Парижский клуб, Лондонский клуб

Парижский клуб был создан в 1956 г. Неформальная организация правительств стран-кредиторов, занимающаяся наблюдением за государственной задолженностью и проведением со странами-должниками многосторонних переговоров по проблемам реструктуризации государственных долгов. Не имеет жесткой организационной структуры и членства. Формально открыт для всех стран, которые являются кредиторами и принимают его практику работы.

Основная функция клуба- проведение многосторонних переговоров с крупнейшими должниками и урегулирование их внешней задолженности.

По результатам переговоров подписывается согласованный протокол реструктуризации долга и условиях его погашения. Наиболее известные условия, на которых реструктурируются долги развивающихся стран-Торонтские условия, Лондонские условия, Неапольские условия, Лионские условия

Лондонский клуб- консультационный комитет крупнейших частных банков-кредиторов, заседающий в связи с их переговорами с правительствами стран-должников по вопросам реструктуризации их частной задолженности, которые обычно ведутся одним из банков от лица и по поручению других банков, участвующих в консультативном совете. Не имеет организационной структуры и собираются в составе тех банков, которые имеют наиболее крупные требования к стране-должнику. В рамках Лондонского клуба банки заключают с правительством страны-должника соглашение о ежегодной либо многолетней реструктризации долга. Условием подписания соглашения является принятие страной программы МВФ,

Банк международных расчетов (БМР)

Особое место среди международных валютно-кредитных организаций занимает Банк международных расчетов (БМР). БМР (Базель) был создан в 1930 г. на основе межправительственного Соглашения шести государств (Бельгии, Великобритании, Германии, Италии, Франции и Японии) и Конвенции этих государств со Швейцарией, на территории которой функционирует Банк. Фактически он был организован центральными банками этих стран. В 1931 — 1932 гг. к нему присоединились 19 центральных банков стран Европы. Ныне в число членов БМР (всего 33 члена) входят все страны Западной Европы, 6 государств Восточной Европы, которые вступили в довоенный период и остались его акционерами в силу преемственности, а также США, Япония, Австралия, ЮАР и ряд других стран.

Официально США не участвовали в создании БМР. Однако федеральные резервные банки США поддерживают с БМР корреспондентские отношения и другие контакты. Лидирующее же положение в БМР принадлежит странам Западной Европы (в отличие от МВФ и МБРР). Центральные банки являются основателями, руководителями и клиентами БМР, который можно квалифицировать как международный банк центральных банков. Операции с коммерческими банками и частными лицами БМР может осуществлять лишь с согласия центрального банка соответствующей страны.

БМР организован в форме акционерного общества с капиталом в 1,5 млрд. золотых франков БМР в качестве расчетной единицы продолжает использовать швейцарский франк.

Органами управления БМР являются Общее собрание акционеров и Совет директоров в составе управляющих 13 центральных банков (в том числе Германии, Бельгии, Франции, Великобритании, Италии, являвшихся основателями Банка). Остальные члены ограничиваются получением дивидендов и статусом клиента.

На БМР по Уставу возложены следующие функции :

осуществлять широкий круг банковских операций с целью содействия центральным банкам в управлении их резервами

служить форумом для международного валютного сотрудничества, в рамках которого встречаются руководители ЦБ ведущих стран

выполнять функции агента и доверенного лица по исполнении международных финансовых соглашений

осуществлять исследования в рамках валютной и денежной политики

Исходя из этих функций, БМР выполняет следующие операции:

куплю-продажу и хранение золота;

депозитно-ссудные операции с центральными банками;

прием правительственных вкладов по особым соглашениям;

операции с валютой и ценными бумагами (кроме акций);

операции на мировых рынках (валют, кредитов, ценных бумаг, золота) в качестве агента или корреспондента центральных банков;

заключение соглашений с центральными банками в целях содействия взаимным международным расчетам.

Основной источник ресурсов БМР — краткосрочные вклады (до трех месяцев) центральных банков в иностранной валюте или золоте. Для выплаты процентов по ним Банк размещает их на рыночных условиях в других центральных банках, международных организациях или в банках-корреспондентах

Специфика БМР заключается в строго конфиденциальном характере его деятельности и ежемесячных заседаний Базельского клуба (в который входят страны-члены Банка), где обсуждаются актуальные проблемы и перспективы валютно-кредитных отношений. Это определяет место БМР как вспомогательного органа МВФ и группы МБРР, с которыми он имеет тесные связи. БМР имеет административный пост во Временном комитете МВФ и в "группе десяти", обеспечивает работу секретариата Комитета управляющих ЕЭС, Административного совета ЕФВС, осуществляет клиринговые расчеты в ЕВРО.

БМР — ведущий информационно-исследовательский центр. Годовые отчеты Банка — одно из авторитетных экономических изданий в мире. Оставаясь в основном региональным западноевропейским международным банком и валютно-финансовым центром "группы десяти", БМР фактически превратился в международную валютно-кредитную организацию по составу участников и характеру деятельности. Это обусловлено следующими причинами:

БМР является международным банком центральных банков; агентом и распорядителем в различных международных валютно-расчетных и финансовых операциях; центром экономических исследований и форумом международного валютно-кредитного сотрудничества.

Международный банк экономического сотрудничества (МБЭС)

Международный банк экономического сотрудничества (МБЭС) был учрежден странами — членами Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) 22 октября 1963 года. Он был создан для следующих целей:

осуществление многосторонних расчетов в переводных рублях;

содействие экономическому сотрудничеству стран — членов СЭВ с другими государствами;

выполнение их взаимных обязательств по товарным поставкам;

укрепление плановой и расчетной дисциплины.

В 1963 г. членами МБЭС являлись Болгария, Венгрия, ГДР, Монголия, Польша, СССР, Чехословакия, с 1974 г. — Куба, с 1977 г. — Вьетнам. После образования единого немецкого государства (ФРГ) из состава Банка в 1990 г. выбыла ГДР; затем в 1993 г. — Венгрия. После раздела ЧСФР членами Банка стали Чехия и Словакия. МБЭС — открытая организация: в члены Банка могут вступать страны, признающие его Устав.

Первоначальный уставный капитал Банка — 300 млн. переводных рублей. Доля каждой страны была установлена пропорционально удельному весу ее экспорта во взаимном товарообороте членов МВЭС.

Высшим руководящим органом Банка является Совет, члены которого назначаются правительствами соответствующих стран. Каждая страна при решении вопросов в Совете Банка имеет один голос независимо от размера долевого участия в уставном капитале.

Руководство оперативной деятельностью осуществляет Правление, в состав которого входит по одному представителю, рекомендуемому каждой страной и назначаемому Советом Банка.

Изменения в деятельности МБЭС в условиях перехода стран-членов к рыночной экономике. МБЭС помимо осуществления основных — расчетных и балансирующих (посредством многосторонних взаимных креди­тов) — операций проводил также финансовые операции в конвертируемых валютах на мировом валютном рынке (кредиты, депозиты, арбитраж). За счет привлеченных средств странам — членам Банка предоставлялись кредиты и открывались депозиты в конвертируемой валюте. По существу, МВЭС длительное время выполнял роль посредника между западными коммерческими банками-кредиторами и странами-заемщиками, являющимися членами МВЭС.

Прекращение операций в переводных рублях и переход стран — членов Банка на взаимные расчеты в конвертируемых валютах с 1 января 1991 года вызвали существенные изменения в положении МБЭС. Отпала важнейшая сфера его деятельности — обслуживание взаимного централизованного межгосударственного товарооборота стран-членов.

С целью продолжения деятельности Банка в декабре 1990 г. были внесены значительные изменения в Соглашение об организации Банка и его Устав. Новыми целями Банка стали:

содействие переходу стран-членов к рыночной экономике;

развитие рыночных отношений между субъектами международных экономических отношений независимо от формы их собственности в странах-членах и других странах.

Значительно расширился круг операций Банка и банковских услуг. Уставный капитал Банка был определен в сумме 400 млн. ЭКЮ. Проведенное без соответствующей подготовки прекращение расчетов в переводных рублях нанесло странам — членам Банка серьезный экономический ущерб, разрушив их традиционные взаимовыгодные связи. Оно в известной мере осложнило решение проблем, связанных с перестройкой экономики этих стран, и отразилось на их отношениях с МБЭС.

С начала 90-х годов Банк активно развивает коммерческую деятельность, операции в конвертируемой валюте. МБЭС развернул работу по привлечению коммерческой клиентуры, расчетно-кредитному ее обслуживанию в конвертируемых валютах. Операции и услуги клиентам диверсифицируются с учетом развития рыночных отношений, банковской конкуренции. К середине 1992 г. Банк обладал самой широкой в восточноевропейском регионе сетью банков-корреспондентов со счетами в МБЭС.

Помимо работы с традиционной банковской клиентурой МБЭС активно привлекал новых клиентов, открывая счета крупным предприятиям и внешнеторговым компаниям, получившим право самостоятельного ведения внешнеэкономической деятельности.

Со второй половины 1991 г. в связи с переходом к внутренней конвертируемости рубля в России начал складываться высокодоходный для банков рынок услуг, связанный с покупкой и продажей иностранной валюты клиентов за рубли, в основном через Московскую межбанковскую валютную биржу. Являясь учредителем ММВБ и одним из активных ее операторов, МБЭС наращивает объемы своих операций на биржевом, а также на межбанковском валютных рынках.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР)

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) оказывает огромное влияние на темпы и направления развития большинства стран. Он координирует оказание экономической помощи промышленно развитых стран, воздействует на деятельность других международных экономических организаций и оказывает техническую помощь развивающимся странам в разработке программ их экономического развития.

МБРР является частью группы Мирового банка. Это международная инвестиционная группа, в которую входят непосредственно МБРР и три его филиала:

Международная ассоциация развития (MAP),

Международная финансовая корпорация (МФК);

Многостороннее агентство по гарантии инвестиций (МИГА).

На группу МБРР постоянно приходится не менее половины общего годового объема средств, выделяемых всеми межгосударственными органами развивающимся странам.

МБРР — это первый межгосударственный инвестиционный институт, который был учрежден одновременно с МВФ в июле 1944 г. Соглашение о МБРР, ставшее одновременно его Уставом, официально вступило в силу 27 декабря 1945 года, а свою деятельность Банк начал с 25 июня 1946 года.

МБРР был призван с помощью аккумулированных им средств стран-членов и привлекаемых капиталов американских инвесторов стимулировать частные инвестиции в западноевропейские страны, хозяйство которых было подорвано второй мировой войной. Он содействовал экономической и политической стабилизации в этих странах и распространению влияния американского капитала на их экономику.

С середины 50-х годов положение в западноевропейских странах стабилизировалось и начался распад колониальной системы. В это время МБРР меняет направление своей деятельности. Его основной целью становится сохранение освободившихся государств в рамках мировой системы хозяйства путем развития в них рыночных отношений.

Руководящими органами МБРР являются Совет управляющих и Директорат (исполнительный орган). Совет управляющих состоит из министров финансов или управляющих центральными банками стран-членов Членами МБРР могут быть только страны, вступившие в МВФ. Право голоса в органах МБРР определяется паем в его уставном капитале. Поэтому ведущее положение в Банке принадлежит "большой семерке".

В настоящее время МБРР по своему акционерному капиталу превратился в крупнейший банк мира, и его уставный капитал достигает 165 млрд. долларов. МБРР содействует экспорту капитала из промышленно развитых стран в развивающиеся, выполняя роль посредника между ними и обеспечивая частных инвесторов двойной гарантией — самого МБРР и правительств стран-членов. Поэтому частные банки и другие кредитно-финансовые институты охотно вкладывают свободные капиталы в облигации МБРР

Кредитная политика МБРР отвечает интересам частного капитала, функционирующего в развитых странах. Это проявляется в самой процедуре рассмотрения заявок стран-членов на банковские кредиты. При решении вопроса о предоставлении средств Банк требует широкой информации об экономическом и финансовом положении этих стран, направляет туда свои экономические миссии. В своих рекомендациях МБРР отдает приоритет развитию частного сектора экономики и привлечению иностранного капитала в развивающиеся страны.

Если рекомендации МБРР не принимаются страной, испрашивающей кредит, то зачастую он ей не предоставляется. Могут даже предприниматься попытки ограничить доступ и к другим источникам международных кредитов, поскольку МБРР координирует свою кредитную политику с другими международными валютно-кредитными и финансовыми организациями.

Новым явлением с 80-х годов стал сдвиг в кредитной стратегии МБРР, который стал предоставлять кредиты на структурную адаптацию в соответствии с программой экономических реформ и перехода страны-заемщика к рыночной экономике. При этом выделяемые банком кредиты не привязаны к конкретным объектам, и страны-заемщики могут достаточно свободно распоряжаться заемными средствами. МБРР стал также кредитовать и государственные предприятия в развивающихся и других странах.

Международная ассоциация развития (MAP)

Международная ассоциация развития (MAP) является филиалом МБРР и имеет с ним общие органы управления во главе с президентом Банка. MAP призвана дополнять деятельность МБРР и предоставлять наименее развитым странам беспроцентные кредиты на срок 35 — 40 лет при льготном периоде 10 лет, взимая комиссию на покрытие административных расходов.

Льготные кредиты предоставляются в первую очередь странам, у которых ВНП на душу населения не выше 650 долл. в год; к ним в начале 90-х годов относились 40 стран. Однако, чтобы участвовать в MAP и получить доступ к ее льготным кредитам, необходимо вступить в МБРР.

Финансовые ресурсы MAP формируются в основном за счет государственных взносов стран-членов, прежде всего США и других крупных доно­ров. Кредиты MAP, как и МБРР, направляются в основном на развитие инфраструктуры. Однако с 70-х годов в ее кредитной политике все больший приоритет получает сельское хозяйство. МБРР и MAP имеют единые стратегические задачи, поэтому бывают случаи, когда обе эти организации финансируют один и тот же объект.

Международная финансовая корпорация (МФК)

Международная финансовая корпорация (МФК) была создана в 1956 г. по инициативе США с целью стимулирования частных инвестиций в промышленность молодых государств, создания и расширения там частного сектора. МФК кредитует только высокорентабельные предприятия в наиболее развитых развивающихся странах. Это обусловлено высокой стоимостью ее кредитов, которая выше среднегодовых ставок на основных рынках ссудных капиталов. Срок кредитов МФК не превышает 15 лет, а средний срок составляет порядка 7-8 лет.

Деятельность МФК характеризует ряд особенностей:

Для инвестирования ее средств, в страны -члены не требуется правительственных гарантий, которые требует ДБРР и MAP при предоставлении кредитов предприятиям и организациям. Это ограждает частные компании от государственного контроля за деятельностью и служит интересам привлечения иностранного капитала в экономику развивающихся стран;

Другим существенным отличием МФК является то, что с 1961 г. она получила особое право не только предоставлять кредиты, но и непосредственно осуществлять инвестиции в акционерный капитал строящихся или расширяющихся предприятий с последующей перепродажей их акций частным инвесторам.

Многостороннее агенство по гарантии инвестиций (МИГА)

МИГА — это третий филиал МБРР, учрежденный в 1988 г. Он служит специальной цели — поощрять инвестиции в акционерный, капитал и другие формы прямых капиталовложений в развивающиеся страны посредством их страхования от некоммерческих рисков, которыми могут быть: ограничения конвертируемости национальной валюты и, связанные с этим препятствия в переводе прибыли в страну инвестора; экспроприация имущества инвестора; военные действия; перевороты и последующие изменения в социально-политической обстановке;

Членами МИГА могут стать только страны--члены МБРР. К середине 1997 г. Конвенция, учреждающая МИГА, была подписана 141 странами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: