Методы Тагути
Содержание этапов ФСА
Подготовительный этап включает в себя:
- популяризацию (пропаганду) метода;
- построение организационной структуры ФСА;
- обучение специалистов ФСА современным методам решения технических задач (ТРИЗ, мозговые атаки, синектика, морфологический анализ, метод фокальных объектов);
- подбор объекта для проведения ФСА;
Информационный этап:
- сбор и систематизация информации;
- разработка структурной схемы объекта;
- определение издержек производства для составных частей объекта; -
выбор составных частей с высоким уровнем издержек;
Аналитический этап:
- определение функций составных частей объекта;
- построение функциональной схемы.
Творческий этап:
- генерация идей (дивергенция, расширение границ); -
трансформация полученных идей;
- конвергенция (сужение границ)
Рекомендательный этап:
- экспертиза полученных идей;
- оценка работоспособности;
- оценка экономической целесообразности;
- проверка наличия ресурсов для осуществления идей;
|
|
- оценка конструкторских, технологических и производственных возможностей производства.
Этап внедрения:
- согласование плана - графика внедрения рекомендаций ФСА с другими разделами плана повышения эффективности производства;
- контроль выполнения плана- графика внедрения;
- принятие мер по соблюдению плана-графика.
В 1957 году инженер - консультант Генъити Тагути начал работать над проблемами качества и к 70 году разработал новую концепцию контроля качества, которая называется методами Тагути. Эта концепция благодаря исключительной эффективности быстро распространилась по всему миру.
В 1981 году концерн Ford создал в США учебный центр по для обучения японским методам контроля качества.
В американской и европейской системах качества было принято считать качественными такое детали, размеры которых не выходят за рамки допусков.
Тагути пришел к выводу о том, что любое отклонение от номинального значения размера приводит к потерям, которое несет изготовитель или потребитель. Причем, потери растут пропорционально квадрату отклонения от целевого значения параметра, характеристики.
Функция потерь имеет следующий вид:
L = k(y - m)
L - потери для общества (как для производителя, так и для потребителя)
k - постоянная потерь.
y - реальное значение характеристики.
m - целевое значение характеристики.
Тагути сформулировал ряд принципов, следование которым позволяет обеспечивать высокое качество выпускаемой продукции:
1. Потери - это ущерб, нанесенный потребителю и производителю отклонением от целевого значения.
|
|
2. Качество необходимо планировать, управляя факторами снижения разброса. Для этого вводится понятие сигнала и шума. Сигнал - целевое значение параметра, шум - отклонение. Шумы делятся на внешние и внутренние. Внешние шумы - это вариации окружающей среды, особенности работников, старение, износ.
Внутренние шумы - производственные неполадки.
3. Устранять потери лучше всего на стадии проектирования и перепроектирования.
4. Решения, не снижающие затрат игнорируются.
Западные производители давно поняли необходимость развития, они говорят: "Развивайся или умри". В нашей же стране умирающее предприятие получает государственную поддержку в виде повышения таможенных пошлин на конкурирующий товар, введение внешнего правления, поддерживающих дотаций и продолжает влачить жалкое существование.