Государственное регулирование экономики
Государственный бюджет – это централизованный фонд денежных ресурсов, находящихся в распоряжении правительства и использующихся для содержания государственного аппарата, вооруженных сил и сил правопорядка, а также для осуществления социально-экономических функций.
Бюджет включает в себя доходы и расходы государства. Доходы государственного бюджета формируются за счет: налогов, взимаемых как центральными, так и местными органами власти; поступлений по социальному страхованию (эта статья доходов по своей природе близка к налогу и выплачивается физическими лицами, нанятыми на работу, в процентном отношении к валовому заработку и предприятиями с общего фонда заработной платы); доходов государственных предприятий и других объектов государственной собственности и т.д. Расходы показывают направления и цели государственных ассигнований.
Если правительственные расходы превышают доходы, то возникает дефицит государственного бюджета. При превышении доходов над расходами государство имеет положительное сальдо бюджета.
|
|
На сальдо бюджета оказывают влияние колебания объема НД. В периоды депрессии, когда ВНП снижается, бюджет, как правило, сводится с дефицитом, в то время как в периоды подъема наблюдается положительное сальдо бюджета. Объясняется это тем, что во время спадов налоговые поступления снижаются, т.к. снижается налогооблагаемая база. В то же время в периоды спадов некоторые виды государственных расходов увеличиваются (пособия по безработице и др. социальные выплаты).
Следует отметить, что бюджетный дефицит – это не показатель плохого хозяйствования. Еще в 30-е гг. Кейнс и шведские экономисты Мюрдаль и Улин предложили отступить от традиционного представления о том, что государственный бюджет должен быть всегда сбалансированным, и пойти на некоторое превышение расходов над доходами для стимулирования экономического роста, особенно в периоды кризисов.
Действительно, если государство выплачивает денег больше, чем получает, то это повышает покупательную способность в обществе – люди больше покупают, предприятия больше продают, увеличивая занятость ресурсов. Поэтому дефицит полезен в период безработицы, но в фазе подъема он опасен, т.к. приводит к инфляции.
Существует три способа финансирования бюджетного дефицита:
1) путем дополнительной эмиссии денег;
2) за счет кредитов ЦБ;
3) посредством заимствования.
Каждый из этих вариантов имеет свои плюсы и минусы. Преимущества первых двух способов заключаются в том, что их использование дает возможность избежать вытеснения частных инвестиций государственными, поэтому расходы бизнеса и личное потребление не будут уменьшаться. Однако их применение чревато увеличением инфляции.
|
|
В результате государственных займов формируется государственный долг. Он может принимать форму внутреннего и внешнего долга. Обычно займы размещаются в первую очередь внутри страны, но часть из них может быть размещена и за границей.
Та часть, которую государство занимает за рубежом для покрытия дефицита государственного бюджета, будет входить как в государственный, так и во внешний долг.
Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны. Нарастание бюджетного дефицита приводит к росту государственного долга. Но абсолютная величина бюджетного дефицита, а следовательно, государственного долга малопоказательна для экономического анализа. Надо знать, какие процессы обслуживает бюджетный дефицит, какие изменения в воспроизводственном цикле он отражает. Кроме того, очень важно измерять изменения государственного долга по отношению к изменениям ВНП.