Функции цен – это наиболее общие свойства, которые объективно присуще категории «цены». Цене присуще множество функций: учетная, перераспределительная, стимулирующая, функция балансирования спроса и предложения, рыночная и т.д.
Выполняя учетную функцию, цены позволяют сравнивать различные блага, несопоставимые по потребительским характеристикам. Кроме того, учетная функция цены позволяет исчислить макроэкономические показатели, отраслевые и конкретного предприятия (прибыль, издержки, ВВП и т.д.)
Перераспределительная функция предполагает перераспределение созданного общественного продукта между сферами экономики, регионами, различными группами населения. Государство, например, поддерживает высокий уровень цен на автомобили, табачную и алкогольную продукцию на уровне, значительно превышающих затраты. Доходы от этого превышения используются государством для поддержания относительно низких цен на товары первой необходимости.
Суть стимулирующей функции состоит в поощрительном и сдерживающем воздействии цен на разные сферы воспроизводства. Например, для стимулирования производства прогрессивной продукции государство снимает все ценовые ограничения, сдерживающие рост прибыли производителя. Вместе с тем вводятся жесткие ценовые ограничения на товары, являющиеся затратными составляющими в прогрессивных производствах, для ускорения развития последних. Сущность функции балансирования спроса и предложения состоит в том, что балансирование может быть достигнуто при определенном уровне цен. В условиях классического (нерегулируемого) рынка цена выполняет роль стихийного регулятора общественного производства. Результат: стихийный перелив капитала из одной отрасли в другую, свертывание производства избыточной продукции и высвобождение ресурсов для производства дефицитной продукции. При этом неизбежны нерациональные затраты общественного труда. В условиях регулируемой экономики, целью которой является максимально возможная экономия общественного труда, функция балансирования реализуется с использованием не только цен, но и других рычагов — с помощью государственного финансирования, кредитования, налоговой и таможенной политики и т.д.
Рыночная функция цены. Уровень и поведение цены на рынке находятся под воздействием целого ряда факторов. Коммерческая цена выполняет двойственную роль:
§ выступает как индикатор рынка, отражающий весь комплекс ценообразующих факторов, их зарождение, развитие и взаимодействие;
§ с другой стороны как маркетинговый регулятор рынка, с помощью которого осуществляется воздействие цены на поведение субъектов рынка.
Рыночная цена выполняет различные функции:
§ посредника и соизмерителя при обмене товаров на деньги;
§ важного показателя конъюнктуры рынка;
§ уровня, структуры и соотношения спроса и предложения, объема и территориального размещения производства;
§ инструмента образования прибыли и управления эффективностью производства;
§ фактора налогообложения;
§ главной составляющей в оценке инфляционных процессов;
§ как средство влияния на инвестиционную политику;
§ фактора уровня жизни населения, влияющего на рынок труда, объем и структуру потребления, уровень реальных доходов;
§ мощного орудия конкурентной борьбы между субъектами рынка.