Смысл и специфика психологической помощи

Лекция 1

1. Определение понятия психологической помощи.

2. Становление психологической помощи как социального института и профессии.

3. Средства, функции, цели и задачи психологической помощи.

Что представляет собой такое понятие, как “психологическая помощь”?

Каковы истоки соответствующей деятельности? Диапазон применения и возможности?

Каковы концепции и методы, лежащие в ее основе?

Существуют ли и в чем проявляются отличия от других форм помощи человеку, например, религиозной и медицинской?

Каковы требования к профессионалу в этой области?

В чем, наконец, причины столь позднего объявления, по сравнению с другими странами, соответствующей дисциплины в постсоветском обществе и каковы перспективы ее развития?

Раскрытие этих и других фундаментальных вопросов, требующих освещения в процессе овладения сложной и тонкой областью прикладной психологии, призванной обеспечить психологическую помощь личности и сообществу, и составляет то самое развертывание исходного содержания психологической помощи.

В самом общем виде психологическая помощь в психологических словарях трактуется как профессиональная помощь психолога в разрешении психологических проблем клиента.

С большей детализацией это понятие уточняется в другом справочном издании по психологии: " Психологическая помощь - вид помощи, который оказывает квалифицированный психолог человеку или группе людей в оптимизации психофизиологических состояний, познавательных процессов, поведения, общения, реализации индивидуальной и особенно групповой деятельности".

Понятие “психологическая помощь” отражает некоторую реальность, психосоциальную практику, полем деятельности которой является совокупность вопросов, затруднений и проблем, относящихся к психической жизни человека. Уже такое, допущение требует, в свою очередь, уточнения границ понятий “психика”, “психическое”. И здесь небезосновательным критерием может послужить широко распространившееся в последние десятилетия как в отечественной, так и в зарубежной психологии представление о человеке как о трехуровневом единстве: физическом (body), психоэмоциональном (mind) и духовном (spirit). Даже такое схематическое членение понимания человека довольно явно указывает на сферу приложения усилий, отражаемых словосочетанием “психологическая помощь”. Очевидно, что областью деятельности соответствующего специалиста является широкий круг проблем, относящихся именно к срединному звену указанного понятия.

Психологическая помощь есть область и способ деятельности, предназначенные для содействия человеку и сообществу в решении разнообразных проблем, порождаемых душевной жизнью человека в социуме. Понимание проблематики психологической помощи связано с пониманием психики как такого пространства (уровня, способа) человеческого бытия, многообразие и многогранность которого и определяет совокупность проблем в деятельности соответствующего специалиста: межличностные отношения, эмоциональные внутриличностные (как глубинные, так и ситуативные) конфликты и переживания; проблемы социализации (выбор профессии, создание семьи, разные формы общественных отправлений), проблемы персонализации (возрастные и экзистенциальные), т.е. весь спектр эмоционально-смысловой жизни человека как общественного существа, наделенного психикой.

-Что же является определяющим в содержании психологической помощи?

Содержание психологической помощи заключается в обеспечении эмоциональной, смысловой и экзистенциальной поддержки человеку или сообществу в трудных ситуациях, возникающих в ходе их личностного или социального бытия.

Тот же инстинкт помощи существует и у животных. В человеческом же обществе феномен помощи существовал всегда, хотя в качестве социального института возник и оформился только к середине ХХ века, вызвав к жизни появление целого ряда новых профессионалов: социальный работник, психолог-консультант, психолог-психотерапевт. И это — помимо уже традиционных фигур священника, психиатра и психоаналитика.

Определение психологической помощи не может не зависеть от используемого психологического подхода, от длительности предполагаемого консультирования, от уровня и количества участников процесса, а также от многих других факторов. Это приводит к мысли о создании классификации видов психологической помощи, о которой мы будем говорить позже.

Традиции взаимопомощи среди людей уходят корнями вглубь тысячелетий. Тексты Священного Писания пронизаны великой идеей милосердия, изгоняющей “нечистый дух” болезней, пороков и заблуждений, несущей животворный свет веры, надежды и любви.

К. Юнг писал, что “религии - суть системы исцеления психического нездоровья”, а П. Флоренский употребил понятие “духовная ортопедия”, когда в своем капитальном произведении “Столп и утверждение истины” писал о необходимости и предназначении духовной и душевной поддержки.

В появлении же профессий, непосредственно относящихся именно к психологической помощи (на основании данных современной литературы) можно выделить шесть основных предпосылок:

1. Развитие экспериментальной психологии (1879г.-первая психологическая лаборатория В. Вундта в Лейпциге).

2. Формирование нового, гуманного и научного подхода к людям, страдающим психическими заболеваниями (Ф. Пинель в 1793 г. снял цепи с пациентов психиатрической лечебницы, Ж. Шарко и П. Жане описали такое психическое расстройство, как “истерия”, с обоснованием катарсически-гипнотического метода его излечения; Дж. Брейер и З. Фрейд открыли в 1905 г. бледную спирохету (доказали материальную обусловленность поражения психических функций); возникновения психоанализа.

3. Развитие психологического тестирования и движения за умственную гигиену (деятельность Ф. Гальтона и Ф. Бине, создавшего первые тесты IQ), Э. Торндайк и К. Бирс, организовавшего в начале столетия в США Общество умственной гигиены).

4. Возникновение в Бостоне в первом десятилетии ХХ века (благодаря Ф. Парсону) консультирования, связанного с выбором профессии и предназначавшегося для помощи человеку в выборе подходящей работы во имя

“полезной и счастливой жизни”.

5. Возникновение и утверждение в 1940х годах в США “недирективной психотерапии” К. Роджерса, который ввел в психотерапию философию экзистенциализма, отказался от термина “пациент” в пользу термина “клиент” и закрепил в общественном сознании представление о психологической помощи, каковым оно и является в настоящее время.

6. Возникновение в годы, предшествовавшие Второй мировой войне, института религиозного попечительства и социальных работников. Являясь выпускниками совмещенных факультетов философии и теологии эти специалисты были призваны оказывать наставническую и практическую помощь лицам, попавшим

в трудную эмоциональную или житейскую ситуацию.

Таким образом, к 50м годам ХХ века многообразные течения в психологической, психиатрической, психотерапевтической, социальной и религиозной практике привели к оформлению специфической области человеческой деятельности, получившей название “counseling” (консультирование, наставничество, психологическое вспомоществование).

Очевидным является также социально-экономический контекст эпохи, на протяжении которой возникли основные источники, составившие в своей совокупности новую общественную практику и новый социальный институт. Начиная с конца XIX столетия и вплоть до 20-х годов ХХ века почти все течения возникли в результате промышленной революции: индустриализации, появления новых транспортных средств и новых профессий, повышения уровня напряженности в социальных отношениях и массовой безработицы, связанной с переселением больших масс людей в города. Кроме этого, огромную роль сыграли и такие обстоятельства, как завершение эпохи классической рациональности в научном познании, осмыслением глобальной по своим последствиям идеи исчезновения Бога (слова Ницше: “Бог умер”). Это привело к осознанию необходимости существования в мире на основе нового принципа — личной ответственности и личного выбора.

Все это составило тот фундамент, в рамках которого психологическая помощь личности и сообществу получила развитие как особый социальный и

профессиональный институт.

В послевоенные годы, прежде всего в США, в университетах и других учебных заведениях (семинариях, колледжах) появились специальные факультеты: семейной психотерапии, философии и теологии, психологии и социологии (с отделениями психологического консультирования и социальной

работы), выпускники которых получали диплом и соответствующее право на оказание психологической и практической помощи человеку — как в общине, так и в различных культурных и образовательных центрах. Их деятельность была связана именно с социально-психологическими и личностными проблемами граждан как членов общества. Наряду с указанными специалистами, к 60м годам ХХ века стандартизировались и основные разновидности профессионалов, работающих в области медицинской психотерапии (фигура психиатра;психоаналитика, который, как правило, должен быть психиатром с ученой степенью доктора медицины и человеком, умеющим к тому же получить дополнительное образование в области психоанализа; клинический (медицинский) психолог с ученой степенью доктора философии или психологии; социальный работник, отвечающий за амбулаторное и непосредственно по месту жительства курирование пациентов).

Общей тенденцией в развитии данного института является прямая нацеленность на социально-психологические и личностные формы проживания жизни индивида в социуме. Методы же и формы работы соответствующих специалистов были позаимствованы из смежных областей: социологии (массовые опросы, глубинное интервью), психиатрии (с элементами гипноза, психотерапевтические техники) и религии (пасторское наставление).

Ситуация общения клиента с психологом-консультантом включает составляющие: 1) личность клиента и его переживания; 2) личность психолога-консультанта в единстве его самостных и функциональных образований; 3) взаимоотношения между клиентом и психологом.

Анализируя ситуацию обращения клиента к представителю любой другой профессии (юристу, учителю, врачу, священнику, руководителю и др.), потребитель: а) знает, чего хочет; б) осведомлен в той или иной мере о нормах

взаимоотношений с представителем данной профессии; в) достаточно хорошо понимает меру ответственности и ограничений — свою и профессионала, к которому обращается (например, понимает возможность, что результат не зависит исключительно от квалификации специалиста и его рекомендаций).

В области психологической помощи существуют вполне определенные трудности, связанные со спецификой профессии и с неопределенностью статуса психолога-консультанта в обществе.

1) Психолог-консультант работает не с ситуацией, а с переживаниями, с системой ценностей, отношений и состояний человека.

2) Прояснение подлинных мотивов или жизненных смыслов человека в процессе получения психологической помощи может вообще сделать излишней саму жизненную ситуацию, раз она имеет причину психологических проблем клиента.

3) В других профессиях межличностные отношения играют важную роль, а иногда не играют никакой роли, не говоря уже о личностных достоинствах специалиста, а в психологии и в результате психологической помощи важен характер, динамика, своеобразие межличностных отношений, личностные качества психолога-консультанта.

В одном из американских учебников по психологическому консультированию говорится: “Если бы психологическая помощь сводилась только к приемам, необходимость в самих консультантах была бы ничтожной” (Belkin G.). К. Роджерс, в своей книге “О том, как становятся личностью” поместил целый ряд вопросов, освещающих именно человеческое, личностное “измерение” в практике психологической помощи: “Могу ли я быть личностью, которая воспринимается как заслуживающая доверие?”; “Могу ли я быть достаточно выразительным?”; “Могу ли я позволить себе испытывать положительные чувства к другому?”; “Способен ли я быть достаточно сильной личностью, чтобы отделить себя от другого?”; “Достаточно ли я внутренне защищен, чтобы позволить себе это разъединение?”; “Могу ли я позволить себе полностью войти в мир чувств и смыслов другого и увидеть их так, как видит он;?”, “Способен ли я принять его таким, какой он есть?”


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: