Педагогическая деятельность М.В. Ломоносова

Большой вклад в развитие университетского образования в России внес первый русский ученый-естествоиспытатель, поэт, философ, художник, историк и просветитель Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765). Он был инициатором различных научных, технических и культурных начинаний в России XVIII в. В 1741 г. М.В. Ломоносов становится адъюнктом Академии наук, а в 1745 – профессором химии и в дальнейшем академиком. Ломоносов является также создателем русской классической философии. Кроме того, с его именем связано создание русского литературного языка – он первым из академиков начал читать лекции по физике и писать свои научные труды на русском языке. С 1753 г. М.В. Ломоносов становится во главе академического университета и гимназии, развернув интенсивную работу по подготовке русских ученых. Им были разработаны учебный план гимназии и распорядок работы университета, созданы принципы и методы обучения в этих учебных заведениях.

Для гимназии и университета М.В. Ломоносов написал ряд учебников. Так, в 1748 г. была издана «Риторика», в 1755 г. – «Российская грамматика», которые в течение 50 лет являлись лучшими учебными руководствами русской общеобразовательной школы. Книги были глубоко патриотичными. Грамматика прославляла богатство, глубину содержания и многосторонность русского языка. «Риторика» устанавливала более правильный взгляд на роль красноречия: человек должен обладать красноречием для того, чтобы прославлять величие своей Родины, говорить о любви к своему Отечеству. В воспитании великий ученый-энциклопедист исходил из принципов гуманизма и народности, высоко ценил общечеловеческую нравственность. В структуре нравственности особо выделял патриотизм, милосердие, трудолюбие. Выступал против таких пороков, как леность, лицемерие, упрямство, самохвальство. В 1750-е гг. руководить работой университета и созданной при нем гимназии стал М.В. Ломоносов (1711–1765). Он подготовил устав гимназии, регламентирующий ее внутренний распорядок, правила поведения гимназистов, разработал учебный план, издал ряд учебных пособий по гуманитарным и естественно-научным дисциплинам: «Риторика» (1748) – первый научный труд по грамматике русского языка, «Российская грамматика» (1755) – первая в России хрестоматия мировой литературы, «Древняя российская история» (1755) и др.

Университет был открыт в Москве в 1755 г. в составе трех факультетов (философский, юридический, медицинский) и 10 кафедр; в него были зачислены 100 студентов. Московский университет отступил от западноевропейской традиции: в его структуре отсутствовал богословский факультет. Согласно программе, разработанной Ломоносовым, общеобразовательная подготовка осуществлялась в первые 3 года обучения, стадия специализации занимала 4 года. При университете функционировали две гимназии – для дворян и разночинцев, в которых Ломоносов ввел классно-урочную систему преподавания, установил принципы и методы обучения, что позволило упорядочить учебный процесс. Постепенно он становится общенациональным просветительским центром. В университетской типографии печатаются книги, учебники, словари, сочинения известных педагогов. В 1779 г. открывается учительская семинария, в которой впервые в России преподается педагогика. Университетские профессора экзаменуют иностранных учителей и воспитателей пансионов для выявления их соответствия занимаемой должности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: