Государственное регулирование цен
Факторы, влияющие на эластичность.
1. Наличие резерва производственных мощностей;
2. Наличие товарных и материальных запасов;
3. Наличие времени реакции на рынке
Неценовые факторы изменяют рыночное предложение, в целом сдвигая кривую предложения влево или вправо.
К ним относятся:
- изменение цен на ресурсы;
- изменение технологий;
- изменение налогов и субсидий;
- изменение цен на другие товары;
- погодные условия;
- изменение числа покупателей.
8) Спрос и предложение определяет рыночную цену, наиболее приемлемую как для производителя, так и для потребителя.
Компромиссная цена, при которой объемы спроса и предложения равны, называется равновесной.
Точка пересечения спроса и предложения называется точкой равновесия.
В ней спрос и предложение совпадают (47 т.е.), а рыночная составляет (2,5 д.е.). Это означает, что только при данном уровне цены количество товара которое хотят продать производители ровно тому количеству, которое хотят и в состоянии купить потребители.
|
|
Равновесная цена устанавливается не сразу. В этих случаях может наблюдаться либо не достаток товаров.
Если цена выше равновесной, наблюдается избыток товаров, трудности сбыта, конкуренция продавцов, снижение цен; рост спроса и цена становится равновесной.
Если цена ниже равновесной, наблюдается дефицит, трудности с покупкой товаров, конкуренция покупателей; повышение цен; рост предложения, цена стремится к равновесию.
Государство осуществляет регулирование двумя способами:
1. Фиксация цен: установление верхней и нижней границы цен;
2. Налоговое регулирование, установление дотаций
Вопросы:
1.Модели современного рынка
2.Антимонопольная политика
1) Существует четыре модели современного рынка:
1. Чистая конкуренция – имеет место там, где действует множество независимых производителей однородной продукции. В этих условиях доля каждого в общем выпуске мала и не может влиять на совокупное предложение и рыночную цену из-за одинаковости товаров.
2. Чистая монополия – характеризуется единственным производителем данного продукта, влиянием на цены и невозможностью проникновения других фирм в данную отрасль.
Признаки монополии:
¨ высокая доля в производстве (более 35%);
¨ доминирование на рынке;
¨ контроль над ценами (либо завышение, либо занижение).
Можно выделить два основных вида монополии:
1.Естественная – возникает и существует по объективным причинам. Сюда относятся: отрасли, где экономически оправдано крупномасштабное производство, единые хозяйственные комплексы, при добыче редких ископаемых и производстве редких продуктов;
|
|
2.Искусственная – специально созданная путем концентрации производства. Существуют следующие монополистические союзы:
1) картель (документ) действует на основании соглашения о разделе рынка, уровня цен и производственных квотах;
2) синдикат (действовать сообща) договариваются о совместном сбыте продукции и закупках сырья, а также о квотах и ценах;
3) трест (доверие) объединение предприятий под единым управлением;
4) концерн – (фирма) крупный многоотраслевой экономический комплекс, включающий торговые, банковские и другие предприятия, объединенные вокруг холдинга.
3.Монополистическая конкуренция – монополия и конкуренция характеризуется большим количеством производителей, похожей, но неодинаковой продукцией сопровождающейся ценой и неценовой конкуренцией.
4.Олигополия – характерна для таких отраслей, на каждой из которых господствует несколько крупных фирм. Каждая из этих фирм обладает большим рыночным весом и может влиять на цену.