Выбор и совершенствование организационных структур менеджмента

5.4.1 Выбор структуры

Перечень рассмотренных структур не исчерпывает число конкрет­ных разновидностей этих структур. Возникает вопрос: почему существует много видов структур? Этот вопрос можно поставить и в другой форме: какие факторы влияют на выбор фирмой (корпорацией) той или иной структуры? Почему в одних фирмах жесткая функцио­нальная организационная структура, а другие, например, строят свою систему управления с опорой на адаптивные (матричная, проектная или венчурная) структуры?

В теории западного менеджмента можно выделить три группы таких факторов. Они представлены в табл.1

Таблица 1 – Факторы, влияющие на выбор организационной структуры

1 Внутренние II Общие (внешние) III Специальные
Сложность Стратегия организации Эффект власти и контроля
Формализация Размер организации Компьютеризация информационных процессов
Централизация Технологии (продукт)  
Нормы управляемости (сфера контроля) Внешняя среда  

Первая группа включает следующие характеристики менеджмента в фирме: сложность, формализацию, цент­рализацию, нормы управляемости (сфера контроля). Вто­рую группу факторов, влияющих на структуру, а соответ­ственно, и на ее выбор, мы условно называем общими факторами. По отношению к первым они являются в определенной степени внешними, или исходными. Именно они определяют изначальный выбор структуры. Это — стратегия фирмы, вид продукта или вид технологии, внешняя среда, размер организации.

В третьей колонке отдельно вынесены характеристики «власть и контроль» и «компьютеризация информаци­онных процессов».

Группа внутренних факторов. Три элемента из этой группы были рассмотрены выше. Эти факторы определяют характер организационной структуры фирмы (корпорации): относится ли она к механистическим, жестким структурам или к органическим, адаптивным. К этим же показателям примыкает и характеристика «норма управляемости» или «сфера контроля».

Под нормой управляемости (сферой контроля) пони­мается то число подчиненных, которыми может эффек­тивно управлять один руководитель. Традиционно счита­ется, что один руководитель может управлять 5—7 чело­веками. Однако проблема нормы управляемости не столь проста.

Концепция сферы контроля важна для классических теорий менеджмента, связанных с классическими функ­циональными структурами. От того, какое число служа­щих находится в подчинении, зависит построение струк­туры — количество уровней. Чем меньше норма контроля, тем больше должно быть уровней в этой структуре. Можно предположить, что низкая норма контроля способствует более эффективной работе служа­щих в такой структуре. Но она требует большего числа руководителей и оказывается более дорогостоящей. В современный период развития менеджмента все больше организаций (фирм, корпораций) увеличивают нормы управляемости: 10—12 человек подчиняются одному руководителю. Это связано с упрощениями линейной структуры или с переходом на новые, адаптивные струк­туры.

Важное значение имеют и мотивационные аспекты, то есть то, как чувствуют и ведут себя руководитель и его подчиненные в структурах с большой и низкой нормами контроля. Специальные исследования в практике запад­ного менеджмента выявили следующие зависимости:

- удовлетворенность менеджера-руководителя своим трудом обычно возрастает с увеличением числа подчиненных ему служащих;

- поведение служащих неоднозначно. Оно зависит в значительной степени от характера человека. Активные люди, любящие самостоятельность, предпочитают рабо­тать там, где руководители не опекают их, т. е. где широ­кая сфера контроля. Есть большая категория людей, которым удобнее работать в структурах с жестким, непосредственным контролем со стороны руководителя. Они чувствуют себя более комфортно под опекой;

- норма контроля находится в прямом соотношении с образовательным и интеллектуальным потенциалом сотрудников. Чем он выше, тем меньше требуется кон­троль.

На выбор той или иной нормы управляемости влияют также сложность или однотипность решаемых задач, сте­пень значимости этих задач, физическое состояние чело­века, стиль менеджмента в организации и пр.

Факторы второй группы, представленные в табл. 2, являются исходными в выборе и формировании организационной структуры фирмы.

Таблица 2 – Технология и структура

  Единичное (штучное) производство Массовое производство Непрерывное производство
Характеристики структуры Низкая вертикальная дифференциация Низкая горизонтальная дифференциация Умеренная вертикальная дифференциация Высокая степень формализации Большая вертикальная дифференциация Низкая степень формализации
Наиболее эффективная структура Органическая Механическая Органическая

Исследования показали, что в современном менеджменте главным в построении структуры является то, какой из трех видов стратегии избирает фирма: стратегию инноваций, стратегию на уменьшение затрат или стратегию, включающую основ­ные черты первых двух.

Влияние размера организации на ее структуру тесно связано с рассмотренными выше характеристиками структуры: сложностью, формализацией и децентрализа­цией. Естественно предположить, что корпорация из не­скольких сот тысяч служащих имеет сложную структуру, большое число уровней или дивизиональных подразделе­ний. Это механистическийтип структуры. Упро­щение структуры может быть достигнуто путем интегри­рования органических структур.

Между размером организации и централизацией су­ществует обратная зависимость. Если фирма небольшая, управление в ней обычно централизовано. Если фирма большая, высшее руководство не в состоянии обеспечить контроль за всем и вынуждено делегировать часть полно­мочий на нижние уровни.

Влияние технологии производства на организационную структуру фирмы (корпорации) является первостепенным фактором. Связь технологии (продукта) со структурой фирмы и ее характеристики хорошо прослеживаются в таблице 5.2, составленной английским ученым Джоаном Вудвардом.

Четвертый фактор - влияние окружающей среды на структуру фирмы.Окружающей средой может быть все, что оказывает воздействие на деятельность организации, но не подвер­жено ее контролю. Вторая часть определения очень важ­на, так как организации вынуждены осуществлять внут­ренние изменения, чтобы приспособиться к внешним фак­торам. Этих факторов много: потребители, снабженческие организации, конкуренты, государственные и правовые службы, государственные и общественные организации.

Воздействие внешней среды на фирму изменчиво. Не­которые организации работают в сравнительно статич­ных условиях, когда внешняя среда почти не меняется: не появляются новые конкуренты, новые технологии, нет особого воздействия со стороны государственных и обще­ственных организаций. Естественно, что в таких условиях у фирмы не возникает необходимости в пересмотре своих структур.

Однако такие идеальные условия являются редким исключением. Более распространенной является ситуа­ция, когда фирмы действуют в условиях реактивно-опе­ративных изменений внешней среды. Фирмы (корпора­ции), чтобы выжить в таких условиях, вынуждены уде­лять большое внимание развитию адаптивных внутрен­них структур. И чем менее предсказуема, более дина­мична и более сложна окружающая среда, тем больше механистические структуры заменяются на органические или органические структуры частично включаются в ме­ханистические.

Фактор «власть — контроль» имеет особую специфи­ку. Некоторые исследователи западного менеджмента утверждают, что в значительной мере выбор организаци­онной структуры фирмы или корпорации зависит от этого фактора. Выбор той или иной организационной структуры в таком случае является результатом внутри­фирменной борьбы за власть (контроль), когда мене­джеры больше заботятся об интересах своих отделов, чем фирмы.

Еще в большей степени фактор власти проявляется в высших эшелонах руководства. Как правило, они доста­точно консервативны и с трудом, даже при необходимо­сти, решаются на преобразование существующей струк­туры управления. Нужны сильные потрясения извне либо появление лидеров-борцов за новое, чтобы высшее руко­водство решилось на значительные структурные преобра­зования. Для них «идеальной» является структура, в которой эту власть легче поддерживать, то есть организация, работа в которой регламентируется большим числом правил и строго контролируется.

Воздействие фактора «власть — контроль» настоль­ко велико, по оценке некоторых ученых, что оно являет­ся причиной того, что и в современный период боль­шое количество фирм и корпораций имеют механистиче­ские организационные структуры.

Важное значение при выборе организационных струк­тур имеет фактор компьютеризации информационных процессов.

Теория и практика современного западного бизнеса показывают, что широкое использование компьютерной техники является неотъемлемой частью адаптивных структур. Компьютеризация в управлении способствует развитию горизонтальных связей между менеджерами и подразделениями благодаря возможности прямого до­ступа к необходимой информации. Менеджеры с помо­щью личных компьютеров (терминалов) быстро связыва­ются друг с другом для решения специальных вопросов. Компьютеризация информации — это способ связей меж­ду всеми подразделениями адаптивной структуры: про­дуктовыми, венчурными, инновационными, отделами спе­циалистов и т. д.

Компьютер и компьютерный сбор информации также помогают и высшему звену менеджерского корпуса лучше ориентироваться в том, что происходит на низовых уров­нях, быстрее, в случае необходимости, вносить коррективы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: