Инкассовая форма расчета

1. Документарное инкассо — это поручение экспортера банку получить с импорта сумму платежа, предусмотренную контрактом, против передачи ему ТРД и зачислить выручку на счет экспортера.

2. Схема проведения операции с использованием документарного инкассо:

    • экспортер, отгрузив товар в соответствии с условиями контракта, оформляет необходимые ТРД и передает их в российский коммерческий банк (банк экспортера);
    • коммерческий банк экспортера пересылает комплект документов своему банку-корреспонденту в стране импортера;
    • банк импортера извещает покупателя и передает ему эти документы против получения соответствующей суммы платежа (при наличной форме расчета) или против акцепта срочной тратты (при предоставлении импортеру коммерческого кредита) в зависимости от условий контракта;
    • банк импортера информирует российский коммерческий банк о зачислении на его корреспондентский счет полученной от импортера суммы платежа (или сразу же переводит ему полученную выручку);
    • банк экспортера производит выплату российской организации за отгруженную экспортную операцию.

Расчеты за экспортированные товары в форме инкассо производятся на основании документов, оговоренных сторонами в контракте. К ним относятся:

счет-фактура, или коммерческий счет. Выписывается поставщиком или экспортером и содержит наименование товара или оказанных услуг, цену, количество поставленного товара (услуг), наименование валюты платежа, сумму экспортной выручки, ссылку на номер и дату контракта и дополнения к нему, ссылку на номер инкассового поручения, дату, способ и место отгрузки товара и другие данные в отношении товара (услуг),

отгрузочные документы, удостоверяющие отправку товаров (коносаменты, железнодорожные накладные, авто- или авианакладные, почтовые квитанции, акты сдачи-приемки и другие документы, предусмотренные контрактом),

страховые полисы, подтверждающие заключение договора страхования (в случае, если страхование товара в соответствии с условиями отгрузки осуществляет экспортер),

различного рода сертификаты, спецификации, свидетельства, подтверждающие количество, качество товара, и другие свидетельства комплектности, предусмотренной контрактом,

таймшит документ, подтверждающий продолжительность погрузки или разгрузки судна в порту, за подписью капитана судна и представителя фрахтователя, другие документы, предусмотренные контрактом.

После проверки и оформления инкассового поручения его первый экземпляр, счета-фактуры, отгрузочные документы сдаются в экспедицию банка экспортера, который отсылает их иностранным банкам в установленном порядке. Отосланные документы до получения платежа/ акцепта приходуются на внебалансовых счетах.

Российские внешнеэкономические организации и банки при осуществлении международных расчетов в инкассовой форме руководствуются "Унифицированными правилами по инкассо", разработанными Международной торговой палатой в 1995 г. (вступили в силу 1 января 1996 года). В этих международных правилах дается определение всех участников инкассовой операции, а также указываются их роль и ответственность за совершаемую операцию:

доверитель — лицо, которое поручает банку осуществление операции и передает все необходимые документы,

банк-ремитент — лицо, которому доверитель передает документы для совершения операции;

инкассирующий банк — любой банк (помимо банка-ремитента), участвующий в этой операции, представляющий банк — инкассирующий банк, который передает документы плательщику,

плательщик — лицо, которому представляются документы в соответствии с инкассовым поручением для оплаты или акцепта. Все документы, представленные по инкассо в банк, направляются в комплекте с инкассовым поручением, в котором содержится подробное указание (инструкция) по осуществлению операции. В инкассовом поручении содержатся:

полные реквизиты организации-экспортера (наименование, почтовый адрес и адрес по системе СВИФТ, номера телекса, телефона, факса),

адрес плательщика;

сумма платежа;

наименование валюты платежа,

список прилагаемых документов и порядковый номер каждого,

условия передачи документов плательщику (против платежа или акцепта),

время вручения документации (должно быть указанно конкретно, без использования слов "срочно", "немедленно" и т. д). Банки, получающие ТРД на инкассо, проверяют их соответствие инкассовому поручению, но не несут ответственности за точность и подлинность документов. Банки также не отвечают за количество, вес, состояние поставленных товаров, как и за платежеспособность, добропорядочность грузоотправителя и других лиц, участвующих в торговой операции.

Инкассовая сумма за вычетом комиссии и других оговоренных расходов без какой-либо задержки предоставляется в распоряжение того лица, от которого получено инкассовое поручение

5. Инкассовая форма расчетов сравнительно проста, но, с точки зрения экспортера, имеет ряд недостатков:

имеется некоторый разрыв во времени между отгрузкой товара на экспорт и получением платежа, что ведет к замедлению оборота средств экспортера,

импортер может отказаться от оплаты товаров.

Для того чтобы устранить указанные недостатки, применяются так называемые телеграфные инкассо, или передача документов по системе СВИФТ, в соответствии с которыми по договоренности с экспортером и импортером зачисление средств производится на основании извещения банка экспортера.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow