Управление финансами и финансовый контроль

Финансовая политика РФ на современном этапе.

Россия сегодня пребывает в глубоком финансовом кризисе, основными признаками которого являются:

- продолжающийся спад промышленного производства;

- резкое сокращение платежеспособного спроса населения;

- сужение денежной массы;

- резкое снижение уровня жизни населения.

Финансовая политика последнего десятилетия привела к ряду негативных результатов:

- подавление инвестиционной активности государственного сектора экономики в областях финансирования фундаментальной науки, разработок высоких технологий (РФ представляет лишь 1% на данном мировом рынке);

- либерализация денежно-кредитного и финансового рынков в направлении привлечения спекулятивного капитала, в том числе иностранного;

- реализация модели бюджетного федерализма, расширяющей полномочия субъектов РФ без соответствующего разграничения предметов ведения и учета реального финансового потенциала, приводящей к фактической дезинтеграции регионов: заключение двусторонних договоров, зачастую противоречащих интересам национальной безопасности;

- устранение государства от реализации принципа социальной справедливости и обеспечение гарантированного уровня благосостояния, коммерциализация социальной сферы;

Финансовый кризис привел к перераспределению ресурсов и накопленного национального богатства в пользу небольшой группы лиц из финансово-банковского сектора, участвующих в спекулятивной игре на рынке капиталов, валютной и фондовом рынках и переводе валютных активов на зарубежные счета.

Возможными путями выхода из сложившейся ситуации являются:

- сбалансированность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов;

- совершенствование налоговой системы;

- реальный бюджет;

- стабилизация валютного курса рубля;

- регулирование процентных ставок;

- повышение эффективности использования государственной собственности;

- совершенствование бюджетного федерализма;

- кассовое исполнение бюджетов через органы Федерального казначейства;
развитие финансовых взаимоотношений со странами СНГ и дальнего зарубежья;

- единство денежно-кредитной и финансовой политики и укрепление финансового контроля.

Управление финансами осуществляется через сложившуюся организационную структуру, которая обусловлена историческими, экономическими и политическими условиями и подчинена финансовой политике государства.

Управление финансами в РФ прежде всего осуществляют:

- высшие законодательные органы власти;

- Президент РФ;

- Правительство РФ.

Высшие законодательные органы власти – это Федеральное собрание и его две палаты – Государственная дума и Совет Федерации.

Федеральное собрание принимает законы о налогах, сборах и обязательных платежах, закон о бюджетной классификации, закон о бюджете РФ на текущий год, закон о бюджетном процессе, законы о внебюджетных фондах и др., а также устанавливает предельный размер государственного внутреннего и внешнего долга.

На региональном уровне высшими законодательными органами власти являются представительные структуры (законодательные собрания, верховные или государственные советы, думы и др.), которые рассматривают и утверждают региональные бюджеты и внебюджетные фонды, налоговое законодательство и другие нормативные акты в области финансов.

Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется финансовым аппаратом.

Основными органами управления финансами являются:

1. Министерство финансов России и его органы на места.

2. Министерство налогов и сборов РФ и его органы на местах – налоговые инспекции.

3. Федеральная служба налоговой полиции РФ.

4. Государственный таможенный комитет РФ и его органы на местах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: