Последствия монополизации рынка и антимонопольная политика

Монополизм имеет свои положительные и отрицательные стороны. С одной стороны, монополии имеют возможность:

• применять новейшие технологии, использовать преимуще­ства массового производства и на этой основе производить продукцию с меньшими издержками и снижать цены;

• выделять больше средств для финансирования исследований и разработок новой продукции и технологии, что способ­ствует ускорению научно-технического прогресса;

• противостоять конъюнктурным колебаниям рынка: в перио­ды кризисов крупные фирмы, а тем более их объединения, более устойчивы, они меньше подвержены риску разорения (и увеличения безработицы), чем мелкие и средние предприятия.

В то же время монополии способны в ущерб интересам потребителей:

• увеличивать свои прибыли за счет повышения цен без сни­жения издержек производства;

• «эксплуатировать» потребителей, завышая цены против их равновесного уровня;

• ослаблять или даже устранять конкуренцию вместе с ее благотворным влиянием на эффективность производства, ка­чество продукции, уровень издержек производства.

Совершенная конкуренция предполагает наиболее эффектив­ное использование ресурсов общества, минимизацию обществен­ных затрат на производство продукции. Рынок несовершенной конкуренции обеспечивает менее эффективное использование ресурсов, в связи с чем общество несет определенные потери.

Поэтому защита свободной конкуренции и ограничение дея­тельности монополий является одной из важнейших функций го­сударства.

Государство в борьбе с монополиями использует меры эконо­мического и административного характера.

Экономические меры поддержания конкуренции и борьбы с монополиями:

• поощрение создания товаров — заменителей;

• поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса (налого­вые льготы, предоставление субсидий, кредитов, государственных заказов);

• привлечение иностранных инвестиций, учреждение совмест­ных предприятий, зон свободной торговли;

• финансирование мероприятий по расширению выпуска де­фицитных товаров в целях устранения доминирующего по­ложения на рынке отдельных хозяйствующих субъектов;

• государственное финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).

Административные меры, направленные на демонополизацию рынков, опираются на соответствующее антимонопольное (анти­трестовское) законодательство. Во всех странах рыночной эконо­мики имеются законы:

• запрещающие тайный сговор, направленный на поддержание монопольных цен;

• не разрешающие слияния, которые ведут к установлению контроля над предложением;

• предусматривающие принудительную демонополизацию (дробление).

Для определения степени монополизации рынка используется индекс концентрации рынка, или индекс Харфиндела— Хиршмана (ИХХ):

ИХХ =∑ni=1 qi2 = q12 + q22+ q32 +…. + qn2,

где qiдоля фирмы в рыночном объеме продаж, %;

п — общее число фирм на рынке.

Для каждого отраслевого рынка государством определяются нормативные значения ИХХ, отклонения от них — это сигнал о необходимости демонополизации рынка.

В Российской Федерации государственную политику по ограничению монополистической деятельности проводит Государственный комитет по антимонопольной политике.

Вопросы для самопроверки по теме 2.3

1. Какие виды конкуренции вы знаете?

2. Почему производство в условиях конкуренции более эффективно?

3. Дайте определение понятию «рыночная структура».

4. Назовите основные типы рыночных структур.

5. Что произойдет на рынке, если совершенно конкурентная фирма повысит цену на свою продукцию?

6. Каковы основные черты чистой монополии?

7. Какие виды монополий вы знаете?

8. Какие общие черты есть у рынков монополистической конкуренции и олигополии?

9. Как осуществляется регулирование монополий в России?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: