Тема 3. Бюджет и бюджетная система России

Вопросы:

1. Социально-экономическая сущность государственного бюджета

2. Классификация доходов государственного бюджета

3. Расходы государственного бюджета, их виды

4. Бюджетный дефицит

1. Социально-экономическая сущность государственного бюджета

Бюджет является звеном финансовой системы государства и выражает экономические (денежные) отношения по поводу об­разования доходов и финансированию расходов органов государ­ственной власти и местного самоуправления.

Являясь составной частью финансовых отношений и имея де­нежную форму выражения, бюджет выполняет следующие функ­ции:

1) распределительная — проявляется через формирование и использование централизованного фонда денежных средств по уровням государственной и территориальной власти;

2) контрольная — действует одновременно с распредели­тельной и предполагает возможность и обязательность го­сударственного контроля за поступлением бюджетных средств;

3) регулирующая — проявляется в том, что с помощью бю­джета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, направляя бюджетные средства на поддержку и развитие от­дельных отраслей и регионов, используя для этого соответ­ствующие финансовые рычаги (бюджетно-налоговый меха­низм). Бюджетная система РФ состоит из трех уровней:

1) федеральный бюджет;

2) бюджет субъектов РФ (область);

3) местные бюджеты (город, район). Бюджетная система функционирует согласно следующим принципам:

1) принцип единства — означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, логики бюджетного процесса, санкций за нарушение бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней и ведение бухгалтерского учета;

2) принцип полноты, т. е. полноты отражения доходов и расходов бюджета и бюджета внебюджетных фондов (они подлежат отражению в обязательном порядке и полном объеме);

3) принцип реальности, т. е. достоверности расчетов доходов и расходов бюджета;

4) принцип гласности — обязательное опубликование утвер­жденных бюджетов и отчетов об их исполнении, открытость СМИ;

5) принцип самостоятельности — этот принцип может быть полностью реализован лишь в условиях четкого разграниче­ния полномочий между органами власти различного уровня, при котором на любом уровне управления обеспечивается со­ответствие доходов и стабильностью поступления денежных средств в бюджет;

6) принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что выделение бюджетных средств в рас­поряжение конкретных получателей носит целевой харак­тер, т. е. обозначаются их направления и конкретные цели финансирования.

Любые действия, приводящие к нарушению адресности пре­дусмотренных бюджетных средств, являются нарушением бюджетного законодательства РФ;

7) принцип сбалансированности бюджета означает, что
объем расходов должен соответствовать суммарному объему
доходов бюджета и поступлений из источников финансирова­
ния его дефицита.

Уполномоченные органы, составляя, утверждая и исполняя бюджет, должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета;

8) принцип эффективности и экономичности использования
бюджетных средств означает, что при составлении и исполне­нии бюджета уполномоченные органы и получатели бюджет­ных средств должны стремиться достигнуть заданных резуль­татов с использованием наименьшего объема средств или наилучшего результата с использованием определенного бю­джетом объема средств.

2. Классификация доходов государственного бюджета

Доходы бюджета — это денежные средства, поступающие без­возмездно и безвозвратно в соответствии с законодательством РФ, в распоряжение органов государственной власти РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления.

В рамках бюджетной классификации доходы группируются по источникам и способам их получения.

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналого­вых поступлений, а также безвозмездных перечислений. Также в бюджет текущего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные налоги и сборы субъектов РФ и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. Источники доходов:

1) налоговые доходы:

а) налог на прибыль;

б) налоги на товары и услуги, лицензионные сборы;

в) налоги на совокупный доход;

г) налоги на имущество;

д) налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические
операции;

е) прочие налоги и сборы;

2) неналоговые доходы:

а) доходы от продажи имущества, находящегося в государ­ственной и муниципальной собственности;

б) доходы от продажи земли;

в) административные платежи и сборы;

г) штрафные санкции (за налоговые нарушения);

д) доходы от внешнеэкономической деятельности;

3) безвозмездные перечисления:

а) от бюджетов других уровней;

б) от государственных внебюджетных фондов;

в) от государственных организаций.
По порядку и условиям зачисления в составе доходов бюдже­тов выделяют собственные и регулирующие доходы бюджетов.

Собственные доходы бюджетов — это виды доходов, закре­пленные законодательством РФ на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами. К собствен­ным доходам бюджетов относятся: налоговые доходы, закреплен­ные законодательством РФ, налоговые доходы и безвозмездные перечисления.

К регулирующим доходам бюджетов относятся федеральные и региональные налоги и иные платежи с установленными нор­мативами отчислений (в процентах) в бюджеты других уровней на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года).

3. Расходы государственного бюджета, их виды

Расходы бюджета согласно Бюджетному кодексу, — это де­нежные средства, направляемые на финансирование выполнение задач и функций государства и местного самоуправления.

Процесс формирования расходов бюджетов всех уровней дол­жен базироваться на единых методологических основах, норма­тивах номинальной бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказание государственных услуг, устанавливаемых Пра­вительством РФ.

В теории и практике финансов существует несколько опреде­ленных принципов в классификации расходов бюджета:

1) текущие расходы. Обеспечивают текущее функционирова­ние органов государственной власти. Эти расходы включают:

а) оплату труда государственных служащих, командиро­вочные расходы и расходы на служебные разъезды;

б) выплату процентов по займам, по государственному
внешнему долгу, субсидий и трансфертов (населению,
предприятиям и организациям);

в) расходы на выплату пенсий, стипендий, пособий;

2) капитальные расходы бюджета — это денежные затраты го­сударства, связанные с финансированием инвестиционной
и инновационной деятельности.

Эти расходы еще называют бюджетом на развитие. Они вклю­чают:

а) капитальное вложение в основные фонды;

б) капитальное строительство;

в) капитальный ремонт;

г) приобретение земли;

3) функциональные расходы отражают расходы государства на выполнение им основных функций. Включают:

а) расходы на исполнительную, законодательную власть,
налоговые органы;

б) расходы на судебную систему;

в) расходы на национальную оборону;

г) расходы на правоохранительные органы;

д) расходы на промышленность;

е) расходы на сельское хозяйство;

ж) расходы на транспорт;

з) расходы на финансирование, образование, науку;
и) расходы на обслуживание и погашение государственно­го долга (как внешнего, так и внутреннего).

Выделяют также денежные средства резервного фонда, кото­рые должны пойти на непредвиденные нужды. Он устанавливает­ся в размере 1% утвержденных расходов федерального бюджета.

4. Бюджетный дефицит

Представляет собой превышение расходов бюджета над его доходами.

Несмотря на высокие налоговые ставки, федеральный бюджет РФ в течение многих лет принимается с дефицитом. Тем не менее в большинстве экономически развитых стран государственные бюджеты дефицитны, но в относительно устойчивых экономиче­ских системах это не является катастрофичным (бюджетный де­фицит не должен превышать 2—3% ВВП).

Источники финансирования дефицита государственного бю­джета делятся на две группы: внутренние и внешние.

К внутренним источникам относятся следующие средства: кредиты, государственные займы (облигационные), осущест­вляемые путем выпуска долговых ценных бумаг, бюджетные ссу­ды, полученные от бюджетов других уровней.

Внешние источники включают в себя государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте, кредиты иностранных государств, банков и компаний и кредиты, полученные от между­народных финансовых организаций (МВФ).

Часто для снижения бюджетного дефицита используется сек­вестрование, которое представляет собой пропорциональное снижение всех государственных расходов на одну и ту же величину в процентах ежемесячно по всем статьям до конца планируе­мого года.

Кроме дефицита существует понятие профицита — это обрат­ная сторона дефицита, т. е. превышение доходов бюджета над его расходами.

Законодательно закреплено, что федеральный бюджет и бю­джет субъектов РФ должны быть составлены и утверждены без профицита.

Если в процессе составления или рассмотрения обнаружива­ется, что имеет место превышение доходов над расходами бюдже­та, то до его утверждения необходимо провести сокращение про­фицита в следующей последовательности:

1) сократить привлечение доходов от продажи государствен­ной и муниципальной собственности;

2) предусмотреть направление денежных бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;

3) увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов нижестоящим бюджетам. Если осуществление перечисленных мер не целесообразно, то следует сократить налоговые поступления за счет изменения на­логового законодательства.

Тесты для самоконтроля:

1) Налично-денежный оборот:

1. часть денежного оборота, представляющая собой оборот наличных денег при осуществлении различных сделок в качестве средства обращения;

2. совокупность платежей за определенный период времени, отражающий движение наличных денег, как в качестве средства обращения, так и в качестве средства платежа.

2) Документами для осуществления безналичных расчетов являются:

1. платежное поручение;

2. платежное требование;

3. аккредитив;

4. инкассо;

5. чек.

3) Финансы предприятий – это:

1. денежные отношения в результате которых коммерческие и некоммерческие организации достигают цели своего создания;

2. отношения, в результате которых происходит формирование, распределение и использование фондов денежных средств;

3. часть денежных отношений возникающих лишь при реальном движении денежных средств и сопровождающихся формированием и использованием собственного капитала, централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

4) К финансовым методам относят:

1. планирование и прогнозирование;

2. кредитование;

3. аренда и лизинг;

4. проверка и ревизия финансовых обязательств;

5. налогообложение;

6. страхование.

5) К финансовым ресурсам, мобилизируемым на финансовых рынках, относят:

1. поступления от продажи собственных ценных бумаг;

2. дивиденды и проценты по ценным бумагам других эмитентов;

3. кредит;

4. поступления от операций с иностранной валютой;

5. устойчивые пассивы предприятия;

6. страховые возмещения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: