ТЕМА 1. ЦЕНА КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ.
1. Понятие цены
2. Задачи ценообразования
3. Функции цены
4. Понятие и классификация ценообразующих факторов
Изучение закономерностей цен и ценообразования опирается на современную экономическую теорию. Существуют различные взгляды на экономическую природу цены. Мнения большинства экономистов едины в одном: что цена – это денежное выражение стоимости товара. При этом существуют три базовых подхода к определению стоимости:
а) стоимость товара определяется количеством труда для его производства. Количество труда измеряется общественно необходимым рабочим временем и характеризуется издержками (теория трудовой стоимости – Адам Смит, Рикардо, Карл Маркс);
б) цена товара зависит не от затрат, а от оценки полезности. Стоимость регулируется предельной полезностью конечного продукта (т.е. ценностью последней из имеющихся единиц товара). Оценивается субъективно покупателем и продавцом, причем с приростом каждой следующей единицы покупки товара ее ценность снижается (теория предельной полезности – Джевонс, Менгер, Бем-Баверк);
|
|
в) стоимость в равной степени определяется издержками и полезностью продукта (неоклассическая теория Маршалла).
Большинство советских экономистов (Турецкий И.Л., Столяров С.Г., Ковалевский Д.Ф.) придерживались марксистской теории цены.
В начале 20 века среди российских экономистов господствовала уже другая точка зрения, близкая взглядам зарубежных экономистов и маркетологов.
Цена – это не производственное, а обменное отношение – сумма денег, за которую отчуждается товар в сделки – купли-продажи (Ф.Котлер).
В основе мотивации как исходного пункта теории цены лежат соображения полезности (Войтинский В.С.).
В зарубежной экономической науке широкое распространение получила точка зрения Самуэльсона, считающего что, конкурентная цена определяется спросом и предложением и ограниченно – издержками производства.
Известный экономист начала 20 века Струве П.Б. вообще считал, что первична не стоимость, а цена товара: ибо, что не имеет цены – не имеет ценности.
Важно сегодня иметь представление о том, на чем основано соотношение базовых цен различных товаров, определяемое их стоимостью. Для предприятия реальный интерес представляет цена как сумма денег, передаваемая за единицу товара в акте купле-продажи и приносящая прибыль.
Длительная ценовая история позволяет сказать, что толкование цены как экономической категории более точнее определяется через задачи ценообразования, функции цены и ценообразующие факторы в данных экономических условиях.