Учет и анализ в системе управления предприятием

Рабочая программа дисциплины

Цели и задачи дисциплины

Целью дисциплины “Учет и анализ ” является предоставление студентам теоретических и практических навыков в области управленческого учета и анализа хозяйственной деятельности предприятия.

Содержание дисциплины

Учет и анализ в системе управления предприятием

Тема 1. Учет в системе управления предприятием.

Место учета в системе управления предприятием. Виды учета. Место информации о затратах и результатах в процессе принятия управленческих решений. Роль управленческого учета (УУ) в повышении эффективности управления.

Подсистема: нормирование, планирование (бюджетирование), учет и калькулирование, контроль, анализ и регулирование затрат.

[ 1,2,6,7,14 ]

Тема 2. Классификация и поведение затрат.

Классификация затрат по видам деятельности. Состав и классификация затрат по созданию и хранению материальных запасов, финансово-сбытовой и организационной деятельности и затрат на производство в разрезе основных классификационных признаков.

Основные направления классификации учета производственных затрат, удовлетворяющие целям управления. Группировка производственных затрат для калькулирования и оценки готовой продукции, для принятия решений и планирования, для контроля и регулирования. [ 1,2,6,7,14 ]

Тема 3. Система производственного учета и калькулирования затрат.

Объекты учета и калькулирования затрат. Учет и калькулирование затрат по видам. Калькулирование и учет материальных затрат. Методы оценки потребления сырья и материалов. Учет и калькулирование трудовых затрат при различных системах оплаты труда. Учет и калькулирование затрат, связанных с использованием средств производства Методы начисления амортизации. Учет и калькуляция косвенных затрат. Учет затрат по центрам затрат и центрам ответственности. Принципы распределения накладных затрат по центрам затрат и центрам ответственности. Учет затрат по носителям. Виды калькуляций: простая, постатейная, попроцессная. Принципы распределения накладных затрат по носителям затрат. Методы учета и калькулирования затрат: попроцессный, попередельный, позаказный, нормативный. [ 1,2,6,7,14 ]

Тема 4. Системы УУ.

Российская и зарубежная практика организации УУ. Классификация систем УУ. Система полных затрат. Система “ Директ -костинг “. Система нормативных затрат (“Стандарт-кост”). Система нормативных переменных затрат. Система ФСА. Система целевых затрат («Таргет – костинг»). Система управления затратами по видам деятельности («АБМ – костинг»): система учета затрат («АБС – костинг») и система бюджетирования затрат («АББ – костинг»). Роль бухгалтера – менеджера (аналитика) в организации системы.

[ 1,2,6,7,14 ]

Тема 5. Обоснование на основе информационного обеспечения системы УУ эффективных краткосрочных и долгосрочных управленческих решений.

Понятие краткосрочного решения. Бухгалтерская модель безубыточности и варианты ее графической интерпретации. Бухгалтерская модель как основной инструмент обоснования краткосрочных решений. Допущения при использовании в анализе информационного обеспечения бухгалтерской модели безубыточности. Математические зависимости показателей модели. Анализ затрат, объемов продаж и прибыли. Расчет безубыточного объема производства, безубыточной выручки и цены. Порог безубыточности. Зоны безопасной, убыточной и прибыльной работы.

Типовые управленческие решения на основе информационного обеспечения модели. [ 1,2,6,7,14 ]

Тема 6. Оценка эффективности организации управления на основе информационного обеспечения УУ.

Основные принципы управленческого учета организационной деятельности. Центры затрат, центры прибыли и центры ответственности. Анализ эффективности хозяйственной деятельности в центрах затрат, центрах прибыли и центрах ответственности. Назначение трансфертных цен. Их согласованность с целями подразделений и фирмы. Методы определения трансфертных цен. Критерии оценки деятельности подразделений. Использование результатов оценки эффективности деятельности подразделений предприятия и предприятия в целом для оценки уровня организации управления.

Бюджеты как основа управленческого учета организационной деятельности. Назначение бюджетов. Система бюджетов. Операционные и финансовые бюджеты. Порядок их формирования. Гибкие и скользкие бюджеты. Формула составления бюджета.

[ 1,2,6,7,14 ]

Тема 7. Роль анализа в повышении эффективности управления.

Понятие анализа и история его развития. Роль анализа в повышении эффективности управления предприятием и его задачи. Общая классификация видов анализа. Предмет анализа. Объект и субъект анализа. Принципы анализа.

[ 3-5,10-12 ]

Тема 8. Метод и методика анализа хозяйственной деятельности предприятия.

Метод анализа хозяйственной деятельности и его особенности. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности и содержание ее основных разделов. Последовательность проведения анализа. Информационное обеспечение анализа. Оформление результатов анализа. Общий обзор методов комплексного анализа и оценки бизнеса. Формирование системы взаимосвязанных аналитических показателей.[ 3-5,10-12 ]

Тема 9. Традиционные способы (приемы) обработки экономической информации в анализе.

Прием сравнения. Многомерный сравнительный (рейтинговый) анализ и его методика. Прием приведения показателей в сопоставимый вид. Группировка. Балансовый прием. Прием выделения “узких мест и ведущих звеньев”. Детализация и обобщение.

[ 3-5,10-12 ]

Тема 10. Методика факторного анализа.

Понятие, типы и задачи факторного анализа. Классификация и систематизация факторов в анализе. Детерминированное моделирование. Типы детерминированных факторных моделей. Способы преобразования детерминированных факторных моделей.

[ 3-5,10-12 ]

Тема 11. Способы измерения влияния факторов в детерминированном факторном анализе.

Прием цепных подстановок. Индексный метод. Прием абсолютных разниц. Прием относительных разниц. Прием относительных разниц. Прием пропорционального деления (долевого участия). Интегральный прием. Прием логарифмирования.[ 3-5,10-12 ]

Тема 12. Методика определения резервов хозяйственной деятельности.

Понятие и экономическая сущность хозяйственных резервов. Классификация хозяйственных резервов. Принципы организации поиска резервов. Методика определения и обоснование величины резервов. [ 3-5,10-12 ]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: