Оценка динамики и состава прибыли
К финансовым результатам деятельности предприятия является прибыль и рентабельность.
Анализ прибыли от продаж Анализ прибыли от продаж
Исходные данные для анализа прибыли от продаж
Показатели | 2011 г. | 2012 г. | Изменение тыс.руб. | Темп роста, % |
Выручка от продаж за вычетом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей, тыс.руб. | Qp0 =150000 | Qp1 =180000 | ||
Полная себестоимость реализованной продукции, включая коммерческие и управленческие расходы, тыс.руб. | S0 =120000 | S1 =160000 | ||
Прибыль от продаж, тыс.руб. | Ппр0 =3000 | Ппр1 =2000 | ||
Выручка в сопоставимых ценах отчетного года | ||||
Индекс цен | Ip1 =1,07 | |||
Выручка от реализации продукции в ценах предыдущего года, тыс.руб. | Qp0(0) =150000 | Qp1(0) =168224 |
В первую очередь, найдем общее изменение прибыли от продаж, ∆ПРпр (7):
∆ПРпр = Ппр1 - Ппр0, тыс.руб. = 2000-3000 = -1000 руб.
Определим влияние на прибыль от продаж изменения цен ∆ПРпр (8):
∆ПРпр = Qp1 - Qp1(0) = 180000-168224 = 11776
|
|
Влияние на прибыль от продаж изменения физического объема реализованной продукции, ∆Пqпр (9):
∆Пqпр = Ппр0 * (Тp - 1)/100 = 30000*0,12 = 3645
Тр – темп роста физического объема в процентах
Tp = Qp1(0)/ Qp0 168224/150000*100 = 112%
Влияние на прибыль от продаж изменения себестоимости реализованной продукции, ∆ПSпр (11):
∆ПSпр = S0 * Тp - S1 = 120000*1,12 – 160000 = -25420,8
Баланс отклонений определим по формуле (12):
∆ПРпр = ∆ПРпр + ∆Пqпр + ∆ПSпр = -1000 + 11776+ 3645-25420,8 = 10000
В отчетном году относительно предыдущего прибыль от продаж снизилась на 10000 т.р. Причины снижения прибыли является рост себестоимости. За счет этого фактора прибыль от продаж снизилась на 25421 т.р. Рост цен увеличил прибыль от продаж на 11776 т.р. А рост объема реализации увеличил прибыль на 3645 т.р.
9.12
Практика
Исходные данные для анализа прибыли от продаж
Показатели | 2010 г. | 2011 г. |
Выручка от продаж за вычетом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей, тыс.руб. | Qp0 = 3500184 | Qp1 = 4751498 |
Полная себестоимость реализованной продукции, включая коммерческие и управленческие расходы, тыс.руб. | S0 = 3372296 | S1 = 4850699 |
Прибыль от продаж, тыс.руб. | Ппр0 = 127888 | Ппр1 = -99201 |
Индекс цен | Х | Ip0 =1,0825 |
Выручка от реализации продукции в ценах предыдущего года, тыс.руб. | Х | Qp1(0) = 4389374,596 |
На основании этих данных проведем оценку влияния на прибыль от продаж, формирующих ее факторов в следующем порядке за 2011 год.
В первую очередь, найдем общее изменение прибыли от продаж, ∆ПРпр:
∆ПРпр = Ппр1 - Ппр0, тыс.руб.
Общее изменение прибыли от продаж за 2011 год:
∆ПРпр1 = -227089
Определим влияние на прибыль от продаж изменения цен ∆ПРпр:
|
|
∆ПРпр = Qp1 - Qp1(0)
Влияние на прибыль от продаж изменения цен в 2011 г.:
∆ПРпр = 362123,4042
Рассчитаем влияние на прибыль от продаж изменения физического объема реализованной продукции, ∆Пqпр (9):
∆Пqпр = Ппр0 * (Кp - 1)
где Кp – коэффициент роста физического объема реализованной продукции. При определении коэффициента исключается влияние цен на реализованную продукцию, и данный показатель рассчитывается по формуле (10):
Кp = Qp1(0)/ Qp0
Коэффициент роста (10) в 2011 году:
Кp = 1,254
Тогда влияние на прибыль от продаж изменения объема (9) в 2011 году составит:
∆Пqпр = 32488,80828
Найдем влияние на прибыль от продаж изменения себестоимости реализованной продукции, ∆ПSпр (11):
∆ПSпр = S0 * Кp - S1 (11)
Влияние на прибыль от продаж изменения себестоимости в 2011 году:
∆ПSпр = -621701,2124
Баланс отклонений определим по формуле (12):
∆ПРпр = ∆ПРпр + ∆Пqпр + ∆ПSпр
В итоге баланс отклонений в 2011 году:
∆ПРпр = -227089
Таким образом, проводя факторный анализ за 2011 год, можно сказать, что относительно 2010 года особенно изменилось положение цен. За счет повышения стоимости рост прибыли от продаж вырос на 362123,4042 руб. Существенно уменьшила прибыль себестоимость: цены выросли не только на выпускаемый продукт, но и на номенклатурную закупочную единицу. Как видно из расчетов, объем вырос, но незначительно, что говорит о большей интенсивности производства за 2011 год. Таким образом, отрицательное сальдо получилось только за счет увеличения себестоимости.