Личность. Притяжение Отталкивание

Притяжение Отталкивание

Структура процесса принятия человека человеком

опознание-аттракция опознание-дистракция

идентификация дифференциация

потребность принадлежности потребность независимости

приближение дистанцирование

выделение из общего ряда помещение в общий ряд

доверие недоверие

инициация (принятие) отвержение (исключение)

Очевидно, что нарушение процесса на любом из уровней делает невозможным полноценное принятие.

Каковы же в самом общем виде задачи психологической помощи?

В толковых словарях (Даля или Ожегова), в словаре древнегреческого языка среди значений слова терапэйа определение “лечение” находится только на шестом месте после таких понятий, как “служение”, “забота”, “попечение”. Но понятийное значение отличается от словесного. Из практических значений задачи не сводимы к какому-либо одному понятийному ряду (по причине различной трактовки психологической помощи в той или иной психотехнической концепции, по причине различных, в зависимости от концепций, трактовок самих понятий “человек” и “личность” в общенаучных аспектах, разнообразие проблематики, с которой приходится иметь дело психологу-консультанту). Это не позволяет обобщить, скажем, задачи психологической помощи подростку (в его конкретной житейской ситуации), супружеской паре в предразводном состоянии или руководителю предприятия при решении социально-психологического конфликта.

Для определения задач психологической помощи выделим несколько предметных перспектив (доминант) консультативной практики.

В конкретной ситуации человек, обратившийся за помощью, заранее не только предполагает, но как бы и предписывает психологу учесть весь спектр личностной проблематики.

Это могут быть задачи: самоопределения (идентичности), выбора (принятия решения), самосознавания (личностной рефлексии); совладания с критической (кризисной) ситуацией и т.п.

Здесь цели и задачи определяются самим клиентом.

2) Сам процесс оказания психологической помощи.

Самостоятельными задачами являются: установление отношений доверия и принятия; обеспечение динамики рабочих отношений, ведущей к осознанию и возможному разрешению психологических проблем клиента; проработка или снятие психологических защит; определение и использование степени воздействия на клиента.

Самостоятельными задачами становятся определение форм и техник ведения начального интервью, сроков совместной работы и способов завершения психологической помощи.

Третья группа задач относится к психологической помощи коллективу предприятия, школы и т.п.: адекватная ориентировка в ситуации, идентификация и локализация конфликта; снятие социально-психологической напряженности, помощь в ценностно-смысловой переориентации группы, повышение сплоченности.

Особые задачи, стоящие перед профессионалом,— это задачи, которые касаются не процесса психологической помощи, а задачи, относящиеся к профессиональному, личностному развитию и благополучию, к профессиональному мастерству. Недостаточная проработанность личностных проблем (фрустрированных или нереалистичных потребностей, фантазий, страхов, конфликтов, защит, ценностных смыслов, мотивов и т.п.) и недостаточная профессиональная подготовка легко могут вместо психологической помощи травмировать как клиента, так и консультанта и добавить к неразрешенным проблемам психогенные расстройства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: