Товаром, предлагаемым на страховом рынке, является страховая услуга. Страховая услуга может быть предоставлена на основе договора (в добровольном страховании) или на основе закона (в обязательном страховании). В тех случаях, когда оказание ус луг необходимо с позиций общественных интересов, страхователь принуждается к приобретению страховой услуги. В добровольном страховании применяется другой подход.
Страховщик стремится ограничить повышенные риски. Так, в зарубежном страховании может быть отказано в приеме на страхование владельцу автомашины, если он замечен в нарушении правил дорожного движения, или владельцу недвижимости, если он отказался выполнять требования специалиста страховой компании по обеспечению дополнительной противопожарной безопасности.
Акционерные страховые организации нашей страны в настоящее время только формируют свой портфель и завоевывают клиентуру, поэтому в случаях повышенного риска они предпочитают не отказывать в приеме на страхование, а использовать повышение цены на страховую услугу.
Цена страховой услуги получает свое выражение в страховом тарифе и складывается на конкурентной основе при сопоставлении спроса и предложения, но в ее основе лежит размер страхового возмещения и расходов на ведение дела.
В условиях конкуренции цена является объектом договора, но она всегда движется в определенных границах.
Нижняя граница цены определяется принципом эквивалентности в страховых отношениях, который предусматривает равенство между поступлением платежей от страхователей и выплатами страхового возмещения.
Верхняя граница цены определяется потребностями страховщика. Ее превышение ставит страховщика в невыгодную конкурентную позицию, и он теряет клиента.
Цена услуги конкретного страховщика зависит от величины и структуры его страхового портфеля, качества инвестиционной деятельности, величины управленческих расходов и ожидаемой прибыли.
Цена страховой услуги, или тарифная ставка (брутто-ставка), состоит из двух частей: нетто-ставки и нагрузки. Она устанавливается в денежном выражении с единицы страховой суммы или в процентах от совокупной страховой суммы.
Основная часть страхового тарифа — нетто-ставка — предназначена для формирования предстоящих страховых выплат страхователям. В основе построения нетто-ставки лежит вероятность наступления страхового случая, которая определяется на основе статистических данных, накопленных за ряд лет (тарифный период).
Нетто-ставка определяется с помощью актуарных расчетов, представляющих собой систему математических и статистических приемов, при помощи которых устанавливаются расходы, связанные со страхованием отдельных объектов, и рассчитывается тарифная ставка.
Проведение актуарных расчетов связано с исследованием и группировкой страховых рисков, исчислением математической вероятности наступления страхового случая, определением частоты и степени тяжести последствий причиненного ущерба и прогнозированием их тенденций развития.
Базой для формирования нетто-ставки служит показатель убыточности страховой суммы, который определяется как отношение суммы страхового возмещения, выплаченной за определенный период, к страховой сумме всех застрахованных объектов за этот же период.
Затем рассчитывается средний показатель убыточности с поправкой на величину рисковой надбавки (вероятность отклонения показателя убыточности от его средней величины). Для этого строится динамический ряд показателей убыточности и оценивается его устойчивость с помощью показателя среднего квадрати-ческого отклонения.
Второй элемент тарифной ставки — нагрузка. Она включает расходы страховщика на ведение дела, отчисления на предупредительные мероприятия, в резервные фонды и прибыль от проведения страховых операций.
Доля нагрузки в брутто-тарифе определяется страховщиком самостоятельно.
Перечень видов страхования, которым может воспользоваться страхователь, представляет собой ассортимент страхового рынка. Помимо видов страхования, предлагаемых для широкого использования, в отдельных случаях могут разрабатываться индивидуальные условия страхования для конкретного объекта или страхователя.
Положение на страховом рынке определяется действием множества факторов, важнейшими из которых являются рисковая ситуация, платежеспособность страхователей, размер страхового тарифа, объем и структура предложения страховых услуг и т. д. Условия реализации страховой услуги, складывающиеся в кон кретном регионе в данное время, называются конъюнктурой страхового рынка.
Конъюнктура характеризует в первую очередь степень сбалансированности спроса и предложения страховых услуг. Она может быть благоприятной или неблагоприятной как для страховщика, так и для страхователя.
Развитый рынок предполагает, что предложение опережает спрос. Объективная основа спроса на страховую услугу — потребность в страховании, которая реализуется как страховой интерес. Страховые интересы общества чрезвычайно разнообразны. Так, страховые интересы населения определяются не только уровнем материального благосостояния семьи, но и образом жизни потенциального страхователя, принадлежностью его к той или иной национальности и социальной группе, возрастом, полом и т. д.
Объективно существующая потребность в страховании не обеспечивает автоматического превращения потенциального страхователя в страхователя реального. Потенциальный страхователь лишь тогда вступит в страховые отношения, когда страховой интерес будет им осознан. Но и наличие страхового интереса не идентично спросу на страховую услугу, так как для ее приобретения потенциальный страхователь должен быть платежеспособным. Поэтому страховщик, предлагая свои услуги, должен показать ее экономическую целесообразность и выгодность для страхователя. Необходимость помощи страхователю в определении его страхового интереса особенно важна для всего страхового рынка России, поскольку существовавшие ранее страховые традиции утрачены, а в ряде случаев они даже не успели оформиться. Кроме того, страховая услуга должна быть построена таким образом, чтобы цена на нее соответствовала платежеспособности страхователей, для которых она предназначена.
Тесты для самоконтроля:
1) Одно из актуальных направлений бюджетной политики на ближайшую перспективу следующее:
1. увеличение управленческих расходов;
2. отмена налогов с физических лиц;
3. снижение налогового пресса на хозяйствующие субъекты;
4. наращивание внешних государственных заимствований.
2) Что из перечисленного относится к принципам построения системы РФ?:
1. принцип централизма;
2. принцип самостоятельности;
3. принцип ведомственной тайны;
4. принцип автономности.
3) Принцип бюджетного федерализма означает, что:
1. существует только единственный бюджет федеральной власти;
2. все налоги аккумулируются в федеральном бюджете, а затем он централизованно распределяется между территориями;
3. каждый субъект федерации и местные власти формируют свой бюджет;
4. региональные власти никаких финансовых отношений с центром не имеют.
5) Бюджетный процесс включает в себя одну из следующих процедур:
1. бюджетную классификацию;
2. анализ и контроль исполнения бюджета;
3. аудиторскую проверку деятельности Центрального банка;
4. регулирование денежной массы в обращении.
6) Утверждение доходов, расходов и возможного дефицита федерального бюджета происходит на стадии:
его проектирования;
1. первого чтения в Государственной Думе;
2. второго чтения в Государственной Думе;
3. при подписании Закона о федеральном бюджете на следующий год (период) Президентом РФ.