Система финансовых показателей

Приложение 1. Термины, понятия

Содержание

1. Предпринимательство и категории рыночной экономики…………. Трансформация экономики и новый этап ее развития…………….. Предпринимательство и типы предприятий………………………... Исходные категории формирования рыночных связей……………. Цели, модель производства и результаты деятельности предприятия………………………………………………………………. Системный подход в управлении и концепции маркетинговой деятельности………………………………………………………………  
2. Контроллинг: концепция системного управления крупными производственными системами……………………………………… Модели и стратегии управления…………………………………….. Стратегическое и оперативное управление: взаимодействие и контуры функций управления……………………………………….. Контроллинг: концепция, функции, задачи………………………… Контроллинг и планирование……………………………………….. Автоматизированное рабочее место экономиста на предприятии...  
3. Планирование в системе управления недвижимостью……...……... Планирование процесса застройки………………………………….. Производственное планирование…………………………………… Выбор источников финансирования и планирование инвестиций в производство жилищного фонда…………………………………..  
4. Контроллинг направлений деятельности……………………………. Контроллинг маркетинга…………………………………………….. Контроллинг обеспечения ресурсами………………………………. Контроллинг в области логистики………………………………….. Финансовый контроллинг…………………………………………… Контроллинг инвестиций……………………………………………. Контроллинг инновационных процессов……………………………  
5. Инструменты контроллинга………………………………………….. Формирование структуры бизнеса………………………………….. Планирование и бюджетирование в системе контроллинга………. Системы показателей оценки деятельности предприятия и его подразделений………………………………………………………... Система управленческого учета…………………………………….. Анализ отклонений в системе контроллинга……………………….  
6. Информационная поддержка контроллинга………………………… Информационный комплекс для менеджмента и контроллинга….. Формирование единого информационного пространства………… Источники информации и управления электронным документооборотом………………………………………………….. Основные функции системы поддержки принятия решений (СППР)………………………………………………………………… Анализ информации. Система моделей поддержки принятия управленческих решений……………………………………………. Представление информации. Пользовательский интерфейс менеджеров…………………………………………………………… Информационная система руководителя…………………………… Информационные системы для решения задач контроллинга…….  
7. Организация службы контроллинга…………………………………. Организация подразделения контроллинга……………………….... Профессиональные и личные качества контроллера………………. Фазы и темпы внедрения контроллинга……………………………. Литература………………………………………………………………...  
Приложение 1. Термины и понятия……………………………………... Приложение 2. Решение практических задач…………………………... П.2.1. Стратегический и оперативный анализ в системе контроллинга…………………………………………………………………. П.2.2. Методы решения задач стратегического контроллинга………... П.2.2.1. Портфельный анализ……………………………………………. П.2.2.2. Анализ потенциала предприятия………………………………. П.2.3. Задачи оперативного контроллинга……………………………… П.2.3.1. АВС – анализ…………………………………………………….. П.2.3.2. Расчет сумм покрытия…………………………………………...  

ABC-анализ – анализ групп А, В и С производственных подразделений и (или) клиентов, продуктов в зависимости от их вклада в доход и (или) их доли в обороте

Бизнес-данные – информация о людях, местах, объектах, правилах ведения бизнеса и событиях.

Бизнес-модель – модель бизнеса в отношении процесса, данных, событий или планируемых ресурсов в прошлом, настоящем или будущем.

Баланс процентных доходов – баланс доходов активных и пассивных операций банка, используемый для расчёта маржи.

Бизнес-процесс (операция) – цепь действий от получения заказа до его выполнения, совершаемых различными специалистами.

Брутто-маржа – расчётный процентный доход, полученный до учёта всех издержек (калькуляционных процентных, прямых производственных и других).

Нетто-маржа – процентный доход за вычетом калькуляционных процентных издержек, прямых производственных издержек и других издержек, непосредственно влияющих на общий результат банка.

Бюджет – план в натуральных и денежных единицах как инструмент для управления доходами, расходами и ликвидностью предприятия и его подразделений.

Бюджетирование – процесс составления бюджета в рамках формального процесса планирования.

ROI – рентабельность собственного капитала (Return of Investment).

Внешний ROI-анализ - анализ деятельности организации, ориентированной на получение прибыли, на основе документов внешней отчётности (балансового отчёта, отчёта о прибылях и убытках). Позволяет производить многоступенчатый анализ рентабельности.

Внутренний ROI-анализ – анализ деятельности организации, нацеленной на получение прибыли на основе калькуляции операций. Ориентирован на изучение вклада отдельных объектов калькуляции в общий результат деятельности банка. Исходная информация – калькуляция маржи, связанной с конкретной банковской услугой (группой услуг) и характеризующей издержки и выручку (доход) полностью обновлённой калькуляционной единицы.

GAP-анализ - ориентирован на установление отклонений желательного развития ситуации от ожидаемого. Количественно сравниваются экстраполирование (или модифицирование) значения желаемых и ожидаемых целевых величин.

Единое информационное пространство – информационная система, обеспечивающая оперативный доступ к любым информационным ресурсам предприятия в пределах компетенции и прав доступа пользователя.

Информационная технология – совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединённых в технологическую цепочку «сбор-хранение-обработка, вывод, распространение информации».

Информационное хранилище – активная электронная система для сбора, доставки, хранения, анализа и представления информации.

Маржа (процентная) – разница между процентными ставками по активным и пассивным операциям.

Маржинальная прибыль – превышение выручки с продаж над издержками (переменными совокупными затратами). Может рассчитываться как удельная величина в расчёте на цену единицы продукции.

Калькуляция маржи – расчёт получаемой маржи за определённый период. Различают котловой и послойного баланса методы расчёта и концепцию рыночной калькуляции маржи.

Контроллинг – концепция системного управления организацией со стремлением обеспечить её долгосрочное эффективное существование.

Контроллер – специалист службы контроллинга.

Котловой метод – традиционный метод расчёта маржи: все активные и пассивные операции банка «сливаются» в «котёл», теряя свою индивидуальность. Брутто-маржу рассчитывают по средним процентным ставкам и объёмам активных и пассивных операций.

Логико-дедуктивная система показателей. Построена на декомпозиции конкретного показателя верхнего уровня на показатели более низкого уровня.

Метод послойного баланса – то же, но активные и пассивные операции в балансе группируются по различным критериям на отдельные категории-слои. Брутто-маржа определяется на основе средних процентных ставок и объёмов операций отдельных слоёв, что обеспечивает большую точность расчёта.

Метод рыночной калькуляции маржи – наиболее точный метод. Каждая операция банка сравнивается с эквивалентной и реально возможной операцией на финансовом рынке.

Метод частичной калькуляции издержек. К носителю относят только часть издержек. Остальные переносятся в производственный результат другим способом.

Метод полной калькуляции издержек. Распределяются по носителям все издержки.

Маркетинг-микс – обозначение 4 основных сфер деятельности и политики в области маркетинга (в области продукта, сбытовая политика, ценовая политика, коммуникационная политика).

Менеджмент – управление организацией. Совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством (с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли).

Места возникновения издержек – основные области деятельности предприятия (обеспечение ресурсами, производство, управленческий аппарат, сбытовая деятельность).

Метаданные – сведения, описывающие данные (описание элементов данных, типов данных, атрибутов/свойств, подчинённости/местоположения, процессов/методов и др.).

Моделирование – метод исследования объектов на их аналогах. Модель (от латинского – мера, образец) может выступать заместителем оригинала на четырёх уровнях: элементов, структур, поведения (функций), результатов.

Носители издержек – отдельные производственные процессы, подразделения или продукты, к которым относят производственные издержки.

Общие издержки – которые не могут быть отнесены прямо к конкретному процессу производства (страхование, транспортные, оклады руководящих лиц и т.д.).

Производственные издержки. Обусловлены производственным процессом (на материалы, комплектующие, оплату труда персонала предприятия).

Постоянные издержки. Не зависят от объёма производства.

Прямые издержки – которые непосредственно могут быть отнесены к носителям издержек (например, производственная зарплата).

Переменные издержки. Связаны с изменением объёма производства. Могут изменяться пропорционально, быстрее или медленнее объёма производства (пропорциональные, прогрессивные, регрессивные).

Контроллинг стратегический. Раздел контроллинга, обеспечивающий эффективное использование предприятием имеющихся конкурентных преимуществ. Выявляет и создаёт потенциалы успешной деятельности в будущем.

Стратегическое планирование. Ориентировано на продолжительное существование предприятия. Поиск, построение и сохранение потенциала успеха (доходности).

Стратегическое решение. Последняя фаза процесса планирования. Осознанное установление целенаправленных альтернативных действий. Ведёт к действиям эволюции, переструктурирования или создания новой структуры предприятия.

Оперативное планирование – формирование годовых (оперативных) планов, определяющих развитие организации в кратко- и среднесрочной перспективе на базе стратегических целей.

Оперативный контроллинг – область контроллинга, ориентированная в основном на структуры рентабельности и риска предприятия в кратко- и долгосрочной перспективе.

Показатель – выраженная числом характеристика или функция характеристик какого-либо экономического объекта, процесса или решения. По экономическому содержанию различают натуральные, стоимостные (денежные) и трудовые показатели.

Портфолио-анализ: анализ распределения деятельности предприятия по отдельным стратегиям относительно продуктов и рынков.

Поток – экономическая величина, которая измеряется в движении (сутки, месяцы, годы).

Поток платежей – финансовый поток за период.

Принцип ответственности – принцип составления бюджета, ориентирующийся на поддающиеся воздействию величины (например, подразделению передаётся ответственность за исполнение его части бюджета вместе с полномочиями).

Принцип постоянства целей – предположение, что раз установленные базовые величины бюджета не будут принципиально изменены в течение контрольного периода.

Принцип приоритетности. При составлении бюджета обеспечивается использование дефицитных средств в наиболее выгодном направлении.

Принцип причинности – когда каждая плановая единица планирует и отвечает только за те величины, на которые она в состоянии оказывать влияние.

Принцип целесогласования – когда бюджетирование начинается «снизу вверх».

Принцип бюджетирования (составления бюджета): целесогласование, приоритетность, причинность, ответственность и постоянство целей.

Профит-центр – организационная единица, несущая полную ответственность за получение прибыли и имеющая соответствующие полномочия управления.

Расчёт фактических издержек, т.е. на основе фактических объёмов сбыта и фактических цен.

Расчёт нормальных издержек, т.е. на основе средних значений объёмов сбыта и прошлых цен.

Расчёт плановых издержек, то же с учётом ожидаемых изменений экономической ситуации.

Рисковые издержки – калькуляционные издержки, связанные с принятием организацией рисков на себя.

Сделка – 1) действие по установлению, изменению или прекращению правоотношений юридических и физических лиц; 2) переход финансового инструмента к другому лицу (денег, банковских документов, ценных бумаг).

Сервис-центр – организационная единица, обслуживающая другие подразделения и притягивающая к себе затраты. Отличаются областью ответственности.

Структурное поддержание ликвидности – поддержание выровненной структуры капитала для обеспечения предприятию дальнейших возможностей получения дополнительных финансовых средств.

Текущее поддержание ликвидности – поддержание финансового равновесия предприятия в краткосрочной перспективе на уровне сохранения платежеспособности.

Философия доходности – ориентация мышления и действий на рентабельность.

Центр затрат – организационная единица, концентрирующая затраты и характеризующаяся областью ответственности, местоположением и методами учёта.

Цикл контроллинга – этап планирования по технологии «встречных потоков»: сначала «сверху вниз» (разработка методики планирования, координация и детализация планов по уровням), затем «снизу вверх».

Эконометрика (эконометрия) – наука, занимающаяся количественной оценкой экономических показателей с помощью статистического анализа.

Эмпирико-индуктивная система показателей – система, разработанная на основе математико-статистических методов. По некоторой группе предприятий отбираются наиболее значимые показатели. Основное назначение – раннее прогнозирование возможных ситуаций неплатежеспособности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: