Мультипликационные эффекты на товарном рынке

Влияние инвестиций на совокупный спрос и национальный доход отражается в теории мультипликатора.

"Эффект инвестиционного мультипликатора": прирост (сокращение) дохода оказывается более значительным, чем вызвавшее его изменение автономных инвестиций (рис.16, DY>DI).

Рис.16 Эффект мультипликатора

Мультипликатор – это числовой коэффициент, который показывает, как увеличится (уменьшается) НД, вследствие вызвавшего его прироста (снижения) автономных инвестиций.

multI = DY
DI

Мультипликатор находится в прямой зависимости от предельной склонности к потреблению (МРС) и в обратной зависимости от предельной склонности к сбережениям (MPS):

multI =   =  
1-МРС MPS

Возникновение мультипликационного эффекта связано не с отдачей от инвестиций в виде выпуска дополнительной конечной продукции, а с увеличением доходов фирм, производящих инвестиционные товары, что, в свою очередь расширяет их собственное потребление, производство, занятость и спрос на продукцию сырьевых и смежных отраслей. Таким образом, цепная реакция доходообразования и расширения производства захватывает все более отдаленные друг от друга отрасли, но при этом "эффект мультипликатора" ослабевает. Его затухание объясняется тем, что не весь полученный на каждом этапе доход расходуется на новое потребление, т.е. становится снова чьим-то доходом.

В реальной экономике действуют факторы, уменьшающие влияние инвестиций на НД. В их числе: высокая предельная склонность к сбережению, уплата налогов, преобладание импорта над экспортом, рост общего уровня цен, т.е. все то, что сокращает предельную склонность к потреблению.

Мультипликационный эффект могут вызвать не только инвестиции, но и изменение любых автономных расходов (автономного потребления, государственных закупок, экспорта и др.). В таком случае говорят о мультипликаторе расходов.

Анализ мультипликационного эффекта показывает наличие такого явления, как "парадокс бережливости": попытка общества больше сберегать оборачивается таким же или меньшим объемом сбережений (исключение – ситуация инфляционного "перегрева" экономики на уровне потенциального выпуска).

Если прирост сбережений не сопровождается приростом инвестиций, то любая попытка домашних хозяйств больше сберегать окажется тщетной в связи со значительным снижением равновесного объема национального производства, обусловленным "эффектом мультипликатора" (рис.17).

Рис.17 Парадокс бережливости

Мультипликационное воздействие на уровень национального дохода так же оказывает изменение величены налогов (T). Налоговый мультипликатор определяется следующим образом:

multT = DY = - MPC
DT 1-MPC

Механизм налоговой мультипликации, как и в случае с автономными расходами, связан с многократной реакцией потребления на однократное изменение налогов, но эта реакция будет обратной. Например, увеличение налогов при прочих равных условиях приведет к уменьшению национального дохода.

На практике в макроэкономических моделях, которые широко используются для регулирования экономики, действие мультипликатора рассматривается совместно с действием акселератора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: