Монополизм имеет свои положительные и отрицательные стороны. С одной стороны, монополии имеют возможность:
• применять новейшие технологии, использовать преимущества массового производства и на этой основе производить продукцию с меньшими издержками и снижать цены;
• выделять больше средств для финансирования исследований и разработок новой продукции и технологии, что способствует ускорению научно-технического прогресса;
• противостоять конъюнктурным колебаниям рынка: в периоды кризисов крупные фирмы, а тем более их объединения, более устойчивы, они меньше подвержены риску разорения (и увеличения безработицы), чем мелкие и средние предприятия.
В то же время монополии способны в ущерб интересам потребителей:
• увеличивать свои прибыли за счет повышения цен без снижения издержек производства;
• «эксплуатировать» потребителей, завышая цены против их равновесного уровня;
• ослаблять или даже устранять конкуренцию вместе с ее благотворным влиянием на эффективность производства, качество продукции, уровень издержек производства.
|
|
Совершенная конкуренция предполагает наиболее эффективное использование ресурсов общества, минимизацию общественных затрат на производство продукции. Рынок несовершенной конкуренции обеспечивает менее эффективное использование ресурсов, в связи с чем общество несет определенные потери.
Поэтому защита свободной конкуренции и ограничение деятельности монополий является одной из важнейших функций государства.
Государство в борьбе с монополиями использует меры экономического и административного характера.
Экономические меры поддержания конкуренции и борьбы с монополиями:
• поощрение создания товаров — заменителей;
• поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса (налоговые льготы, предоставление субсидий, кредитов, государственных заказов);
• привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли;
• финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения на рынке отдельных хозяйствующих субъектов;
• государственное финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).
Административные меры, направленные на демонополизацию рынков, опираются на соответствующее антимонопольное (антитрестовское) законодательство. Во всех странах рыночной экономики имеются законы:
• запрещающие тайный сговор, направленный на поддержание монопольных цен;
• не разрешающие слияния, которые ведут к установлению контроля над предложением;
|
|
• предусматривающие принудительную демонополизацию (дробление).
Для определения степени монополизации рынка используется индекс концентрации рынка, или индекс Харфиндела— Хиршмана (ИХХ):
ИХХ =∑ni=1 qi2 = q12 + q22+ q32 +…. + qn2,
где qi – доля фирмы в рыночном объеме продаж, %;
п — общее число фирм на рынке.
Для каждого отраслевого рынка государством определяются нормативные значения ИХХ, отклонения от них — это сигнал о необходимости демонополизации рынка.
В Российской Федерации государственную политику по ограничению монополистической деятельности проводит Государственный комитет по антимонопольной политике.
Вопросы для самопроверки по теме 2.3
1. Какие виды конкуренции вы знаете?
2. Почему производство в условиях конкуренции более эффективно?
3. Дайте определение понятию «рыночная структура».
4. Назовите основные типы рыночных структур.
5. Что произойдет на рынке, если совершенно конкурентная фирма повысит цену на свою продукцию?
6. Каковы основные черты чистой монополии?
7. Какие виды монополий вы знаете?
8. Какие общие черты есть у рынков монополистической конкуренции и олигополии?
9. Как осуществляется регулирование монополий в России?