Третья модель

В этой модели предприятие представляется в виде сложной иерар­хической системы, тесно взаимодействующей с окружением. Ее осно­ву составляет общая теория систем (основополагающий вклад за ру­бежом был сделан А. Чандлером, П. Лоуренсом, Дж. Лоршем; в на­шей стране эти проблемы исследовались И.В. Блаубергом, Э.Г. Юди­ным, В.В.Дружининым, В.Н. Садовским, В.Г. Афанасьевым и многи­ми другими учеными, разрабатывавшими их по самым различным на­правлениям). Ее главная идея заключается в признании взаимосвязей и взаимозависимостей элементов, подсистем и всей системы в целом с внешней средой. В соответствии с этими теоретическими положе­ниями организация рассматривается в единстве ее составных частей, которые неразрывно связаны с внешним миром (табл. 1.).

Организация как открытая система

Черты и свойства Характеристика, обоснование
Компоненты Система состоит из некоторого количества частей, называемых элементами
Связи Компоненты системы связаны между собою
Структура Форма связи организационно закреплена в структуре
взаимодействие Компоненты воздействуют друг на друга своим нахождением в системе и выходом из нее, что есть результат взаимного влияния и взаимодей­ствия с окружающей средой
Процесс Изменения, происходящие в результате взаимо­действий, называются процессами
Холизм и эмерджентные свойства Система — целостность (Holism — англ. <hotos — Греч, целое), проявляющая свойства, возника­ющее только в результате взаимодействия ее компонентов
Идентификация Свойства системы, на основании которых ее можно идентифицировать и отличить от других явлений, не входящих в систему
Окружение Представлено явлениями, образованиями, которые, не являясь частью системы, существен­но влияют на нее. Это окружающая среда системы
Концептуализм Система — это концепция, особая форма которой отражает цели и ценности индивидуума или группы, разработавших эту концепцию

Ключевые факторы ее успеха находятся в двух сферах: во внеш­ней (из которой она получает все виды ресурсов, включая информа­цию, т. е. знание) и во внутренней (сильные и слабые стороны кото­рой создают те или иные предпосылки для преобразования ресурсов в продукцию и услуги).

Внешняя среда характеризуется как совокупность переменных, которые находятся за пределами предприятия и не являются сферой непосредственного воздействия со стороны его.менеджмента. Это, прежде всего, все те организации, а также люди, которые связаны с данным предприятием в силу выполняемых им целей и задач: постав­щики, потребители, акционеры, кредиторы, конкуренты, професси­ональные союзы, торговые организации, общества потребителей, правительственные органы и др. Кроме того, существует как бы вто­рой ряд переменных внешней среды — социальные факторы и усло­вия, которые, не оказывая прямого воздействия на оперативную де­ятельность организации, предопределяют стратегически важные ре­шения, принимаемые ее менеджментом. Важнейшая роль здесь при­надлежит экономическим, политическим, правовым, социально-культурным, технологическим, экологическим, физико-географическим факторам и переменным (рис. 1.). Значение факторов внешней сре­ды резко повышается с связи с возрастанием сложности всей систе­мы общественных отношений (социальных, экономических, полити­ческих и пр.), составляющих среду менеджмента. Именно внешнее окружение диктует стратегию организаций

Рис.1. Факторы и переменные внешней и внутренней среды организации

Внутренняя среда каждой организации формируется под воздей­ствием переменных, оказывающих непосредственное влияние на процесс преобразований (производства продукции, услуг). Это структу­ра предприятия, его культура и ресурсы.

Под структурой предприятия понимается состав и соотношение входящих в него подсистем, выделяемых по критериям производствен­ных и (или) управленческих процессов. В соответствии с этим разли­чают структуру производства и управления. В составе последней чаще всего имеются такие функциональные подсистемы, как маркетинг, управление нововведениями, производством, персоналом, финанса­ми. Их цели, задачи, функции, процессы и организация будут рассмотрены подробно в последующих лекциях.

Культура организации — это система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, традиций и норм поведения, оказывающая заметное влияние на поведение как отдельных индивидов, так и групп людей, работающих на предприятии, а следовательно, и на процес­сы и результаты совместной работы.

Ресурсы любаяорганизация получает из внешней среды в виде так называемых «входов», т. е. в ту продукцию или услуги, ради производ­ства которых создано предприятие (рис. 2). Помимо трудовых мате­риальных и денежных в них нередко большое место занимают так называемые «неосязаемые» ресурсы, которые могут быть представле­ны, например, в виде особых знаний или умений, общественной поддержки программ и политики предприятия.

ВНЕШНЯЯ СРЕДА

        Bf НУТРЕННЯЯ СРЕД/ \        
Человеческие и прочие ресурсы     Процесс преобразо­вания     Продукция, услуги, идеи
  Вход -> —► Выход  
   
           
i                
         

Рис. 2. Связь и взаимодействие внешней среды с процессом преобразования в организациях

Несмотря на то, что эти факторы действуют в границах организа­ций, они также не всегда находятся под прямым контролем менедж­мента, так как организации в своей деятельности зависят от энергии, информации и других ресурсов, поступающих извне.

В этой модели главным направлением деятельности менеджеров ста­новится стратегическое управление, так как поведение организации в условиях, когда все взаимосвязанные предприятия действуют по соб­ственному усмотрению, не может быть объектом точного прогнози­рования и планирования. Эта модель утверждает единство системной многоплановости и сложности внешней среды, тогда как прежние методики стремились к редукции сложностей. Эффективность органи­зации при этом оценивается как системная целесообразность, учи­тывающая ее способности к саморегулированию и самоорганизации, а также к достижению целей при изменении внешних условий и фак­торов. В центре внимания при оценке эффективности оказываются так называемые «входы*» в систему, т. е, ресурсы, получаемые из окружа­ющей среды. При этом не исключается ситуация, при которой под­держание непрерывного потока ресурсов в организации может при­водить к ухудшению степени достижения ее целей.

При оценке этой модели необходимо учитывать, что, несмотря на большое значение окружающей среды, она лишь определяет пра­вила игры. Внутренняя среда любой организации, которая формиру­ется под воздействием непрерывно принимаемых руководством уп­равленческих решений, реально определяет уровень системной эф­фективности.

Четвертая модель

Эта модель представляет предприятия как общественные организа­ции, в деятельности которых заинтересованы различные группы как внут­ри, так и вне их границ. Взаимосвязь предприятий заключается в том, что они для коллективного, основанного на разделении труда, про­изводства товаров и услуг используют ресурсы, предоставляемые по­ставщиками, интересы которых в свою очередь удовлетворяются про­дукцией предприятий. Таким образом, цели предприятий трактуются не столько в плане производства и сбыта каких-либо продуктов и получения прибыли, сколько с позиций удовлетворения различных запросов связанных с ними групп: потребителей, поставщиков, кон­курентов, инвесторов, общества в целом. Основу этой модели (она формируется с 80-х годов) составляет теоретическая концепция заин­тересованных групп, в соответствии с которой организации должны принимать во внимание разные интересы партнеров, круг которых может быть довольно широким. В качестве границы учета их интере­сов принимается превышение стоимости приобретаемых организацией услуг по сравнению с ее ресурсными затратами. Такой подход прак­тически означает принятие за основу стратегии ограниченной опти­мизации, при которой достижение какой-либо одной цели организа­ции лимитируется требованием выполнять и другие цели на прием­лемом уровне. Это приводит к необходимости соблюдения продлен­ного баланса между такими разными по значению целями, как, на­пример, объем продаж, прибыль, доходы, интересы персонала и местных органов власти, защита окружающей среды и т. д.

Общественное значение предприятия усиливает роль и воздействие на его работу социальных норм и ценностей, культурных и мораль­ных установок как внутри системы, так и в отношениях с внешней средой. В связи с этим главными функциями менеджмента становятся: достижение высокой производительности и эффективности путем ук-реп11ения духа сотрудничества и вовлеченности работников в дела орга­низации, а также постоянного балансирования интересов основных групп вовлеченных в дела организации лиц, необходимого для укрепления пози­ций предприятия в обществе.

Определение эффективности в этих условиях базируется на выборе ценностей и определении политической ориентации организации. Поэто­му наряду с использованием критериев социально-экономической эффективности работа организации оценивается и по таким направ­лениям, как политика увязки собственных интересов с интересами партнеров по бизнесу, а также соответствие социально-культурной политики нормам и ценностям коллектива и общества в целом.

Характерные черты рассмотренных моделей организаций представ­лены в табл. 2.

Анализ показывает, что в реальной действительности нет органи­заций, которые строили бы свою деятельность в полном соответствии с какой-либо одной моделью. Чаще всего в них наблюдается процесс эволюционного перехода от одних приоритетов к другим, например, от модели закрытого типа с ориентацией на оптимальное использо­вание ресурсов к модели, представляющей собой открытую систему, результаты деятельности которой определяются по системному эф­фекту. В таком случае организация будет оценивать эффективность по критериям, рекомендованным обеими моделями. В деятельности мно­гих организаций (особенно крупных) можно отметить наличие эле­ментов всех четырех базисных концепций, каждая из которых исполь­зуется там и в той мере, где и насколько это диктуется ситуационными условиями, учитывающими воздействие совокупности внешних и внутренних факторов.

Таблица 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: