Бюджетирование в системе финансового планирования на предприятии

Современная система управления финансами требует координации принимаемых решений путем разработки и контроля исполнения системы бюджетов предприятия.

Составление бюджетов является неотъемлемым элементом общего процесса планирования, а не только его финансовой части.

Процесс бюджетирования — это целостная система планирования, учета и контроля на уровне предприятия в рамках принятой финансовой стратегии.

Бюджет — это количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый до определенного периода времени, обычно показывающий планируемую величину дохода, которая должна быть достигнута, и (или) расходы, которые должны быть понесены в течение этого периода, и капитал, который необходимо привлечь для достижения данной цели.

Принципы системы бюджетирования:

Принцип согласования целей - балансирование всех факторов производства для достижения предприятием намеченных задач.

Осуществляется это путем составления бюджетов снизу вверх, так как нижнее звено руководства более реально оценивает ситуацию и может обеспечить выполнение запланированных показателей бюджета. При этом руководство предприятия следит за тем, чтобы интересы отдельных структурных подразделений не вступали в конфликт с интересами всего предприятия. Обеспечивается это путем согласования бюджетных планов и их корректировки.

Принцип ответственности предусматривает передачу ответственности вместе с делегируемыми полномочиями и характеризует роль человеческого фактора в управлении предприятием.

Принцип гибкости предусматривает включение в систему не только статичных, но и гибких бюджетов, которые помогают выбрать оптимальный объем продаж.

Основная цель процесса бюджетирования — разработка определенной финансовой структуры предприятия.

В финансовой структуре выделяются:

- центры финансовой ответственности (структурные подразделения, которые реально влияют на общий результат деятельности предприятия);

- центры финансового учета (структурные подразделения, которые реально не влияют на общий результат деятельности предприятия).

Для организации бюджетного планирования деятельности предприятия целесообразно создавать сквозную систему бюджетов на предприятии, включающую основные, операционные и вспомогательные группы бюджетов.

Основные бюджеты предприятия должны являться неотъемлемой частью его бизнес-планов.

К основным (финансовым) относятся:

- бюджеты финансовых результатов (бюджет прибылей и убытков);

- бюджеты движения денежных средств (план денежных поступлений и платежей);

- бюджетный баланс.

В экономической литературе часто в состав основных бюджетов включают инвестиционный бюджет, или бюджет капитальных вложений.

С операционных бюджетов начинается процесс бюджетирования.

Состав операционных бюджетов:

- бюджет продаж,

- бюджет производства,

- бюджет производственных запасов

- группа затратных бюджетов (бюджеты прямых затрат на материалы, прямых затрат на оплату труда, производственных накладных расходов, коммерческих и управленческих расходов).

Вспомогательные бюджеты необходимы предприятию для того, чтобы полностью охватить всю базу финансовых расчетов предприятия.

Состав этих бюджетов формируется предприятием самостоятельно. Наиболее значимые бюджеты: амортизации, распределения прибыли, налоговый, кредитный и т.д.

Разработка системы бюджетов начинается с составления бюджета продаж.

Цели бюджета продаж:

Во-первых, для определения величины выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг.

Во-вторых, для формирования денежного потока предприятия, т.е. бюджета движения денежных средств предприятия.

В-третьих, для определения остатков дебиторской задолженности предприятия. Формула остатков ДЗ:

На основе бюджета продаж строится бюджет производства.

При построении бюджета производства необходимо объем продаж скорректировать на изменения в остатках нереализованной продукции в течение периода.

Для определения остатков нереализованной продукции целесообразно рассчитать скорость оборота на основе сложившейся финансовой отчетности.

Бюджет производства является основой для составления прямых затратных бюджетов предприятия (бюджета прямых материальных затрат и бюджета затрат на оплату труда).

Бюджет прямых материальных затрат строится на основе либо установленных, либо средних затрат материалов на производство продукции.

Бюджет прямых затрат на оплату труда строится на основе трудозатрат и расценок установленных на предприятии.

Данные бюджеты дают нам информацию для подготовки следующих бюджетов.

Во-первых, бюджета финансовых результатов. Прямые материальные затраты и прямые затраты на оплату труда являются элементом себестоимости и включаются в себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг.

Во-вторых, бюджета движения денежных средств. Объем материальных затрат служит основой для определения объема закупок материалов в предстоящем периоде. Определяя объем закупок, необходимо учесть и движение остатков материалов на складе предприятия.

Чтобы правильно спланировать отток денежных средств на приобретение материалов, нужно разработать график погашения кредиторской задолженности предприятия поставщикам за приобретаемые материальные ресурсы.

Для формирования оттока денежных средств по оплате труда строится график погашения задолженности по оплате труда.

На основе подготовленных расчетов можно определить и будущие остатки кредиторской задолженности, которые необходимо знать для того, чтобы составить прогнозный баланс предприятия. Расчет остатков кредиторской задолженности осуществляется следующим образом

В состав затратных бюджетов предприятия входит и ряд комплексных бюджетов, которые составляются на основе единых методических подходов: все расходы в них группируются на переменные и постоянные, выбирается объемный показатель, в соответствии с которым корректируются переменные затраты. Для формирования денежного потока необходимо также из общей суммы, включаемой в эти бюджеты, исключить амортизацию, присутствующую как элемент затрат. Это связано с тем, что начисление амортизации не приводит к оттоку денежных средств предприятия.

При формировании бюджета финансовых результатов необходимо помнить о том, что проценты за банковский кредит, включаемые в состав себестоимости, не включаются в строку «Управленческие расходы», а показываются отдельной строкой.

Вопросы для самоконтроля

1. Раскройте содержание основных этапов финансового планирования.

2. Сформулируйте основные цели финансовой политики.

3. Финансовый цикл предприятии, его определение и методика расчета.

4. Перечислите основные принципы построения системы бюджетирования.

5. Назовите основные типы финансовой ответственности предприятия

6. Какие бюджеты предприятия относятся к операционным?

7. Методика формирования затратных бюджетов предприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: