Лабораторное занятие 3
1. Выполните методику, предложенную И.Л. Соломиным для составления профессиограмм путем использования экспертных оценок, проанализируйте полученные результаты.
МЕТОДИКА ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИИ
ИНСТРУКЦИЯ. Вам как эксперту предлагается оценить профессию с помощью различных характеристик. В каждом разделе Вам необходимо отметить крестиком или галочкой одну или несколько характеристик профессии, наиболее соответствующих сформулированному вопросу, либо самостоятельно вписать недостающие характеристики.
Полученные результаты будут использоваться для определения требований профессии к человеку, выявления профессионально важных качеств, оценки профессиональной пригодности, планирования профессиональной подготовки, повышения эффективности трудовой деятельности, оптимизации условий работы и т.д.
Название профессии:
1. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
1.1. На что направлена работа?
| На человека | На отдельных людей | |
| На группы людей | ||
| На технику | На различные материалы и изделия | |
| На технические средства и оборудование (инструменты, механизмы, машины) | ||
| На информацию | На тексты | |
| На числовую информацию (таблицы, формулы) | ||
| На графическую информацию (схемы, чертежи, карты, графики) | ||
| На искусство | На литературные произведения | |
| На музыкальные произведения | ||
| На произведения изобразительного искусства | ||
| На произведения театрального искусства | ||
| На природу | На неживую природу | |
| На растения | ||
| На животных |
1.2. Каковы основные цели работы?
| Материальные | Промышленное производство | |
| Сельское хозяйство | ||
| Строительство | ||
| Транспорт | ||
| Связь | ||
| Техническое обслуживание | ||
| Бытовое обслуживание | ||
| Социальные | Обслуживание людей | |
| Обучение и воспитание | ||
| Лечение | ||
| Управление | ||
| Безопасность и охрана порядка | ||
| Защита прав | ||
| Отдых и развлечения | ||
| Познавательные | Научные исследования и разработки | |
| Технические разработки | ||
| Информационное обеспечение и обслуживание | ||
| Эстетические | Искусство | |
| Религиозные | Церковь | |
| Политические | Государство и исполнительная власть | |
| Законодательная власть | ||
| Судебная власть | ||
| Военные | Оборона | |
| Коммерческие | Продажи | |
| Реклама | ||
| Финансы |
1.3. Какие средства используются в процессе работы?
| Собственные возможности человека (органы чувств, движения, речи) | |
| Ручные (инструменты, приборы) | |
| Механизированные | |
| Автоматизированные | |
1.4. Из каких трудовых операций состоит работа?
| Физические | Добыча и заготовка | |
| Очистка | ||
| Обработка материалов | ||
| Изготовление изделий | ||
| Укладка и упаковка | ||
| Хранение | ||
| Транспортировка | ||
| Погрузка и разгрузка | ||
| Сборка и монтаж | ||
| Наладка | ||
| Ремонт | ||
| Уборка | ||
| Строительство | ||
| Управление техническими средствами | ||
| Техническое обслуживание | ||
| Умственные | Прием и передача сигналов | |
| Кодирование и декодирование | ||
| Наблюдение и слежение | ||
| Проверка, испытание и измерение | ||
| Запись и регистрация | ||
| Вычисления и расчеты | ||
| Сортировка | ||
| Диагностика и прогнозирование | ||
| Экспертиза | ||
| Исследования и эксперименты | ||
| Анализ проблем | ||
| Стандартизация | ||
| Проектирование и конструирование | ||
| Планирование | ||
| Оформление документов | ||
| Регулирование | ||
| Социальные | Сообщение и информирование | |
| Демонстрирование | ||
| Обучение, инструктирование и тренировка | ||
| Воспитание | ||
| Мотивирование | ||
| Оценивание | ||
| Поощрение и наказание | ||
| Руководство, управление людьми | ||
| Выполнение распоряжений | ||
| Инспектирование | ||
| Консультирование | ||
| Поддержка, забота и помощь | ||
| Защита и охрана | ||
| Выступления | ||
| Переговоры | ||
| Опросы | ||
1.5. Какие обязанности выполняются в процессе работы?
1.6. Какими бывают условия работы?
| Обычные | В помещении | |
| На одном месте | ||
| В дневное время | ||
| Усложненные | В кабине | |
| На открытом воздухе | ||
| В экстремальных условиях | В полярном климате | |
| В тропическом климате | ||
| Под землей | ||
| На высоте | ||
| В горах | ||
| На воде | ||
| Под водой | ||
| В воздушном пространстве | ||
| В космическом пространстве | ||
| В местных разъездах | ||
| В командировках и экспедициях | ||
| В режиме сутки через 2-3 суток | ||
| В 2-3 сменном режиме | ||
| В ночное время | ||
| В вахтовом режиме | ||
| При ненормированном рабочем времени | ||
| По скользящему графику | ||
| В вынужденном темпе | ||
| Неритмично | ||
| В одиночку | ||
| В условиях групповой изоляции | ||
| В условиях интенсивных и продолжительных контактов | ||
| В условиях жесткой дисциплины | ||
| Облегченные | В режиме свободного расписания | |
| В режиме неполной рабочей недели | ||
| В режиме неполного рабочего дня | ||
| На дому |
1.7. Каковы критерии и показатели успешности работы?
| Производительность и объем работы | |
| Оперативность и своевременность | |
| Качество, надежность и безошибочность | |
| Удовлетворенность клиентов | |
1.8. Как часто встречаются ошибки в работе?
| Исключительно редко, в чрезвычайных обстоятельствах | |
| Достаточно редко, но не являются исключительными случаями | |
| Довольно часто, представляют собой относительно заурядные события |
1.9. Какими могут быть последствия этих ошибок?
| Гибель большого количества людей | |
| Гибель отдельных людей | |
| Нарушение здоровья людей | |
| Нарушение эмоционального благополучия людей | |
| Значительный ущерб техническим объектам | |
| Значительный ущерб природным объектам | |
| Ограниченный имущественный ущерб | |
| Финансовые убытки | |
| Эмоциональная неудовлетворенность потребителей и клиентов | |
1.10. В чем заключаются эти ошибки (не причины, приводящие к ошибкам, а конкретное описание возможных ошибок)?
1.11. Какие причины ошибок чаще всего встречаются в работе?
| Технические | Недостатки материалов | ||
| Недостатки оборудования | |||
| Организационно-методические | Недостатки технологии и методов работы | ||
| Недостатки организации труда | |||
| Недостатки условий труда | |||
| Информационные | Пропуски сигналов | ||
| Несвоевременное реагирование | |||
| Реагирование на ложные сигналы | |||
| Лишние действия | |||
| Кадровые | Недостатки здоровья | Хронические заболевания | |
| Острые заболевания | |||
| Недостатки квалификации | Недостаточный уровень образования | ||
| Несоответствие знаний и навыков | |||
| Недостаточный опыт работы | |||
| Недостатки органов чувств | Недостатки зрения | ||
| Недостатки слуха | |||
| Недостатки осязания | |||
| Недостатки обоняния | |||
| Недостатки двигательных способностей и физических качеств | Недостаток физической силы | ||
| Недостаток физической выносливости | |||
| Недостаток ловкости и координации движений | |||
| Недостатки устной речи и письма | |||
| Недостатки познавательных способностей | Недостатки внимания | ||
| Недостатки восприятия (затруднения в обнаружении, различении и узнавании) | |||
| Недостатки памяти (забывание) | |||
| Недостатки мышления (непонимание, затруднения в формулировании собственных мыслей и т.п.) | |||
| Особенности эмоционального состояния, отношений и личности | Утомление | ||
| Страх | |||
| Скука | |||
| Агрессия | |||
| Недостаточная ответственность | |||
| Небрежность | |||
| Торопливость | |||
| Медлительность | |||
| Склонность к межличностным конфликтам | |||
1.12. Какие специализации бывают в рамках данной профессии?
1.13. Какие бывают родственные профессии?
2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
2.1. Какой характер работы является типичным для данной профессии?
| Постоянная | |
| Временная | |
| По совместительству | |
2.2. Какие формы оплаты труда используются в данной профессии?
| Повременная оплата (месячный или недельный оклад, почасовая оплата) | |
| Сдельная оплата (за выполненный объем и качество работы) | |
| Премии | |
| Процент от сделок или продаж | |
2.3. Какие льготы бывают в данной профессии?
| Возможность раннего ухода на пенсию | |
| Увеличенная продолжительность отпуска | |
| Медицинское обслуживание | |
| Питание | |
| Транспорт | |
2.4. Каков диапазон уровня оплаты труда данной профессии (в зависимости от региона, отрасли, формы собственности предприятия, квалификации работника, количества и эффективности труда)?
| Максимальный уровень (рублей) | |
| Минимальный уровень (рублей) |
2.5. Какова степень популярности данной профессии среди населения?
| Высокая степень популярности | |
| Достаточная привлекательность | |
| Относительное безразличие | |
| Непривлекательность |
2.6. Какова степень распространенности данной профессии?
| Является массовой | |
| Встречается достаточно часто | |
| Встречается довольно редко | |
| Почти не встречается |
2.7. В каких отраслях экономики чаще всего используется данная профессия?
| Безопасность | |
| Бытовое обслуживание | |
| Гостиничный бизнес | |
| Государственное управление | |
| Жилищно-коммунальное хозяйство | |
| Здравоохранение | |
| Издательская деятельность | |
| Исполнение наказаний | |
| Культура и искусство | |
| Массовая информация | |
| Наука | |
| Недвижимость | |
| Оборона | |
| Образование | |
| Общественное питание | |
| Политика | |
| Правосудие | |
| Промышленность | |
| Рекламный бизнес | |
| Религия | |
| Связь и телекоммуникации | |
| Сельское хозяйство | |
| Социальное обеспечение | |
| Страховой бизнес | |
| Строительство | |
| Торговля | |
| Транспорт | |
| Туризм | |
| Физкультура и спорт | |
| Финансы и банковский бизнес | |
3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
3.1. Какие требования профессия предъявляет к уровню образования?
| Образование не требуется | ||
| Требуется | Начальное общее образование (3-4 класса общеобразовательной школы) | |
| Основное общее образование (9 классов общеобразовательной школы) | ||
| Полное (среднее) общее образование (11 классов общеобразовательной школы) | ||
| Начальное профессиональное образование (училища, лицеи) | ||
| Среднее профессиональное образование (техникумы, колледжи) | ||
| Высшее профессиональное образование (институты, академии, университеты) | ||
| Последипломное образование (соискательство, аспирантура, докторантура) |
3.2. Какие существуют дополнительные возможности обучения?
| Курсы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации | |
| Краткосрочные учебные программы и тренинги | |
| Заочное и дистанционное обучение | |
| Самостоятельная подготовка и экстернат | |
| Обучение на рабочем месте | |
3.3. Каковы ограничения в приеме на обучение?
| По полу | Только мужчины | |
| Только женщины | ||
| По возрасту | Только с 18 лет | |
| Только до определенного возраста в соответствии с отраслевыми нормативными документами | ||
| По образованию | Только начиная с основного общего образования | |
| Только начиная со среднего (полного) общего образования | ||
| По другим критериям | Только годные по состоянию здоровья | |
| Только прошедшие военную службу | ||
| Только не привлекавшиеся к уголовной ответственности | ||
3.4. Каковы условия приема на обучение?
| Конкурсные экзамены по дисциплинам: | ||
| Другие условия | Психологическое тестирование | |
| Медицинское освидетельствование | ||
3.5. Какие знания и навыки требуются в данной профессии (что конкретно необходимо знать и уметь)?
| Категория знаний и навыков | Необходимость | Перечень |
| Технические | ||
| Компьютерные | ||
| Языковые | ||
| Управленческие | ||
| Экономические | ||
| Юридические | ||
| Психологические | ||
| Педагогические | ||
| Медицинские | ||
| Математические | ||
| Естественнонаучные | ||
| Художественные | ||
| Музыкальные | ||
| Артистические | ||
| Спортивные | ||
| Специальные | ||
3.6. Какова продолжительность профессиональной адаптации после обучения?
| Как правило, ограничена несколькими днями или неделями | |
| Может требовать не менее нескольких месяцев | |
| В ряде случае может составлять не один год |
4. МЕДИЦИНСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
4.1. Какие требования профессия предъявляет к уровню здоровья?
| Повышенные требования, совершенное здоровье | |
| Обычные требования, нормальное здоровье | |
| Сниженные требования, практически любое здоровье, включая рабочие группы инвалидности |
4.2. Какими медицинскими противопоказаниями характеризуется данная профессия?
| Сердечно-сосудистые заболевания | Заболевания сердца (сердечная недостаточность, стенокардия, аритмия) | |
| Нарушения кровяного давления (гипертоническая болезнь, вегетативно-сосудистая дистония) | ||
| Заболевания головного мозга | Атеросклероз сосудов головного мозга, опухоли и травмы мозга, менингит | |
| Судорожные припадки и потери сознания (эпилепсия) | ||
| Психические заболевания | Эмоциональные и психические расстройства (тяжелые формы неврозов, страхи, маниакально-депрессивные заболевания, шизофрения) | |
| Умственная недостаточность (олигофрения, деменция) | ||
| Алкоголизм и наркомания | ||
| Заболевания органов чувств | Некорректируемое снижение остроты зрения | |
| Нарушение цветоразличения (дальтонизм) | ||
| Расстройства слуха | ||
| Вестибулярные расстройства, нарушение равновесия | ||
| Двигательные расстройства | Расстройства координации движений | |
| Дрожание рук (тремор) | ||
| Дефекты речи | ||
| Заболевания позвоночника, суставов или конечностей | Радикулит, остеохондроз, выраженный сколиоз, ревматизм, артрит | |
| Плоскостопие, варикозное расширение вен ног | ||
| Паралич или отсутствие ног | ||
| Паралич или отсутствие рук | ||
| Заболевания органов пищеварения и выделения | Язвенная болезнь, хронический гастрит, болезни печени, почек и мочевых путей | |
| Геморроидальные расстройства | ||
| Заболевания органов дыхания | Бронхиальная астма, хронический бронхит, хроническая пневмония | |
| Хронические инфекционные заболевания | Туберкулез, гепатит, венерические заболевания, СПИД | |
| Аллергические заболевания | Аллергии | |
| Кожные заболевания | Дерматиты, экземы | |
| Эндокринные заболевания | Сахарный диабет | |
4.3. Какими неблагоприятными условиями труда характеризуется данная профессия?
| Физические | Высокая температура | |
| Низкая температура | ||
| Высокая влажность | ||
| Перепады давления | ||
| Недостаточная вентиляция | ||
| Ветер и сквозняки | ||
| Повышенный уровень шума | ||
| Вибрация | ||
| Качка | ||
| Недостаточная освещенность | ||
| Повышенный уровень излучений | ||
| Повышенная загрязненность | ||
| Химические | Измененный газовый состав | |
| Наличие токсичных или едких веществ | ||
| Биологические | Наличие вредных микроорганизмов или паразитов | |
| Опасные животные | ||
| Физиологические | Нерегулярное питание | |
| Дефицит сна | ||
| Нарушение биологических ритмов | ||
| Фиксированная поза или недостаточная подвижность | ||
| Повышенная физическая нагрузка | ||
| Психологические | Однообразие деятельности | |
| Вынужденный темп | ||
| Высокая интенсивность деятельности | ||
| Недостаток информации | ||
| Сложность задач | ||
| Дефицит времени | ||
| Опасность | ||
| Риск | ||
| Угроза поражений | ||
| Внезапность, неожиданность | ||
| Быстрая смена действий | ||
| Необходимость одновременных действий | ||
| Непостоянство условий | ||
| Помехи и посторонние раздражители | ||
| Неприятные впечатления | ||
| Повышенная ответственность | ||
| Социальные | Изоляция и дефицит общения | |
| Вынужденные контакты | ||
| Межличностные конфликты | ||
| Конкуренция |
4.4. Какие средства охраны труда и техники безопасности используются в данной профессии?
4.5. Какие заболевания и травмы характерны для данной профессии?
5. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
5.1. Какие психические процессы и функции в наибольшей степени задействованы в данной профессии?
| Сенсорные | Восприятие зрительных сигналов, в том числе | Восприятие реальных предметов и явлений | ||
| Восприятие изображений | ||||
| Восприятие обозначений и текстов | ||||
| Восприятие предметов периферическим зрением | ||||
| Восприятие удаленных предметов | ||||
| Восприятие мелких и близкорасположенных предметов | ||||
| Восприятие слабо освещенных предметов | ||||
| Восприятие цвета | ||||
| Восприятие яркости | ||||
| Восприятие пространственных характеристик (расположения, размеров, углов, формы) | ||||
| Восприятие расстояния до предметов | ||||
| Восприятие движения и скорости | ||||
| Быстрота адаптации к свету и темноте | ||||
| Восприятие звуковых сигналов, в том числе | Устной речи | |||
| Технических звуков | ||||
| Природных звуков | ||||
| Музыки | ||||
| Слабых звуковых сигналов | ||||
| В условиях шума | ||||
| Направления источника звука | ||||
| Громкости | ||||
| Высоты и тембра звука | ||||
| Осязание и ощупывание, восприятие веса, температуры, толщины, гладкости и твердости предметов, вибрации | ||||
| Восприятие равновесия и ускорения | ||||
| Восприятие запахов | ||||
| Восприятие вкуса | ||||
| Восприятие одновременно большого количества сигналов | ||||
| Восприятие сигналов в высоком темпе | ||||
| Восприятие незначительных изменений | ||||
| Восприятие продолжительности, последовательности, ритма | ||||
| Двигательные | Нахождение в статической позе | Стоя | ||
| Сидя | ||||
| Передвижение | Ходьба | |||
| Другие виды (бег, лазание, ползание, прыжки, плавание и т.п.) | ||||
| Манипулирование предметами (хватание, поднимание и опускание, переноска, буксировка, толкание, вращение, метание, удары и т.п.) | ||||
| Устная речь (продолжительная, громкая, четкая, выразительная) | ||||
| Быстрое запоминание движений и формирование двигательных навыков | ||||
| Выполнение движений, требующих специальных навыков | Письмо | |||
| Рисование | ||||
| Пение | ||||
| Танцы | ||||
| Игра на музыкальных инструментах | ||||
| Работа на клавиатуре | ||||
| Стрельба | ||||
| Управление транспортным средством | ||||
| Управление другими машинами и механизмами | ||||
| Выполнение различных по характеру движений | Мелких | |||
| Быстрых | ||||
| В высоком темпе | ||||
| Сильных | ||||
| Плавных | ||||
| Циклически повторяющиеся | ||||
| Последовательных | ||||
| Дозированных | ||||
| Отслеживающих | ||||
| Всем телом | ||||
| Руками и ногами | ||||
| Обеими руками | ||||
| Пальцами | ||||
| С удержанием равновесия | ||||
| Быстрое реагирование на зрительные и слуховые раздражители | ||||
| Прикладывание больших мышечных усилий, перенесение интенсивных и продолжительных двигательных нагрузок | ||||
| Интеллектуальные | Концентрация внимания | В течение длительного времени | ||
| С быстрым переключением с одного объекта на другой | ||||
| С распределением на нескольких объектах | ||||
| С преодолением помех | ||||
| Запоминание, сохранение и воспроизведение информации | Зрительной | |||
| Слуховой | ||||
| Словесной | ||||
| Связанной с внешностью и поведением | ||||
| Связанной с именами и терминами | ||||
| Связанной с количественными данными | ||||
| Воображение, оперирование наглядными представлениями о положении, размерах и форме, движении, цветах, звуках, длительности и последовательности, лицах, местоположении и маршруте и т.п. | ||||
| Рассуждение, оперирование отвлеченными понятиями, терминами, символами, языками, правилами, показателями, числами, формулами, таблицами и т.п., выделение наиболее существенных признаков, сравнение, анализ, обобщение, абстрагирование, определение понятий, классификация, умозаключение | ||||
| Выполнение интенсивной и длительной умственной деятельности | ||||
| Выражение своих мыслей устно или письменно, развернуто или лаконично, аргументирование, доказательство | ||||
| Придумывание, нахождение новых, оригинальных решений | ||||
| Вычисления | ||||
| Коммуникативные | Ориентирование в поведении и отношениях, понимание других людей, умение знакомиться и вступать в контакт | |||
| Воздействие на других, побуждение, убеждение, внушение, требования | ||||
| Подчинение, послушание, выполнение указаний, соблюдение дисциплины | ||||
| Сопротивление влиянию других людей | ||||
| Сопереживание, помощь, забота, уход | ||||
| Предупреждение и разрешение конфликтов | ||||
| Сотрудничество | ||||
| Соперничество | ||||
| Выражение своих чувств и отношений | ||||
| Сдерживание своих чувств | ||||
| Публичные выступления | ||||
| Грамотное письмо | ||||
| Владение иностранным языком | ||||
| Работа в коллективе | ||||
| Работа в одиночестве | ||||
| Волевые | Сохранение работоспособности в критических ситуациях | |||
| Принятие решения, принятие на себя ответственности, проявление инициативы, готовность к риску | ||||
| Исполнение решений, достижение цели, преодоление препятствий, перенесение трудностей, лишений, борьба с усталостью, скукой, страхом, болью, необходимость заставлять себя | ||||
2. Опишите критерии успешности в сфере деятельности социального педагога.
3. Опишите критерии успешности студента. В данном случае успешность и успеваемость это одно и то же? Почему?






