Введение. Учебно-методическое пособие

Оглавление

Санкт-Петербург

Учебно-методическое пособие

Виды инструктажей и обучение правилам охраны труда.

Особенности тушения пожара в электроустановках, находящихся под напряжением.

Тушить водой электроустановки, находящиеся под напряжением нельзя. Но при принятии определенных мер можно:

1. Ствольщик должен находится в диэлектрических ботах и на руках диэлектрические перчатки.

2. Ствол должен быть заземлен.

3. Существуют определенные расстояния, ближе которых подходить к электроустановке нельзя. Эти расстояния зависят от напряжения электроустановки и диаметра спрыска ствола.

Диаметр спрыска ствола До 1000 В Более 1000 В
15 мм 3,5 метра 4,5 метра
19 мм 4 метра 8 метров

Нельзя тушить водой в сильно задымленном помещении, нельзя тушить морской водой.

Обучение с проверкой знаний всех работающих – 1 раз в год.

Обучение с проверкой знаний руководящего состава с выдачей удостоверения (смогут входить в состав комиссии по проверке знаний по охране труда) – 3 раз в год.

Виды инструктажей по ТБ:

1. Вводный (проводит отдел по охране труда или инженер по охране труда со всеми принятыми на работу)

2. Первичный на рабочем месте (проводит непосредственный начальник)

3. Повторный (проводится не реже одного раза в 6 месяцев индивидуально или с группой работников)

4. Внеплановый (

· если произошел несчастный случай или проверкой установлено нарушение охраны труда, которое могло привести к несчастному случаю

· при изменении технологического процесса

· при принятии новых правовых актов)

5. Целевой (

· при выполнении разовых работ

· при ликвидации последствий аварии

· при производстве работ, на которые оформляются наряды-допуски, при проведении экскурсий на предприятии

· При организации массовых мероприятий с учащимися)

(специальность - 021100 Юриспруденция)

Кафедра правового регулирования экономики

Авторы: проф. Сапун В.А., доц. Турбова Я.В.

Рецензенты: д.ю.н., проф. Баскин Ю.Я.,

д.ю.н., проф. Павлов В.Г.

Обсуждены и рекомендованы

для использования в учебном процессе

на заседании кафедры правового регулирования экономики

Пр. № от 2004 г.

Введение…………………………………………………………………4

Раздел 1. Теория государства…………………………………………...7

Лекция 1. Предмет и методология теории государства как гуманитарной науки……………………………………………………………..9

Лекция 2. Происхождение государства и права……………………..12

Лекция 3. Понятие, сущность и социальное назначение государства. Функции государства………………………………………………….18

Лекция 4. Государственная власть как разновидность социальной власти. Политические режимы………………………………………..26

Лекция 5. Механизм государства……………………………………..33

Лекция 6. Форма государства…………………………………………37

Лекция 7. Гражданское общество и правовое государство…………43

Лекция 8. Государство и право в политической системе общества...............................................................................................................52

Раздел 2. Теория права………………………………………………...56

Лекция 9. Понятие права и его основные характеристики. Право и правовая система……………………………………………………….56

Лекция 10. Право в системе нормативного регулирования общественных отношений. Правосознание и правовая культура………….67

Лекция 11. Правотворчество и нормативные акты как источники права……………………………………………………………………74

Лекция 12. Норма права………………………………………………87

Лекция 13. Система права…………………………………………….92

Лекция 14. Правовые отношения…………………………………….98

Лекция 15. Реализация права и правоприменительная деятельность. Толкование права……………………………………………………..107

Лекция 16. Правонарушение и юридическая ответственность. Законность и правопорядок………………………………………………121

Лекция 17. Механизм правового регулирования…………………127

Раздел 3. Терминологический минимум по дисциплине «Теория государства и права»………………………………………………….134

Раздел 4. Контрольные вопросы по дисциплине «Теория государства и права»………………………………………………………………147


Теория государства и права - фундаментальная учебная дисциплина, которая вводит студента-юриста в мир понятий о государстве и праве, закладывает основы юридического мышления и мировоззрения, политической и правовой культуры. Она дает студенту общетеоретические знания, необходимые как для изучения других юридических дисциплин, так и для будущей профессиональной работы юриста-практика.

Изучение теории государства и права как общепрофессиональной юридической дисциплины на 1 курсе представляет для студентов определенную трудность. Эта дисциплина содержит общие понятия, конструкции выработанные юридической наукой в целом на основе обобщения обширного теоретического и фактического материала, который еще не знаком студентам. Он изучается, осваивается на последующих курсах. Студенты сразу же встречаются с довольно абстрактными категориями, отражающими различные стороны государственно-правовой действительности. Поэтому для усвоения основ теории государства и права необходима упорная, целеустремленная, систематическая работа. К некоторым вопросам, общеправовым понятиям придется возвращаться несколько раз. При этом с максимально в их проведении.

Лекции по теории государства и права являются важной формой авторской передачи студентам общетеоретических знаний преподавателем. Они, как правило, читаются не по всем, а наиболее сложным темам курса, не дублируют учебники, а содержат новейшие научные данные и примеры, которых может не быть в учебных пособиях. Для лучшего усвоения материала на лекционных занятиях целесообразно предварительно, перед лекцией ознакомиться с положениями лекционной темы, содержащейся в предлагаемом опорном конспекте лекций и в рекомендуемых учебниках.

Семинарские занятия - другая важная форма учебного процесса. Они способствуют закреплению и углублению знаний, полученных студентами на лекциях и в результате самостоятельной работы над литературными и нормативными источниками и призваны развивать самостоятельность мышления, умение делать выводы, связывать теоретические положения с практикой, формировать профессиональное правовое сознание будущих юристов-практиков. На семинарах вырабатываются необходимые каждому юристу навыки-умения публично выступать, логика доказывания, культура профессиональной речи. Кроме того, семинары - это средство контроля преподавателей за самостоятельной работой студентов, они непосредственно влияют на уровень подготовки к итоговым формам отчетности - зачетам и экзаменам.

Выступление на семинарском занятии рекомендуется так, чтобы в нем содержались следующие элементы:

· четкое формулирование соответствующего теоретического положения (например, понятия государства и права, механизма государства, формы государства, нормы права, правоотношения, юридической ответственности и др.) в виде развернутого определения;

· приведение и раскрытие основных черт, признаков, значения и роли изучаемого явления или доказательства определенного теоретического положения;

· подкрепление теоретических положений конкретными фактами политико-правовой действительности, примерами из законодательной либо правоприменительной практики.

Одним из условий качественного и эффективного изучения теории государства и права, а также всех других юридических дисциплин, освоения юридической специальностью вообще является овладение навыкам работы с книгой, воспитание в себе стремления и привычки получать новые знания из научной и иной специальной литературы. Без этих качеств не может быть настоящего специалиста ни в одной области деятельности.

Читать и изучать следует прежде всего то, что рекомендуется к каждой теме программой, планом семинарских занятий, перечнем литературы к курсовым работам. Когда студент приступает к самостоятельной работе, например при подготовке доклада, реферата, написании курсовой работы, а в дальнейшем дипломного сочинения, то в этом случае он должен проявить инициативу в отыскании специальных источников. Многие новейшие научные положения появляются прежде всего в научных статьях, опубликованных в юридических журналах, таких как «Государство и право», «Правоведение», «Ленинградский юридический журнал» либо журналах гуманитарного профиля: «Вопросы философии», «Полис» и др. Теоретические статьи по общим вопросам государства и права публикуются в Ученых записках юридического факультета, регулярно издаваемых Санкт-Петербургским государственным университетом экономики и финансов.

Надо иметь в виду, что в каждом последнем номере издаваемых журналов публикуется обычно библиография всех статей, напечатанных за год. Это облегчает поиск нужных научных публикаций.

Работа с научной литературой в конечном счете должна привести к выработке у студента умения самостоятельно размышлять о предмете и объекте изучения, которое должно проявляться в следующем:

ясном и отчетливом понимании основных понятий и суждений, содержащихся в публикации, в разборе доказательств, подтверждающих истинность тех или иных положений;

понимании студентами обоснованности и целесообразности приводимых в книге, статье примеров, поясняющих доказательства и выводы автора. При этом будет уместно, если студент самостоятельно приведет дополнительные примеры к этим выводам;

выделении основных положений от дополнительных, второстепенных сведений;

способности студента критически разобраться в содержании публикации, определить свое отношение к ней в целом, дать ей общую оценку и характеристику.

Важное значение при изучении теории государства и права придается различного рода схемам, образным символам, опорно-логическим конспектам, терминологии.

Положительный результат может быть достигнут только при условии комплексного использования различных учебно-методических средств, приемов и систематическом, целеустремленном и упорном труде по овладению необходимыми знаниями.

Теория государства и права в соответствии с учебным планом специальности «юриспруденция» изучается в течение двух семестров 1 курса. В конце первого семестра сдается зачет по вопросам, рассмотренным на семинарских занятиях, в основном по общей теории государства. В конце второго семестра - экзамен по всем темам и вопросам учебной программы дисциплины. По данной дисциплине на 1 курсе пишется курсовая работа, которая подлежит защите и оценивается.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: