный язык многие слова, которые не использовались до той поры: # аккурат, бабье, расхвораться, лафа, шваркнуть, миляга, насобачиться, прибедняться.

Рылеев совместно с Бестужевым написали ряд агитационных песен, имевших резко сатирическую, антисамодержавную и антикрепостническую направленность, воплощенную в фольклорную форму. Для этих песен характерны песенный народный припев, использование фольклорных синонимов. Например, в песне «Ах, тошно мне на родной стороне…» используются разговорные просторечные лексические и фразеологические формы, тавтологические выражения, постоянные эпитеты, восклицания, фольклорно-разговорные сравнения, построенные на сопоставлении мира человека и животных.

Декабристы способствовали развитию поэтической лексики и фразеологии, широко используя метафоры, символы и другие средства художественной речи. Отдельные слова в их поэзии приобретали символическое значение и стали выражать определенный революционный смысл: # борец, воля, вольность, высокий, искра, народ, отечество, родина, свобода, огонь, пламя, святой, священный.

Декабристы внесли свой вклад и в развитие научной социально-политической и философской прозы, где широко использовали абстрактную и терминологическую лексику и фразеологию, столь необходимую для развития русского научного языка: # материя, неделимое (калька с лат. individuum), отвлеченное, либерал, либеральность, вещественное, народность, грубая материя, чистый разум; расширяли сочетательные возможности слов: # гражданское бытие, масса народу, минимум существования, средство существования, средства производства.

Слово бытие употребляется не только в значении «факт существования», но и в смысле «жизнь, существование, сфера чего-либо, объективная действительность». Это слово начинает активно вступать в новые словосочетания с лексикой общественно-политического характера. Слово масса употребляется в переносном значении в сочетаниях типа народная масса.

Большей частью в научных работах декабристов обычным конкретным словам в устойчивых сочетаниях придавалось терминологическое значение: # барыш, богатство, производитель, сырье, ценность, заработная плата, прибавочная стоимость, сырые произведения. Отвлеченно-переносное значение получают слова направление, форма, состав, развиваться, развитие, идеал. В результате терминологизации многие из них закрепились в подлинно революционном толковании как общественно-политические термины в современном русском языке: # общество, человек, гражданин, член общества, патриот, родина, отечество, свобода, равенство, революция, республика, конституция, политическое право, депутат. Развивается социально-экономическая и философская лексика: # народное благоденствие, народное богатство, причина, побуждение, положительный, отрицательный.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: