Экологическая экспертиза и экологическая паспортизация
Экологическая экспертиза – оценка влияния на окружающую среду и здоровье человека всех видов хозяйственной деятельности и соответствие этой деятельности установленным нормам и законам по охране окружающей природной среды и требованиям экологической безопасности сообщества. (проведение экспертизы обязательно для всех объектов новых технологий, строительство, реконструкция).
Основные задачи экспертизы – содействовать соблюдению природоохранных законов и оценивать решения по поддержанию и обновлению окружающей среды.
Экологические экспертизы бывают нескольких типов: государственные, общественные, ведомственные, смешанные. По назначению бывают первичные и вторичные, по масштабам – локальные (объектные), районные, региональные (областные, межобластные), государственные, межгосударственные.
Процесс экспертизы предусматривает оценку и анализ технологий, техники, проектов производств, проектов изменения природы, состояния здоровья людей, качества атмосферной среды, воды, пищевых продуктов, выявление аномалий физических полей.
|
|
Государственную экологическую экспертизу осуществляют экспертные комиссии Министерства охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности Украины и его подразделения на местах, межотраслевые комиссии, а общественную экспертизу – общественные комиссии с привлечением специалистов.
Раз в 5 лет производится экологическая паспортизация предприятий. Экологический паспорт – комплексный документ, который содержит характеристику взаимодействия любого объекта (предприятия, фермы, подстанции, учебного заведения) с окружающей природной средой. В нем есть общие сведения про объект, сырье (вид, объем, экологичность), энергию, площадь, количество сотрудников, технологические схемы производства, виды продукции, системы природоохранных мероприятий, хранение отходов.
Цели, задачи и функции управления природопользованием и охраны окружающей среды осуществляются системой государственных и других органов. Соответственно основным актам экологического законодательства государственное управление природопользованием и охраной окружающей естественной среды осуществляет Кабинет Министров Украины, Совет министров Автономной Республики Крым, органы местного самоуправления, их исполнительные комитеты и государственные администрации, а также специально уполномоченные на это государственные органы в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Украины.
Система государственных органов, которые осуществляют управление природопользованием, базируется на общепризнанном их делении на органы общей и специальной компетенции. В основу такой классификации положен объем и характер полномочий по отношению к естественным объектам и функции управления ими. Государственные органы, в компетенцию которых входит осуществление всех функций управления природопользованием, независимо от вида естественного объекта и субъектов пользования им, являются органами общегосударственного управления. Они наряду с экологическими занимаются и другими вопросами социально-экономического развития государства.
|
|
К государственным органам общей компетенции принадлежат Верховный Совет Украины, Президент Украины, Кабинет Министров Украины, Верховная Рада и Совет министров Автономной Республики Крым, государственные администрации регионов, органы местного самоуправления и их исполнительные органы.
Единственный законодательный орган Украины — Верховная Рада — правоспособный рассматривать и решать любые вопросы, которые не является компетенцией государственной исполнительной или судебной власти. Исключительно законами Украины определяются основы собственности, использование природных ресурсов, экологической безопасности и правового режима зон чрезвычайных экологических ситуаций. Наряду со своей основной функцией — законодательной — парламент утверждает общегосударственные программы охраны окружающей среды, объявляет отдельные местности зонами чрезвычайной экологической ситуации, осуществляет парламентский контроль и т.п. (ст.85 Конституции Украины). Так, постановлением от 5 марта 1998 года утверждены «Основные направления государственной политики Украины в области охраны окружающей среды, использование природных ресурсов и обеспечение экологической безопасности». Значительный объем работы в парламенте выполняют комитеты Верховной Рады — по вопросам экологической политики, природопользования и ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, аграрной политики и земельных отношений, здравоохранения, материнства, детства и др.
Президент Украины является главой государства. Как высшее должностное лицо он выступает гарантом стабильности общественных, в том числе и экологических, правоотношений. В частности, Президент образовывает, реорганизовывает и ликвидирует по представлению Премьер-министра министерства и прочие центральные органы исполнительной власти, назначает их руководителей; заключает международные договоры, включая соглашения и конвенции экологической направленности. Президент возглавляет Совет национальной безопасности и обороны Украины (СНБОУ), которая координирует и контролирует деятельность государственных органов в сфере обороны и национальной безопасности, а обязательной составной частью последней является экологическая безопасность общества. Так, 31 декабря 1998 года СНБОУ приняла решение «О нейтрализации угроз, обусловленных ухудшением экологической и техногенной обстановки в стране», которое было утверждено соответствующим Указом Президента.
Консультативно-совещательным органом Совета национальной безопасности и обороны Украины является Комиссия по вопросам ядерной политики и экологической безопасности, основными задачами которой является подготовка предложений по вопросам обеспечения ядерной и экологической безопасности, анализ экологических проблем и нахождения механизмов осуществления мероприятий по улучшению экологической ситуации в Украине. Совету также подчинен образованный в 1997 году Институт исследований окружающей естественной среды и ресурсов.
Общее руководство и координацию земельной и аграрной реформы в Украине осуществляет Комиссия по вопросам аграрной политики при Президенте Украины.
|
|
В соответствии с Конституцией Автономной Республики Крым Верховная Рада автономии осуществляет представительные, нормообразующие, контрольные функции и полномочия в границах, предусмотренных законодательством Украины, В частности, она утверждает экологические программы, решает вопросы земельных отношений и использования других природных ресурсов, организует территории и объекты природно-заповедного фонда Автономной Республики Крым.
Кабинет Министров Украины является вышестоящим органом в системе органов исполнительной власти. Он уполномочен решать все вопросы государственного экологического управления. Это, например, обеспечение проведения политики в сфере охраны природы, экологической безопасности и природопользования; осуществление мероприятий по обеспечению национальной безопасности Украины; координация работы министерств и других органов исполнительной власти. Для повышения эффективности такой деятельности и предварительной подготовки правительственных решений в структуре Кабинета Министров создан правительственный комитет по реформированию аграрного сектора и по вопросам экологии.
Для обеспечения безопасности и защиты населения и территорий, предотвращения чрезвычайных и техногенных ситуаций и реагирования на них, координации контроля на государственном уровне комплекса работ и мероприятий в этой сфере создана Государственная комиссия по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций. Основными ее задачами являются профилактические мероприятия по предотвращению возникновению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природно-техногенного происхождения — аварий, катастроф, стихийного бедствия; экспертиза важнейших проектов мероприятий по техногенно-экологической безопасности, их влияние на окружающую естественную среду, жизнь и здоровье человека; непосредственное руководство ликвидацией чрезвычайных ситуаций национального и регионального масштабов.