Концепции современного маркетинга – сер.80-гг. 20 века

Сбытовая концепция (Концепция интенсификации коммерческих усилий) – 50-е гг. 20 века

Тема 1. Маркетинг как концепция управления предприятием

МАРКЕТИНГ

Концепции маркетинга:

1. Производственно-товарная концепция – н ачало 20 века. – сер. 1930 гг.

Концепция совершенствования производства (производственная концепция)

- Значительное превышение спроса над предложением при низкой конкуренции

- Потребитель не стремится выделиться

- Совершенствование технологий с целью снижения издержек Þснижение цен Þ рост продаж и прибыли

Концепция совершенствования товара (товарная концепция)

- Конкуренция невысокая

- Сосредоточение усилий на качественных характеристиках товара

- Запросы потребителей не учитывались

- Активизация конкурентной борьбы

- Товар слабодифференцирован

- Давление на покупателей с целью продажи того, что произведено через стимуляторы продаж

3. Потребительская концепция (Концепция рыночной ориентации, концепция традиционного маркетинга) – начало 60-х гг. 20 века

- Изучение нужд и потребностей потребителей (в основном пока стохастическим, случайным путём) с целью производства необходимых им товаров

- Насыщение рынка товарами.

- Формирование рынка покупателя

Концепция стратегического маркетинга

- Системность и целенаправленность в исследовании и прогнозировании рынка

- Переход к долгосрочным маркетинговым планам

- Создание стратегических конкурентных преимуществ

Социально-этическая концепция (социально-этичный маркетинг)

- Появление глобальных проблем человечества, связанных с экологией, развитием технологий, информатизацией

- Ориентация не только на удовлетворение потребностей потребителя, но и сохранение интересов общества (отбеливающие зубные пасты с разрушением зубов, средства для похудания с последствиями)

Концепция партнерских отношений (маркетинг взаимодействия, индивидуальный маркетинг)

- Формирование долгосрочных надежных отношений с потребителями

- В основе – индивидуальный маркетинг (Ориентация конечного продукта на конкретного потребителя)

- Превращение потребителей (клиентов) в партнеров

- Взаимная выгода от партнерства

- Расширение сферы деятельности фирмы на рынке услуг и формирование послепродажного рынка

Маркетинг – это комплексная система управления всей деятельностью предприятия по разработке, производству и сбыту товаров (включая послепродажное обслуживание), ориентированная на удовлетворение потребностей потребителей и обеспечение достижения целей предприятия на основе исследования и прогнозирования рынка и его составных элементов.

Принципы маркетинга:

1) ориентация на потребителя;

2) комплексное применение инструментов маркетинга;

3) дифференцированный подход к рынку;

4) адаптация под изменения внешней среды;

5) постоянное воздействие на рынок.

Цели маркетинга:

1) экономические:

- обеспечение выхода на новые рынки;

- увеличение доли участия на освоенных рынках;

- получение максимальной прибыли;

- увеличение объёма продаж;

2) психографические:

- повышение степени осведомлённости потребителей о товаре;

- формирование у потребителей положительного образа и приверженности к товарам предприятия;

- стимулирование решений о покупке товара;

- повышение степени удовлетворённости при использовании товаров предприятия.

Функции маркетинга:

1) аналитическая:

- комплексное исследование рынка;

- анализ собственных возможностей предприятия;

2) функция планирования:

- разработка стратегии маркетинга;

- составление плана и бюджета маркетинга;

- разработка конкретной программы маркетинговых мероприятий;

3) производственная:

- организация производства новых товаров;

- внедрение новых технологий;

- организация материально-технического снабжения;

- управление качеством и конкурентоспособностью товаров;

4) сбытовая:

- организация системы товародвижения;

- организация сервиса;

- коммуникационная деятельность;

- проведение ценовой политики;

5) контроль;

- информационное обеспечение маркетинга;

- организация текущего контроля маркетинга;

- оценка эффективности маркетинговой деятельности.

Комплекс маркетинга (маркетинг-микс) – совокупность практических инструментов адаптации предприятия к рыночной ситуации и мер воздействия на рынок. В мировой практике комплекс маркетинга известен как комплекс «4Р» по первым буквам его составляющих:

- product – товар;

- place – размещение;

- price – цена;

- promotion – продвижение.

В зависимости от состояния спроса различают следующие виды маркетинга:

- конверсионный маркетинг – применяется при отрицательном спросе, направлен на преодоление негативного отношения потребителей к тому или иному товару и создание спроса;

- стимулирующий маркетинг – используется при отсутствующем или низком спросе, возникающем при безразличии потребителей к данному товару, для стимулирования спроса;

- креативный маркетинг – направлен на выявление потенциального (скрытого) спроса и определение способов его удовлетворения;

- ремаркетинг – применяется при падающем, снижающемся спросе, направлен на оживление и восстановление спроса;

- синхромаркетинг – используется при колеблющемся, нерегулярном спросе (на сезонные товары) с целью его стабилизации;

- поддерживающий маркетинг – применяется при полноценном спросе для его сохранения;

- демаркетинг – препятствует формированию чрезмерного спроса (на новый и престижный товар);

- противодействующий маркетинг (антимаркетинг) – направлен на снижение и даже ликвидацию неразумного, иррационального спроса на товары, имеющие антигуманный характер.

Практический маркетинг широко применяет методы и приёмы научных дисциплин, которые можно объединить в три группы.

1. Общенаучные методы, включающие:

- системный анализ – предполагает изучение любой рыночной ситуации с позиции выделения в ней всех её составляющих и определения между ними причинно-следственных связей;

- комплексный подход – рассматривает элементы рыночной ситуации в совокупности с другими факторами;

- программно-целевые методы – используются при выработке и реализации стратегии и тактики маркетинга, заключаются в формировании «дерева целей и задач» маркетинга (выбор главной цели и её расчленение на отдельные задачи и мероприятия), определении приоритетности отдельных целей и реализации мероприятий по их достижению.

2. Аналитико-прогностические метод,объединяющие:.

- экономико-математическое моделирование – формализованное описание рыночных ситуаций в виде математических зависимостей и отношений, что даёт возможность просчитать поведение конкурентов и покупателей, оптимизировать затраты на сделку и др. Среди экономико-математических моделей следует особо выделить экономико-статистические модели, устанавливающие связи и зависимости между экономическими показателями;

- линейное программирование – выбор оптимального решения из ряда возможных, обеспечивающего эффективность по критерию «затраты / результаты» (выбор ассортимента, поставщиков, покупателей и др.);

- метод сетевого планирования – использование сетевого графика, дающего полную информацию о составе, последовательности и взаимосвязях работ в рамках конкретной программы, а также возможных отклонениях в процессе её реализации;

- теория массового обслуживания – позволяет определить закономерности, связанные с поступление заявок на обслуживание и определением очерёдности их удовлетворения;

- методы теории вероятности – применяются для установления вероятности наступления определённых рыночных ситуаций с целью планирования своих действий;

- методы экспертных оценок – предполагают получение рекомендаций по выработке эффективного решения от специалистов, однако в данном случае нельзя исключать субъективизм, присущий каждому эксперту;

- метод деловых игр – позволяет выработать оптимальные решения путём проигрывания отдельных рыночных моментов (поведение партнёров, конкурентов и др.);

- теория связи – дает возможность получения сигнальной информации из-за пределов управляемого объекта и быстрой адаптации в новых условиях.

3. Методические приёмы, заимствованные из различных областей знаний:

- социология;

- психология;

- экология;

- эстетика и дизайн;

- антропология;

- физиология.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow