Психика человека, в том числе его творческие способности вытекают из его предметной деятельности. Даже если окажется, что в результате новейших достижений генной инженерии будут найдены образования психических структур, наследуемые через гены, это не отменяет положения отечественной психологии о том, что психика человека происходит из его внешней предметной деятельности. Т.е. психологические механизмы формируются в процессе деятельности, а не наследуются.
Психика человека не только продукт, но и сама внешняя предметная деятельность, перенесенная извне вовнутрь.
Внешняя предметная деятельность человека есть реальное материальное воздействие человека на предметы окружающего его мира, осуществляемое в определенных целях. В этом суть единства деятельности и психики. Из этого следует, что для возникновения у человека качественных психических образований необходимы следующие условия:
· Внешняя предметная деятельность, заключающаяся в определенном (заданном целями) воздействии на предметы внешнего окружающего мира;
|
|
· Собственные действия того человека, у которого формируются соответствующие психические образования;
· Преобразование внешней деятельности во внутреннюю – интериоризация.
Только при выполнении всех указанных выше условий психика человека начинает работать как орудие, как послушный человеку инструмент, т.е. творческие способности будут реализовываться на практике по воле их носителя.
В настоящее время известны технические средства, позволяющие вне собственно предметной деятельности «вооружать» его знаниями и способностями. Но пользоваться таким арсеналом по собственно воле человек не может, ибо не является «хозяином» таким образом (не своим трудом) полученной интеллектуальной собственности.
Можно выделить следующие макроэлементы в структуре творческой деятельности (рис. 1.2).
Ц е л ь |
П р е д м е т |
О р у д и я |
О п е р а ц и я (и л и д е й с т в и я) |
С у б ъ е к т д е я т е л ь н о с т и |
П р о д у к т |
Рис. 1.2. Макроэлементы в структуре любой предметной деятельности (внешней и внутренней).
Цель (или мотив) – то, что должно быть достигнуто;
Предмет – то, что подлежит преобразованию, исследованию;
Орудия – то, с помощью чего осуществляется преобразование или исследование предмета деятельности;
Операции – процедура воздействия орудия на предмет;
Субъект деятельности – ее носитель;
Продукт – Результат, который получается в итоге.
Психика человека, в том числе ее мыслительный компонент, имеет аналогичные макроэлементы, что и в структуре деятельности и поэтому мышление следует рассматривать как живую человеческую деятельность, имеющую то же принципиальное строение, что и внешняя практическая деятельность.
|
|
Следующая составляющая структуры творческой деятельности, это взаимосвязь между ее элементами. Это означает, что цель как закон обуславливает орудия и операции деятельности (рис. 1.3).
Рис. 1.3. Взаимосвязи между макроэлементами в структуре любой деятельности.