Департамент по финансированию государственных ценных бумаг и финансового рынка и др.
Департамент по финансированию налоговых реформ.
Еще одно важное подразделение Минфина РФ – Главное управление федерального казначейства. – отвечает за кассовое исполнение бюджета.
Министерство РФ по налогам и сборам
(налоговые инспекции на местах).
Основная задача:
- осуществление контроля за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех обязательных платежей.
Основные функции (налоговых инспекций):
1. Контроль за соблюдением налогового законодательства.
2. Учет налогоплательщиков.
3. Проверки налогоплательщиков,
4. Представление сведений о поступивших налогах финансовым органам и органам федерального казначейства.
5. Предоставление информации Министерству финансов обо всех случаях неуплаты платежей.
6. Осуществление возврата излишне уплаченных налоговых сумм и неправильно изъятых штрафов и пени.
Федеральная служба налоговой полиции.
|
|
Основные задачи и функции:
- предупреждение, выявление и пресечение налоговых преступлений;
- оперативно-розыскная деятельность;
- контроль за исполнением налогового законодательства;
- обеспечение безопасной деятельности налоговых инспекций;
- выявление и пресечение коррупции в налоговых органах;
- имеет право возбуждать уголовное дело, проводить по нему дознание, предварительное следствие и передавать материалы непосредственно в суд.
С 1993г большую часть этих функций. осуществлял Департамент налоговой полиции РФ, который в декабре 1995 года был переименован в Федеральную службу налоговой полиции РФ, расширив свои полномочия - правом возбуждения уголовных дел.
Основная задача: - обеспечение поступлений от таможенных пошлин РФ в казну государства.
Основные функции:
1. Проведение налоговых проверок по пошлинам и сборам, взимаемым таможенными органами.
2. Проверка всех документов, связанных с исчислением и уплатой пошлин и сборов, взимаемых таможенными органами.
3. Приостановление операций налогоплательщиков по счетам в банках при неисполнении или ненадлежащим исполнении ими таможенного и налогового законодательства.
4. Взимание недоимок по налогам, а также сумм штрафов, предусмотренных таможенным и налоговым законодательством.
Государственные органы управления финансами имеют разветвленную сеть структур как федерального, так и регионального уровней. Федеральные структуры имеют самое широкое представительство как в субъектах федерации, так и на местном уровне.
Уровни управления | ||
Федеральный | Субъект федерации | Местное самоуправление |
Минфин РФ, В том числе: - департамент государственного финансового контроля и аудита; - главное управление федерального казначейства (ГУФК) Минфина РФ; - департамент по надзору за страховой деятельностью Минфина РФ | Министерство, управление, департамент финансов субъекта РФ - региональный аппарат департамента контроля РФ; - орган федерального казначейства МФ РФ субъекта РФ; - территориальный орган федеральной службы РФ по надзору за страховой деятельностью; | Управление, департамент, отдел финансов - аппарат департамента контроля Минфина РФ; - городской, районный орган (отделение) федерального казначейства; - |
Государственный таможенный комитет (ГТК) РФ | Таможенное управление субъекта РФ или региона (ов) | Городская, районная таможня |
ЦБ РФ | Главное управление ЦБ РФ субъекта федерации | Городское, районное отделение главного управления ЦБ субъекта РФ |
Министерство налогов и сборов (МНС) | Государственная налоговая служба (инспекция) субъекта РФ | Городские, районные налоговые службы |
Федеральная служба налоговой полиции (ФСНП) РФ | Федеральная служба налоговой полиции РФ субъекта Федерации | - |
Счетная палата РФ | Контрольно-счетная палата (комиссия) субъекта Федерации | Счетная комиссия представительного органа местного самоуправления |
Федеральная служба России по валютному контролю | Территориальный орган федеральной службы РФ по валютному и экспертному контролю | - |
Федеральная комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (ФКЦБ) | Территориальный орган федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку | - |
Федеральные внебюджетные фонды | Региональные дирекции федеральных внебюджетных фондов | - |
Все рассмотренные структуры кроме Минфина РФ имеют жесткое административное федеральное подчинение (прежде всего: назначение руководителей региональных служб, бюджетное финансирование затрат на содержание нижестоящего звена вышестоящей службой).
|
|
На местах, в субъектах федерации отсутствует единый координирующий орган деятельности всех финансовых структур, что затрудняет осуществление единого регионального финансового управления и регулирования.
Управление финансами в экономически развитых странах, как правило, осуществляется несколькими государственными органами.
В США – это Министерство финансов (казначейство), административно-бюджетное управление при Президенте. Сбором доходов заняты – таможенная служба и бюро по алкогольным напиткам, табачным изделиям и огнестрельному оружию.
В Великобритании – Казначейство.
В Германии – Министерство финансов, участвует федеральное ведомство по финансам и федеральное управление государственным долгом, подчиненное федеральному Министерству финансов.
Во Франции – Министерство экономики, финансов и бюджета.
В Италии – четыре государственных органа:
- Казначейство – государственными расходами и финансовым контролем;
- Министерство финансов – доходами;
- Министерство бюджета – составляет государственный бюджет и координирует финансовые ресурсы;
- Министерство внутренних дел – местными финансами.
Среди пяти основных функций управления финансами важное место занимает финансовый контроль.
Финансовый контроль – это контроль законодательных и исполнительных органов всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государства, предприятий, учреждений, организаций) с применением особых методов.
Цель финансового контроля – содействие формированию научно-обоснованной финансовой политики, эффективного финансового механизма, сокращение теневого денежного оборота.
|
|