Просвещение и школа в России XVIII в

XVIII век, вошедший в историю как век Просвещения, имел особое значение для России. В это время предпринимается попытка создания государственной системы образования, открываются светские учебные заведения. Традиционно выделяются четыре этапа развития системы просвещения в России в XVIII столетии:

· первая четверть XVIII в. – создание светских школ практической направленности;

· 1730–1756 гг. – возникновение закрытых дворянских учебных заведений, формирование системы дворянского образования;

· 1766–1782 гг. – развитие просветительских идей, разработка проектов преобразований;

· 1782–1786 гг. – школьная реформа, первая попытка создания системы народного просвещения.

В эпоху Петра I (первая четверть XVIII в.) ставка была сделана на создание профессиональных школ, которые готовили к конкретному виду деятельности. В начале XVIII в. в стране появляются первые государственные школы, имеющие практическую направленность: математических и навигационных наук (1701); пушкарская (1701); хирургическая (1707); инженерная (1712); артиллерийская (1712); горные при заводах или горнозаводские школы (1719, 1721).

Помимо общего образования, в них готовили и по конкретным профессиям – моряка, писаря, инженера. Одновременно создаются первые государственные общеобразовательные школы. В 1714 г. принимается указ об открытии цифирных школ для обучения грамоте, письму и арифметике, элементарным сведениям по алгебре, геометрии и тригонометрии. Указы 1714–1715 гг. предписывали иметь в каждой губернии цифирные школы с записью в них детей в возрасте 10–15 лет. Уже к 1718 г. открыто 42 школы, в которые зачислялись дети всех сословий, за исключением детей крепостных крестьян.

В 1725 г. в Петербурге учреждается Академия наук. В целях подготовки ученых при Академии создается два учебных заведения – университет и гимназия.

Во вторую четверть XVIII в. едва ли не единственной заботой государства стала организация обучения дворянства. Дворяне тяготились введенной Петром I повинностью отдавать своих сыновей в регулярные учебные заведения. В 1737 г. был издан закон, освободивший дворян от этой обязанности и предоставивший им право на домашнее обучение. Вместе с тем понимание необходимости светского государственного регулярного воспитания в обществе привело к целой серии реформ. Поскольку Россия постоянно вела войны, потребность в подготовке офицеров для армии и флота была велика. Первые военные учебные заведения появляются в стране в первой половине XVIII в. Так, в 1732 г. в Петербурге по инициативе фельдмаршала Б.К. Миниха создается первый в стране кадетский корпус, больше известный как Сухопутный шляхетский корпус. В 1752 г. в Санкт-Петербурге открывается Морской кадетский корпус. Однако дальше проектов и появления ряда горнозаводских школ и военных училищ дело не пошло. Только неутомимая деятельность Михаила Васильевича Ломоносова привела к пересмотру устоявшейся системы образования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: