Лекция 5
Содержание лекции:
основные электромеханические соотношения в асинхронном электродвигателе (АД); естественная и искусственные механические характеристики АД.
Цели лекции:
- изучить процессы электромеханического преобразования мощности в АД;
- освоить расчет и построение естественной и искусственных механических характеристик АД
Асинхронный короткозамкнутый электродвигатель (рисунок 5.1) и АД с фазным ротором (рисунок 5.2) широко распространены в электроприводе благодаря большому ресурсу безотказной работы, высоким показателям в работе, хорошим регулировочным свойствам.
На рисунке 5.3 представлена схема замещения одной фазы электродвигателя с учетом параметров намагничивающего контура с активным rm и индуктивным xm сопротивлениями.
В схеме замещения:
r1 - активное сопротивление фазы статорной обмотки;
r2′ - приведенное к статору активное сопротивление фазы роторной обмотки;
x1 - индуктивное сопротивление фазы статорной обмотки;
x2′ - приведенное к статору индуктивное сопротивление фазы роторной обмотки;
xm - индуктивное сопротивление контура намагничивания.
В соответствии со схемой замещения, роторный ток I2 ’ имеет значение
. (5.1)
Из (5.1) следует, что роторный ток I2’ зависит от скольжения s, т.е. от частоты вращения ротора машины, поскольку
(5.2)
Заметим, что при пуске скольжение s = 1 (текущее значение частоты вращения w = 0), а при частоте вращения w=w0 идеального холостого хода скольжение равно s = 0. Из соотношения (5.1) следует также, что при пуске роторный ток достигает максимального значения I2к’@ (8¸10)Iном, и его следует ограничивать.
Частота тока ротора fp при значении частоты fc сетевого напряжения fp = fc×s, следовательно, при пуске s = 1 и асинхронная машина может быть представлена трансформатором напряжения, поскольку fp= fc = 50Гц. По мере разгона двигателя и его работе с номинальным скольжением sн, которое не превышает sн @ 0,1; падает и частота роторного тока fp = 1..5Гц.
Мощность Р1, потребляемая АД из сети, расходуется на покрытие потерь в контуре намагничивания ∆Рm и в обмотке статора ∆Р1, остаток ее преобразуется в электромагнитную мощность РЭ , которая равна
. (5.3)
В свою очередь, , и, решая совместно (5.1) и (5.3), находим значение электромагнитного момента
. (5.4)
Зависимость (5.4) является описанием механической характеристики АД и представляет сложную зависимость момента АД от скольжения. Исследуем ее на экстремум, взяв производную и приравняв ее нулю:
.
Зависимость (5.4) имеет максимум при критическом значении скольжения, равном
(5.5)
и критическом (максимальном) моменте
(5.6)
Заметим, знак (+) относится к двигательному режиму, а знак (-) к генераторному режиму машины.
Для практических расчетов, удобнее использовать формулу Клосса, полученную из выражений (2…), (2…) и (2….)
, (5.7)
где .
В крупных асинхронных машинах r1 << r2’ , и ε ≈0. Механическая характеристика АД имеет вид, изображенный на рисунке 2.4. Характерные точки характеристики:
1- s=0; М=0, при этом скорость двигателя равна синхронной;
2- s=sном, М=Мном - номинальный
режим работы двигателя;
3- s = sк, М = Мкр.Д - максимальный момент в двигательном режиме;
4- s = 1, М = Мп - начальный пусковой момент;
5- s = -sк, М = Мкр.Г - максимальный момент в генераторном режиме.