Особенности влияния наночастиц на свойства

Лирика

Драма

Эпос

ЛИТЕРАТУРА

Смирнова Л.Г. Культура русской речи.- М., 2004.

Кузнецов И.Н. Риторика, или ораторское искусство. – М., 2004.

Ипполитова Н.А. Русский язык и культура речи. Курс лекций. –М., 2007

В эпическом роде литературы над другими средствами изобра­зительности преобладает повествование— изложение событий, происходивших когда-то.

Особенности повествования как средства изобразительности:

- отражает динамику жизни;

- идет обычно в прошедшем грамматическом времени;

- соблюдается дистанция — время действия отделено некоторым промежутком от времени повествования, рассказчик говорит о событиях, являющихся для него прошедшим, как бы вспоми­нает о случившемся.

На раннем этапе развития литературы повествование заключа­лось, в основном, в последовательном изложении поступков героев. Не было детализации интерьера, портрета, характеров персонажей и т. д. В контекст вводились те действия, которые важны для развития сюжета.

С развитием словесного искусства повествование все больше тяготело к подробностям и деталям, уходя от расплывчатых обобщений.

Основные составляющие эпического произведения:

1) описания — статическое изображение художественного мира (пейзажи, интерьеры, портреты и т. п.); Описания зародились еще на ранних этапах развития литературы. В дальнейшем служили средством не только детализации, но и придания социально-исторического колорита жизни.

В эпосе подобно живописи и графике - они передают не движение, а детали.

Обычно носят вспомогательный характер, но иногда им придается оттенок психологизма ситуации.

Описание может быть поэтическим или критическим.

К описаниям принадлежат:

портреты:

- идеализирующие — преувеличивают положительные или отрицательные качества персонажа, характерны для ранних этапов творчества;

- психологические — главным предметом изображения являются не внешние черты человека, а его переживания, помыслы и чувства;

- мимические — рисуют облик персонажа с помощью обозначения его мимики;

пейзажи — описания природы, страны, местности, города. Иг­рают вспомогательную роль в изобразительных средствах. По­нятие уходит корнями в античную литературу, когда природа олицетворялась. В последующие эпохи пейзаж получил значе­ние фона для сюжета. В некоторых произведениях служит па­раллелью для передачи чувств человека (князь Андрей и дуб в "Войне и мире");

- изображение повторяющихся событий - тоже описание.

2) авторские рассуждения — мысли автора на отвлеченные или смежные темы;

3) высказывания персонажей — диалоги, разговоры нескольких лиц, внутренние и внешние монологи.

В эпическом роде литературы имеет большое значение композиция изобразительных средств — соотношение элементов предметной изобразительности между собой. Этот вид композиции служит для большей детализации повествования. Важно чтобы между компонентами при чтении прослеживалась связи, тогда замысел писателя становится понятным.

Основа повествования в эпическом произведении — это ха­рактеристики персонажей: их поступки, их речь, жестикуля­ция, мимика, высказывания других персонажей.

Авторская психологическая характеристика - поясняющие вы­сказывания рассказчика о высказываниях и поступках персо­нажей.

Внутренние (несостоявшиеся, предположительные) монологи произносятся персонажами про себя или в одиночестве. Внут­ренний монолог — это размышление, поиск выхода из сло­жившейся ситуации. Это средство предметной изобразительно­сти очень условно. Писатель пытается передать, как мыслил бы человек, если бы мысли, чувства и переживания облекались в слова. И читатель принимает эту условность.

Несобственно-прямая речь — это слияние авторской психологи­ческой характеристики и внутреннего монолога персонажа. Не­собственно-прямая речь обладает признаками речи персонажа: те же грамматические конструкции, та же лексика и т. д., — но ведется от лица повествователя. Рассказчик как бы приспосаб­ливается к речи персонажа, сливается с его образом. В эпосе могут изображаться достаточно большие промежутки времени, могут рисоваться панорамы. Этим эпос схож с кино. Создание широкомасштабных картин и глубоких образов про­исходит за счет чередования сценических эпизодов и несценических картин.

Сценический эпизод — событие, происходящее в строгих грани­цах пространства и времени;

Несценическая картина — описательный эпизод, где повествует­ся о действиях героев и о событиях, происходящих с ними; реплики персонажей играют здесь незначительную роль. Наличие большого количества сценических эпизодов придает эпосу драматизацию.

В эпических произведениях повествование подключает к себе и как бы обволакивает высказывания действующих лиц — их диалоги и монологи, в том числе внутренние, с ними активно взаимодействуя, их, поясняя, дополняя и корректируя.

Драматические произведения, как и эпические, воссоздают событийные ряды, поступки людей и их взаи­моотношения.

Особенности драматических произведений:

- основной текст — это цепь высказываний персонажей, их реплик и монологов.

- повествовательно-описательные фрагменты отсутствуют, что ограничивает изобразительно-выразительные возможности;

- ограничены объемом времени и текста, который можно воспроизвести за это время;

- условны, однако при чтении или просмотре драматическо­го произведения создается иллюзия реальности, читатель чувст­вует, что все переживания происходят именно сейчас перед его глазами;

- отсутствует повествователь, среднее звено между событиями и читателем, связь идет напрямую;

- действующее лицо обычно обладает небольшим, но ярко выраженным набором присущих черт, поскольку очень сложно изобразить сомнения, неясные мысли, терзающие персонаж и подобные категории чувств, большей частью переживания — сильные, категоричные, всецело владеющие персонажем;

- может присутствовать вспомогательное действующее лицо, говорящее о событиях, которые не показываются на сцене.

- собственно авторская речь здесь вспомогательна и эпизодична. Таковы списки действующих лиц, иногда сопровождаемые краткими характеристиками обозначение времени и места действия; описания сценической обстановки в начале актов и эпизодов, а также комментарии к отдельным репликам героев и указания на их движения, жесты, мимику, интонации (ремарки). Все это составляет побочный текст драматиче­ского произведения.

Ввиду условности драматургического повествования сценическую речь отличает следующее:

- она театрализована, обладает некоторой наигранностью и па­тетикой чувств;

- немного неестественна, реплики героев не тождественны тем, которые они произнесли бы в реальной жизни;

- обладает большей экспрессивностью: чувства выражаются с максимальной полнотой и ясностью;

- возможны реплики в сторону — персонаж говорит вслух, но зритель, принимая условность, знает: эту реплику другие персонажи как бы не слышат.

В драме очень высока концентрация действий — она собирает множество происшествий в одной точке.

Если в эпическом роде может наблюдаться некоторое равновесие, то драма — это обязательно противоречие, столкновение, конфликт, имеющий следующие разновидности:

• он может происходить между отдельными людьми; социальными группами; моральными принципами;

• разными психологическими типами;

• внутри любовного треугольника;

• может быть связан с жизнью, судьбой, переживанием отдельного человека;

• может быть внешним — столкновение разных психологических типов - и внутренним - страдание одного человека.

Для действия в драме характерны активность, непрерывность, целеустремленность, уплотненность.

Оно развертывается в настоящее время, происходит непосред­ственно на глазах зрителя.

Драма может состоятьиз следующих частей: акт; сценический эпизод; явление.

Акт несет в себе некоторую завершенность: в одном акте конфликт развивается до определенной точки и на этом этапе достигает апогея.

Сценический эпизод (картина, сцена) происходит на определенной отрезке времени, не разделенном перерывом. Существуют малые драматические жанры, состоящие из одного сценического эпизода, но чаще пьеса состоит из нескольких эпизодов.

На протяжении явления количество действующих лиц остается неизменным. В драматургии последних веков деление на явле­ния обычно отсутствует.

В лирическом родеавтор сосредоточен на изображении собственного внутреннего мира, состояния, настроения, мыслей, чувств.

Центр повествования приходится на частную жизнь человека, а не на общественную. Автор не описывает события, он взвол­нован своим внутренним состоянием и сосредоточен на нем. Каждое переживание в лирике — область субъективного.

Основной предмет изображения лирического рода литературы— размышления и описания чувств лирического героя, его внут­ренний мир и характер. Высказывания не содержат параллель­ного изображения событий.

Особенности лирического произведения:

• оно несет в себе эмоциональную оценку;

• в нем не может существовать той дистанции, которая придает эпическим произведениям иллюзию беспристрастного повествования.

Лирическое переживание должно быть художественно обобщен­ным, в некоторой степени типизированным, чтобы у читателя могли рождаться правильные ассоциации, важные для пони­мания смысла.

Лирика обладает социально-исторической основой, в ней можно проследить национальные традиции речи.

Разновидности лирики в зависимости от темы:

ролевая;

автопсихологическая.

В ролевой лирике переживания лирического героя в значительной степени не совпадают с авторскими переживаниями.

Например, строка Маяковского: "Я люблю смотреть, как умирают дети...". Понятно, что поэт пишет не от своего имени, а от имени лирического героя. Автор сильно отличается от своего героя, может быть, даже противопоставляет себя ему.

В автопсихологической лирике миропонимание автора близко образу лирического героя. Но не следует забывать, что поэт ни в коем случае не может быть тождествен своему герою. Автор может испытывать совсем иные чувства, нежели его герой, писать о том, чего и не было на са­мом деле. Лирика — это способ самовыражения, а не личный дневник.

Разновидности лирики в зависимости от проблематики.

лирика чувства — поэзия, авторы которой обнажают внутренний мир своего лирического героя. Художественное восприятие происходит за счет сопереживания чувствам героя;

лирика мысли — акцентирует свое внимание не на отдельной личности, а на глобальных проблемах: философских, гражданских, социальных, политических и пр. Речь может идти и о современной реальности, и о духовных проблемах.

Формы лирического повествования:

описательное;

повествовательное.

Описательное повествование воссоздает предметный мир, порт­реты людей, пейзажные зарисовки. Медитация является здесь второстепенным средством изображения.

Повествовательное — рассказ о произошедшем ведется как бы со стороны и беспристрастно, поэт констатирует факты, но де­лать выводы предоставляет самому читателю. Сохраняется не­которая дистанция между лирическим героем и читателем.

Речь ~ организующее начало лирических произведений.

В лирической речи важны подбор слов, их расположение, по­строение фраз и т. д.

Лирические произведения иногда приобретают большую об­разность, поэтому нужно обладать особым художественным восприятием лирики. Разные люди могут по-разному тракто­вать одно и то же стихотворение.

В лирике может использоваться любая лексика:

- иногда возвышенная и обыденная лексика сталкиваются, это рождает яркие образы;

- неологизмы и архаизмы могут сочетаться с просторечными выражениями.

Лирика последних веков немногословна и облекает мысли в точные лаконичные формы. Тематика лирических произведений: гражданская', философская', любовная', пейзажная. Но большей частью они многотемны.

4. Понятие о жанре

Слово "жанр" французского происхождения, в переводе означает "род, вид".

Литературные жанры — это сложившиеся в процессе развития художественной словес­ности виды произведений. Литературные жанры — это группы произведений, выделяемые в рамках родов литературы. Жанр — относительно устойчивая композиционно-стилевая структура текста. Жанр — совокупность наиболее общих признаков, присущих достаточно большой группе произведений.

Каждый из них обладает определенным комплексом устойчивых свойств. Многие литературные жанры имеют истоки и корни в фольклоре. Жанр указывает на происхождение литературного произведения.

Сравнивая произведения с человеком, а жизнь человека — с жизнью литературного произведения, можно считать, что: название - имя; авторство - отчество; жанр - фамилия.
Основные признаки жанра.

принадлежность произведения к какому-то литературному ро­ду;

организация речи произведения — речь может быть прозаической или стихотворной;

объем и структура произведения — признаки, часто указываю­щие на принадлежность произведения к определенному жанру, но не являющиеся жанрообразующими. Так, рассказы могут быть разными по объему, по тематике, строиться с помощью разных приемов и использовать разные композиции сюжета (линейное повествование, рассказ в форме дневника), но от этого они не теряют жанра "рассказ";

преобладающая эстетическая тональность произведения — при­знак, связанный с пафосом, с доминирующими чувствами, вы­ражающимися в произведении;

конфликт — обычно разным жанрам присущи определенные виды конфликтов (н-р,трагический (неразрешимый) — часто лежит в основе траге­дий, иногда романов, повестей и др.);

способ повествования, описания, воспроизведения событий и явлений, системы образов, героев;

отношение автора к изображаемому;

способы и приемы изображения, изобразительно-выразительные средства;

стилевая манера.

Жанровое обозначение произведения обращено к памяти читателя и предполагает знание определенной литературной традиции.

Когда мы читаем название произведения и его жанр, то на­страиваемся на определенную волну ожидания — в сознании рождается модель литературного произведения.

Жанровые признаки объединяют данное произведение с други­ми произведениями.

Для содержательной характеристики жанра важна проблематика произведения:

национально-историческая — в основном это былины, героиче­ский эпос, в центре действия которых богатыри или князья - преобладала на раннем этапе развития литературы;

нравоописательная, социальная — рассматривает социально-бытовой уклад жизни общества и проблемы, связанные с жиз­нью человека какого-либо слоя в этом обществе. Сложилась в эпоху классовых государственных образований;

романтическая проблематика — внимание рассказчика сосредо­точено на отдельных личностях, на их судьбах, на развитии их чувств. В основном в форме романа или новеллы.

Различают жанры: эпические; лирические; драматические.

Жанры подразделяются также:

на старые — возникшие в эпоху античности — басня, трагедия, героический эпос;

новые — новелла, очерк, рассказ.

Классификация по объему произведений: малые; средние; крупные, большие.

Жанры с трудом поддаются систематизации и классификации (в отличие от родов литературы).

Таким образом, произведения по общим особенностям своей проблематики и главным жанровым признакам могут быть отнесены в основном к одной из трех больших жанровых групп (хотя бывают произведения переходного характера, а так­же соединяющие в себе различные типы проблематики) - эпические, драматические, лирические жанры и, как пример родового гибрида, лиро-эпические жанр.

Эпические жанры

Жанры эпического рода различаются по объемам произведений, причем ограничений в объеме текста эпические произведения не имеют. Объем связан лишь с охватом изображения событий и с количеством персонажей и сюжетных линий — от эпопеи и романа до короткого рассказа.

Рассказ — малая форма эпической прозы. Требует от автора ла­конизма повествования. В рассказе обычно говорится об от­дельном событии, одном эпизоде жизни человека.

Новелла — имеет все признаки рассказа, но отличается боль­шей напряженностью сюжета и неожиданной развязкой.

Очерк — описательно-повествовательный рассказ, имею­щий обычно нравоописательную проблематику. Сюжет в очерке играет меньшую роль, чем диалог, описание обста­новки, авторское отступление и пр. Об очерке как жанре в литературоведении ведутся споры. Многие исследователи считают документальность его обязательным признаком. Однако опыт русской литературы XIX в. (очерки Тургенева, Салтыкова-Щедрина и др.) показывает, что очерк может и не опираться на происшествия реальной жизни, что доку­ментальность в нем не обязательна. Жанровая специфика очерка более четко обнаруживается в его композиции, по преимуществу описательной и гораздо более свободной, чем в новелле и романической повести.

Повесть — прозаический жанр среднего объема. Сюжет сосредо­точен вокруг главного героя. Личность и судьба его раскрыва­ются в пределах нескольких событий и эпизодов. К специфическим особенностям повести часто относятся преобладание хроникального начала в сюжете, а также ощутимость голоса повествователя. Эти особенности ярко проявились в таких романических по­вестях, как «Дубровский» Пушкина, «Казаки» Л. Толстого, «Детство»; «В людях», «Мои университеты» Горького.

Роман — развернутое во времени и пространстве произведение. В средние века так называлось всякое произведение на роман­ском языке. В центре - эпическое повествование о судьбе одного или не­скольких персонажей, которые даются в развитии и в связи с другими героями.

Может включать в себя картину общественных нравов, исто­рию человеческой жизни, обрисовку социальных условий на протяжении длительного времени. Разновидности романа: рыцарский; городской; семейно-бытовой; любовный; детективный; исторический; приключенческий; научно-фантастический.

Эпопея — обширное повествование в прозе или стихах о национально-исторических, общенародных событиях. Отличается масштабностью, панорамностью изображаемой жизни, пересе­чением сюжетных линий многих основных героев. Первоначально эпопея имела устную стихотворную форму, передавалась поэтами-сказителями и являлась повествованием огероическом периоде истории.

Эпическая поэма имеет эпический размах, развернутость сюже­та и образов. Ей свойственны широта охвата действительности, масштабность проблем. Способна откликнуться на самые акту­альные вопросы современности. Повествовательный план со­единен с глубоким лиризмом. Обычно создается в стихах, но есть и прозаические эпические поэмы.

Драматические жанры

Драматические произведения с характерной для них краткостью времени исполнения на сцене и вытекающими отсюда единством и концентрированностью конфликта создают благоприятную почву для выражения определен­ных разновидностей пафоса в действиях и переживаниях персонажей. Поэтому деление драмы на жанры связано с пафосом пьесы: трагическим в трагедии, юмористиче­ским, сатирическим в комедии, драматическим в жанре драмы. Однако па­фос является не исходной, но как бы производной сто­роной идейного содержания произведения, так как он вы­текает из сущности порождающего его конфликта. Поэтому начинать анализ драматических жанров следует с вопроса о различной природе конфликта в трагедии, драме, комедии.

Драма— жанр, отличающийся широтой изображения.

До XVIII века драмы как жанра не существовало. Ее определе­ние появилось у Дидро и Лессинга. По их мнению, драма — это синтез трагедии и комедии, потому что в драме присутствует высокий, серьезный конфликт, но герои ее — обыкновенные люди. Главное отличие от трагедии заключается в конфликте. В дра­ме показаны внутренние переживания героев, редко приводя­щие к смерти, но все равно очень глубокие. Драма относится сочувственно к своему герою.

Конфликты в драме, так же как и в трагедии, могут быть и национально-историческими («Враги» Горького, «Любовь Яровая» Тренева), и социаль­но-бытовыми, романическими «Маскарад» Лермонтова, «Васса Железнова» Горького, «Волк» Леонова). Драмы с социально-бытовыми конфликтами заключают в себе, подобно романам, развитие характера героя в его столкновении со средой.

" Пример: драма Чехова "Вишневый сад" - конфликт возникает ".не из-за продажи имения, а на основе взаимоотношений его.«обитателей, их переживаний.

Внешние события — это лишь отражение внутренней борьбы героев.

По жанровой проблематике драма может быть: национально-исторической', социально-бытовой; романтической.

Комедия — это жанр, в основе которого лежит юмористический или сатирический пафос.

Появился в эпоху античности. Писался низким языком. Главное в комедии — действие, смешные положения персонажей. Конфликты комедий рождаются из противоречий изображаемых характеров, причем сами характеры в продолжение действия пьесы не меняются. Миру нелепых комических персонажей может противостоять положительный герой, но бывает и так, что все действующие лица отрицательны. Изображение внутренней несостоятельности, неле­пости, неполноценности комических характеров, их сати­рическое или юмористическое отрицание — такова ос­новная идейная направленность комедии.

По жанровой проблематике комедия относится к нравоописа­тельным произведениям.

Комедиям присущи гиперболы и гротеск, так как авторы стремятся наиболее ярко передать нелепость ситуаций. Например, в "Ревизоре" Гоголя. К. Гольдони «Слуга двух господ».

Часто комизм характеров сочетается еще с комизмом поло­жений.

Используются приемы умолчания и узнавания.

Важнейшее средство создания образов - это речь действующих лиц.

Комедия уходит корнями в синкретическое творчество Древ­ней Греции. Известнейшим античным драматургом был Ари­стофан ("Лягушки", "Облака"), высмеивавший общественные пороки. В Риме его преемниками стали Плавт и Теренций, ко­торые обращали свое внимание на семейные отношения. Комедия считалась низким жанром, поэтому писали ее низким языком и не стеснялись в выборе сюжетов

Трагедия — высший род театрального искусства. В основе со­держания древнегреческой трагедии были общенародные интересы.

Для современной трагедии характерны высокий накал страстей, борьба за торжество идеалов, гибель главного героя.

В трагедии конфликт между личными стремлениями и сверхличными «законами» жизни происходит в сознании главного героя (героев) и весь сюжет пьесы создается для развития и разрешения этого конфликта. Герой трагедии находится, таким образом, в состоянии конфликта не только с другими персонажами — он борется прежде всего с самим собой, испытывая глу­бокие страдания. Трагедия заканчивается обычно гибелью героя, хотя, как писал Белинский, «сущность трагического не в кровавой развязке». Его сущность в самом конфликте. Бывают же трагедии, где главные герои не гибнут («Пир во время чумы» Пушкина, «Царь Федор Иоаннович» А.К.Толстого).

По своей жанровой проблематике трагедия может быть различной.

Лирические жанры

Своеобразие лирики в том, что в ней выдвигаются на первый план внутренний мир лирического героя, его переживания.

Как в эпосе и драме, в лирике могут быть прослежены различия в жанровой проблематике — нацио­нально-исторической, нравоописательной, романической, которые проявляются здесь через типизацию самого пе­реживания лирического героя.

Эмоциональной выразительности лирики соответ­ствует стихотворная речь, свойственная боль­шинству ее родовых форм (лирика в прозе — явле­ние очень редкое). Обычно лирическое произведение — это стихотворение, и его ритмико-строфическая компози­ция является важнейшим средством раскрытия содержа­ния.

Жанры литературной лирики формировались на осно­ве народной лирической песни, в ее различных разновид­ностях.

Ода — стихотворение, выражающее восторженные чувства, которые возбуждает в поэте какой-то значитель­ный предмет (личность великого человека, историческое событие и пр.). В оде поэт приобщается прежде всего к чувствам коллективным — патриотическим, граждан­ским. Оде свойственны высокий стиль речи, славянизмы, восклица­ния, риторические вопросы, мифологические образы и т. д. Жанровая проблематика в оде может быть нацио­нально-исторической или нравоописательной. Ломоносов, Державин.

Сатира как жанр лирики — стихотворение, выражаю­щее негодование, возмущение поэта отрицательными сторонами жизни общества. Сатира нравоописательна по жанровой проблематике; поэт в ней как бы рупор пере­довой части общества, озабоченной отрицательным его состоянием.

Элегия — стихотворение, исполненное грусти, не­удовлетворенности жизнью. Грусть может быть вызвана какой-то причиной. Но возможна элегия, в которой воссоздаваемое пережива­ние не имеет конкретной мотивировки.

Элегия может быть различной по своей жанровой проблематике, например нравоописательной — выражать скорбь о гражданском состоянии общества («Дума» Лер­монтова, «Несжатая полоса», «Элегия» Некрасова). Но чаще элегическая грусть связана с личной судьбой поэта, типичные мотивы романических элегий — одиночество, страдания любви, воспоминание о прошлом («Ненастный день потух...» Пушкина, «Признание» Е. Баратынского, «Вечерний звон» Дж. Мура в переводе И. Козлова). Иногда разочарование поэта в жизни принимает фило­софский характер, в элегии возникают мотивы быстро­течности жизни, неизбежности смерти и др. («На смерть князя Мещерского» Державина, «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» Пушкина).

Стансы — разновидность элегии, небольшое лирическое стихотворение в нескольких строфах размышляющего характера.

Гимн - вначале торжественная речь в честь богов и героев. В XIX—XX вв. появились светские модификации гимна, где в поэтической форме выражена идеология государства.

Эпиграмма, эпитафия, мадригал — малые формы ли­рики. В истории литературы известны широкое (древне-греческое) и узкое (позднейшее) значения эпиграммы. Древнегреческая эпиграмма (дословно «надпись») ведет свое начало от надписей на предметах культа (алтарях, треножниках). Видом эпиграммы была эпитафия — надпись на надгробии. Содержание, эмоциональный тон древнегреческих эпиграмм были разнообразными. Эпи­грамма могла заключать в себе описание какого-нибудь предмета или лица, поучение, насмешку, восхищение.

Второе, узкое значение эпиграммы, закрепившееся за ней с I в до н. э. — короткое юмористическое или сатирическое стихотворение, чаще всего высмеивающее определенное лицо. Острота в такой эпиграмме — ре­зультат тщательной словесной отделки (широко исполь­зуются ирония, каламбур, перифраз, реминисценция, сравнение и т. д.); эпиграмма должна неожиданно пора­зить своей меткостью. Блестящими эпи­грамматистами были А. Пушкин, М. Лермонтов, Д. Ми­наев. В советской поэзии мастера этого жанра — С. Мар­шак (замечательны его как переводные, так и ориги­нальные антологические эпиграммы), А. Архангельский и др.

Антиподом эпиграммы (в узком значении слова) яв­ляется мадригал — короткое полушутливое стихотворе­ние - комплимент, чаще любовно-лирического содержания (обычно обращенное к даме). Мадригал был популярен в русской «альбом­ной» поэзии конца XVIII — начала XIX в.

Послание — стихотворная форма в виде письма или обращения к одному лицу или группе лиц дружеского, любовного или сатирического характера.

Сонет — стихотворение из 14 строк (два четверостишия и два трехстишия). Каждая строфа - ступень в развитии единой диалектической мысли.

Романс — рассчитан на музыкальное переложение. Жанровые признаки — напевная интонация, синтаксическая простота, за­конченность предложения в пределах одной строфы.

Лиро-эпические жанры

Лиро-эпические произведения представляют собой синтез обоих родов литературы, который не является вполне самостоятель­ным. Они находятся на промежутке между лирическим и эпи­ческим родами литературы, но не могут быть классифицирова­ны ни как лирические, ни как эпические, обладая признаками и того и другого жанра.

Распространенной частью лиро-эпических произведений яв­ляются лирические отступления — размышления автора на от­влеченные или смежные темы, проникнутые лиризмом. Эмоциональное выражение переживаний и сюжетное повест­вование являются в лиро-эпических произведениях одним це­лым и находятся друг с другом в сочетании и единстве.

Басня — это нравоописательный жанр, заключающий в себе краткое аллегорическое повествование и выте­кающее из него поучение («мораль»). Если даже поуче­ние не «формулируется» в тексте басни, оно подразу­мевается; взаимосвязь поучения с сюжетом басни и со­ставляет ее лиро-эпическую основу.

Басня — древнейший фольклорный жанр, очень близкий по системе своих персонажей, которыми обыч­но выступают животные, и назидательному сюжету к сказке о животных. Начало литературной басни связы­вается с именем древнегреческого баснописца Эзопа. В медленной эволюции басни можно отме­тить постепенное разрастание ее сюжета, превратив­шегося у Лафонтена, Крылова в живую картину. Басни пишутся и в стихах, и в прозе (Лессинг, Салтыков-Щед­рин).

Баллада — небольшое стихотворное сюжетное про­изведение, в котором само повествование пронизано ли­ризмом. В отличие от басни, где можно выделить лири­ческую («мораль») и эпическую (сюжет) части, баллада представляет нерасторжимое слияние лирического и эпического начал. По словам Белинского, в балладе «главное не событие, а ощущение, которое оно возбуж­дает, дума, на которую оно наводит читателя». Такому впечатлению способствует необычайное, яркое событие, положенное в основу баллады («Сын артил­лериста» К. Симонова), а также композиционные и сти­листические средства: быстрая смена событий, повторе­ние строк, сама стихотворная форма. Жанровая проб­лематика в балладе может быть национально-истори­ческой («Василий Шибанов» А. К. Толстого, «Синие гу­сары» Н. Асеева) и романической («Людмила», «Иванов вечер» Жуковского).

Поэма — такая, в которой образность эпизодов и персонажей несет символический характер, где повествование - это боль­ше, чем просто сюжет, где присутствуют лирическая медита­ция и размышления автора (пример — поэма Пушкина "Руслан и Людмила": она сочетает в себе и яркое изображение собы­тий, обладающее эпической широтой, и лиризм повествова­ния, и лирическую медитацию);

Лирическая проза — когда выходят на первый план размышления писателя, обычно на философские и общечеловеческие темы. Организующей силой таких произведений является не сюжет, а высказывания автора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: