Деятельность и психика

Психика человека, в том числе его творческие способности вытекают из его предметной деятельности. Даже если окажется, что в результате новейших достижений генной инженерии будут найдены образования психических структур, наследуемые через гены, это не отменяет положения отечественной психологии о том, что психика человека происходит из его внешней предметной деятельности. Т.е. психологические механизмы формируются в процессе деятельности, а не наследуются.

Психика человека не только продукт, но и сама внешняя предметная деятельность, перенесенная извне вовнутрь.

Внешняя предметная деятельность человека есть реальное материальное воздействие человека на предметы окружающего его мира, осуществляемое в определенных целях. В этом суть единства деятельности и психики. Из этого следует, что для возникновения у человека качественных психических образований необходимы следующие условия:

· Внешняя предметная деятельность, заключающаяся в определенном (заданном целями) воздействии на предметы внешнего окружающего мира;

· Собственные действия того человека, у которого формируются соответствующие психические образования;

· Преобразование внешней деятельности во внутреннюю – интериоризация.

Только при выполнении всех указанных выше условий психика человека начинает работать как орудие, как послушный человеку инструмент, т.е. творческие способности будут реализовываться на практике по воле их носителя.

В настоящее время известны технические средства, позволяющие вне собственно предметной деятельности «вооружать» его знаниями и способностями. Но пользоваться таким арсеналом по собственно воле человек не может, ибо не является «хозяином» таким образом (не своим трудом) полученной интеллектуальной собственности.

Можно выделить следующие макроэлементы в структуре творческой деятельности (рис. 1.2).

Ц е л ь
П р е д м е т
О р у д и я
О п е р а ц и я (и л и д е й с т в и я)
С у б ъ е к т д е я т е л ь н о с т и
П р о д у к т

Рис. 1.2. Макроэлементы в структуре любой предметной деятельности (внешней и внутренней).

Цель (или мотив) – то, что должно быть достигнуто;

Предмет – то, что подлежит преобразованию, исследованию;

Орудия – то, с помощью чего осуществляется преобразование или исследование предмета деятельности;

Операции – процедура воздействия орудия на предмет;

Субъект деятельности – ее носитель;

Продукт – Результат, который получается в итоге.

Психика человека, в том числе ее мыслительный компонент, имеет аналогичные макроэлементы, что и в структуре деятельности и поэтому мышление следует рассматривать как живую человеческую деятельность, имеющую то же принципиальное строение, что и внешняя практическая деятельность.

Следующая составляющая структуры творческой деятельности, это взаимосвязь между ее элементами. Это означает, что цель как закон обуславливает орудия и операции деятельности (рис. 1.3).

Рис. 1.3. Взаимосвязи между макроэлементами в структуре любой деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: