Страховая услуга

Товаром, предлагаемым на страховом рынке, является страхо­вая услуга. Страховая услуга может быть предоставлена на основе договора (в добровольном страховании) или на основе закона (в обязательном страховании). В тех случаях, когда оказание ус луг необходимо с позиций общественных интересов, страхова­тель принуждается к приобретению страховой услуги. В добро­вольном страховании применяется другой подход.

Страховщик стремится ограничить повышенные риски. Так, в зарубежном страховании может быть отказано в приеме на стра­хование владельцу автомашины, если он замечен в нарушении правил дорожного движения, или владельцу недвижимости, если он отказался выполнять требования специалиста страховой ком­пании по обеспечению дополнительной противопожарной безо­пасности.

Акционерные страховые организации нашей страны в настоя­щее время только формируют свой портфель и завоевывают кли­ентуру, поэтому в случаях повышенного риска они предпочитают не отказывать в приеме на страхование, а использовать повыше­ние цены на страховую услугу.

Цена страховой услуги получает свое выражение в страховом тарифе и складывается на конкурентной основе при сопоставле­нии спроса и предложения, но в ее основе лежит размер страхово­го возмещения и расходов на ведение дела.

В условиях конкуренции цена является объектом договора, но она всегда движется в определенных границах.

Нижняя граница цены определяется принципом эквивалент­ности в страховых отношениях, который предусматривает равен­ство между поступлением платежей от страхователей и выплата­ми страхового возмещения.

Верхняя граница цены определяется потребностями страхов­щика. Ее превышение ставит страховщика в невыгодную конку­рентную позицию, и он теряет клиента.

Цена услуги конкретного страховщика зависит от величины и структуры его страхового портфеля, качества инвестиционной деятельности, величины управленческих расходов и ожидаемой прибыли.

Цена страховой услуги, или тарифная ставка (брутто-ставка), состоит из двух частей: нетто-ставки и нагрузки. Она устанавли­вается в денежном выражении с единицы страховой суммы или в процентах от совокупной страховой суммы.

Основная часть страхового тарифа — нетто-ставка — предназ­начена для формирования предстоящих страховых выплат стра­хователям. В основе построения нетто-ставки лежит вероятность наступления страхового случая, которая определяется на основе статистических данных, накопленных за ряд лет (тарифный пе­риод).

Нетто-ставка определяется с помощью актуарных расчетов, представляющих собой систему математических и статистиче­ских приемов, при помощи которых устанавливаются расходы, связанные со страхованием отдельных объектов, и рассчитывает­ся тарифная ставка.

Проведение актуарных расчетов связано с исследованием и группировкой страховых рисков, исчислением математической вероятности наступления страхового случая, определением ча­стоты и степени тяжести последствий причиненного ущерба и прогнозированием их тенденций развития.

Базой для формирования нетто-ставки служит показатель убыточности страховой суммы, который определяется как отно­шение суммы страхового возмещения, выплаченной за опреде­ленный период, к страховой сумме всех застрахованных объектов за этот же период.

Затем рассчитывается средний показатель убыточности с по­правкой на величину рисковой надбавки (вероятность отклоне­ния показателя убыточности от его средней величины). Для этого строится динамический ряд показателей убыточности и оценива­ется его устойчивость с помощью показателя среднего квадрати-ческого отклонения.

Второй элемент тарифной ставки — нагрузка. Она включает расходы страховщика на ведение дела, отчисления на предупре­дительные мероприятия, в резервные фонды и прибыль от прове­дения страховых операций.

Доля нагрузки в брутто-тарифе определяется страховщиком самостоятельно.

Перечень видов страхования, которым может воспользоваться страхователь, представляет собой ассортимент страхового рынка. Помимо видов страхования, предлагаемых для широкого исполь­зования, в отдельных случаях могут разрабатываться индивиду­альные условия страхования для конкретного объекта или страхо­вателя.

Положение на страховом рынке определяется действием мно­жества факторов, важнейшими из которых являются рисковая ситуация, платежеспособность страхователей, размер страхового тарифа, объем и структура предложения страховых услуг и т. д. Условия реализации страховой услуги, складывающиеся в кон кретном регионе в данное время, называются конъюнктурой страхового рынка.

Конъюнктура характеризует в первую очередь степень сбалан­сированности спроса и предложения страховых услуг. Она может быть благоприятной или неблагоприятной как для страховщика, так и для страхователя.

Развитый рынок предполагает, что предложение опережает спрос. Объективная основа спроса на страховую услугу — потреб­ность в страховании, которая реализуется как страховой интерес. Страховые интересы общества чрезвычайно разнообразны. Так, страховые интересы населения определяются не только уровнем материального благосостояния семьи, но и образом жизни потен­циального страхователя, принадлежностью его к той или иной национальности и социальной группе, возрастом, полом и т. д.

Объективно существующая потребность в страховании не обеспечивает автоматического превращения потенциального страхователя в страхователя реального. Потенциальный страхова­тель лишь тогда вступит в страховые отношения, когда страховой интерес будет им осознан. Но и наличие страхового интереса не идентично спросу на страховую услугу, так как для ее приобрете­ния потенциальный страхователь должен быть платежеспособ­ным. Поэтому страховщик, предлагая свои услуги, должен пока­зать ее экономическую целесообразность и выгодность для страхователя. Необходимость помощи страхователю в определе­нии его страхового интереса особенно важна для всего страхово­го рынка России, поскольку существовавшие ранее страховые традиции утрачены, а в ряде случаев они даже не успели офор­миться. Кроме того, страховая услуга должна быть построена та­ким образом, чтобы цена на нее соответствовала платежеспособ­ности страхователей, для которых она предназначена.

Тесты для самоконтроля:

1) Одно из актуальных направлений бюджетной политики на ближайшую перспективу следующее:

1. увеличение управленческих расходов;

2. отмена налогов с физических лиц;

3. снижение налогового пресса на хозяйствующие субъекты;

4. наращивание внешних государственных заимствований.

2) Что из перечисленного относится к принципам построения системы РФ?:

1. принцип централизма;

2. принцип самостоятельности;

3. принцип ведомственной тайны;

4. принцип автономности.

3) Принцип бюджетного федерализма означает, что:

1. существует только единственный бюджет федеральной власти;

2. все налоги аккумулируются в федеральном бюджете, а затем он централизованно распределяется между территориями;

3. каждый субъект федерации и местные власти формируют свой бюджет;

4. региональные власти никаких финансовых отношений с центром не имеют.

5) Бюджетный процесс включает в себя одну из следующих процедур:

1. бюджетную классификацию;

2. анализ и контроль исполнения бюджета;

3. аудиторскую проверку деятельности Центрального банка;

4. регулирование денежной массы в обращении.

6) Утверждение доходов, расходов и возможного дефицита федерального бюджета происходит на стадии:

его проектирования;

1. первого чтения в Государственной Думе;

2. второго чтения в Государственной Думе;

3. при подписании Закона о федеральном бюджете на следующий год (период) Президентом РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: