Тема 13. Государственное регулирование социально-экономического развития регионов Казахстана

Литература

1. Аттапханов К. А. Фискальная система государства: роль и вопросы совершенствования. Алматы, 2006 г.

2. Государственное регулирование экономики. Под редакцией Петрова Р. П., 2005 г.

3. Мамыров Н. К., Ихданов Ж. О. Государственное регулирование в условиях Казахстана: теория, опыт, проблемы. Алматы, 2003г.

4. Мамырова М. К. Эффективность инвестиций в промышленном производстве. Алматы, 2004 г.

5. Мамыров Н. К., Саханова А. Н. и др. Государство и бизнес. Алматы, 2005 г.

Региональная политика - система планов и действий, реализующих интересы государства в отношении регионов и собственные интересы регионов методами, учитывающими особенности современных региональных процессов.

До недавнего времени основой региональной политики считался процесс централизованного планового размещения производительных сил по территории страны. Экономика каждого из регионов рассматривалась как часть единого народнохозяйственного комплекса. Основное внимание уделялось вопросам сдвига производительных сил на восток, развитию новых экономических районов союзного значения на вновь осваиваемых территориях, рациональному размещению крупных энерго-, материало- и трудоемких народнохозяйственных комплексов, установлению рациональных межрайонных транспортно-экономических связей, формированию территориальных систем расселения, опирающихся на рост крупных и крупнейших городов и т.д.

При этом удалось устранить многие крупные диспропорции в народном хозяйстве, обеспечить экономический подъем национальных окраин и экономически слаборазвитых районов, вовлечь в хозяйственное использование природные ресурсы северных и восточных регионов, создать единую систему транспортных коммуникаций и т.п.

Одновременно накапливались новые проблемы и противоречия в региональном развитии, которые не находили своего адекватного разрешения. Изменения в системе производственных отношений, связанные со сломом централизованного управления, становление самостоятельности национальных образований, развитие местного самоуправления, самостоятельности предприятий потребовало пересмотра представлений о приоритетах в системе региональной политики.

В новых условиях центр тяжести перемещается с вопросов размещения производства на проблемы социального и экономического развития регионов. При этом директивно устанавли­ваемые производственные и социальные задания заменяются разработкой возможных сценариев развития социально-экономических процессов, а прямое распределение ресурсов - разработкой экономических и правовых рычагов воздействия на размещение инвестиций и темпы ре­гионального развития.

Задачи региональной государственной политики в новых условиях:

- создание общих правил взаимодействия федерального центра и регионов;

- предотвращение процесса хозяйственного обособления регионов;

- создание системы оперативного разрешения возникающих конфликтов в системе "федеральный центр - регионы";

- формирование собственной ресурсной базы социально-экономического развития регионов;

- выделение регионов со специфическим статусом (свободные экономические зоны, де­прессивные районы, зоны экологических бедствий и др.);

- контроль за внутрирегиональными конфликтами социального и общественного характера.

Разработка комплексного прогноза развития и размещения производительных сил. Ком­плексный прогноз должен содержать оценку перспективных потребностей регионов и варианты их удовлетворения на основе наиболее эффективного использования ресурсов, улучшения тер­риториального разделения трудами кооперации.

В комплексном прогнозе должны содержаться концептуальные основные для определения перспектив социально-экономического развития территории, а также долгосрочных социально-экономических региональных программ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: