Политический порядок

Политический порядок - это комплекс условий создающих благоприятные условия для эффективного и целесообразного функционирования и развития политической системы общества, это состояние урегулированности политических процессов.

Политическая система, соответствующая критериям оптимальности (наивысшей эффективности), достигшая в своей структуре равновесия политических сил и стабильности, способна обеспечивать политический порядок.

Политический порядок предполагает:

1) определенный алгоритм действия политической системы, т.е. последовательность реализации ее основных задач и ценностей;

2) согласованность “работы” элементов системы управления;

3) наличие эффективных гарантий и средств поддержания всех аспектов безопасности (военных, правовых, экологических, технологических, экономических);

4) обеспечение высокой степени независимости общества от случайных и деструктивных обстоятельств, облегчение жизни личности.

Значимость упорядочения политических процессов определяется самой природой политики, направленной как вид деятельности на реализацию противоречивых, но взаимосвязанных целей: обновления, необходимого с точки зрения учета и приспособления к изменяющимся условиям, и стабилизации — фактора сохранения социальной целостности. Этим определяется естественность присутствия в политических процессах двух противоположных тенденций — к порядку и беспорядку. Эффективно действующая политическая власть должна обеспечить как развитие, так и стабильность социальной системы. Отсутствие такого сочетания вызывает состояние xaоса (неупорядоченности) в политических отношениях.

При отсутствии порядка увеличивается возможность прорыва в сферу политики чисто случайных факторов и мотивов поведения снижается уровень защищенности личности, значительно обесценивается авторитет государства, растет неустроенность и напряженность в обществе. И как следствие этого политическая система лишается способности упорядочивающего влияния на политические процессы.

Итак, политический порядок есть состояние политической системы, характеризующее ее способность к политической мобилизации и осуществлению запланированных акций.

ЛИТЕРАТУРА

Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993. Гл. 3.

Демидов А.И. Политическая деятельность. Саратов, 1987. С. 97—109.

Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995. С. 208—209.

Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/Д, 1996. Лекция 16.

Мальцев В.А. Основы политологии. М., 1997. Гл.13. С. 290—291.

Мельник В.А. Политология. Минск, 1996. Гл. 8. С. 282—283.

Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993. С. 306.

70. Политический интерес

В обществе всегда действует совокупность интересов различного уровня общности, выражающих специфику взаимоотношений и жизненных ориентаций различных социальных групп, слоев, классов, профессий, этнических образований. Одни интересы выражают долговременные фундаментальные тенденции существования социальных общностей — это интересы классов, наций, общества в целом. Другие, частичные интересы, выражают специфику общественных отношений между социальными группами или частью одной из них с другими.

Сфера образования интересов — объективные отношения между субъектами деятельности, и политический интерес как раз отражает диалектику всеобщего и особенного, частного. Его своеобразие заключается в том, что он служит проявлением властного отношения, т.е. опосредование взаимодействия общественного и частного интересов осуществляется с помощью государства, его институтов. Это такое отношение между субъектами, когда для удовлетворения своих потребностей они должны воздействовать на государство.

Политический интерес служит основой вхождения того или иного социального субъекта в сферу политических отношений — процесса политизации. Смысл ее — во взаимодействии двух тенденций: одна из них заключается в выходе действий социальной группы на интересы социальной целостности, другая — в рассмотрении государства в качестве основной силы решения социальных проблем.

ЛИТЕРАТУРА

Борисов Л.П. Политология. М., 1996. С. 24—28.

Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995. Гл. 6. § 4.

Заславский С.Е. Интересы и ценности: два лика российской многопартийности // Вестник МГУ. Сер. 12. Социально-политические исследования. 1993. №3.

Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/Д, 1996. С. 314—317.

Ильин МЛ. Слова и смыслы: интерес // Полис. 1995. № 2.

Мальцев В.А. Основы политологии. М., 1997. Гл. 9. § 2; гл. 10. § 3.

Политология: Курс лекций / Под ред. А.А. Радугина. М., 1996. С. 189—199.

71. Лоббизм: понятие и условия существования

Само слово “лоббизм” неоднозначно оценивается общественным сознанием, ибо имеет как позитивный, так и негативный смысл. Если говорить о последнем, то, как правило, термин “лоббизм” здесь приобретает сугубо отрицательное звучание, в чем-то напоминающее “блат”, “протекционизм”, “подкуп”, “покупку голосов” в чьих-либо корыстных или узкопартийных интересах в ущерб интересам других, прежде всего общественным. Крайним выражением негативного лоббирования могут выступать незаконное давление на представителей власти, взяточничество, коррупция, с помощью чего принимаются управленческие решения в интересах определенных групп или лиц. Отрицательное отношение к лоббизму формируется именно благодаря подобной практике “влияния” на управленческие решения. Разумеется, это лишь одна сторона медали, показывающая, не только силу и возможности различных социальных структур, но и уязвимые, слабые места власти.

Позитивный же смысл характеризует лоббизм как здоровое, нормальное, жизненно необходимое явление, выступающее в качество института демократического процесса. Ведь лоббизм как система организационного оформления, выражения и представительства разнообразных групповых интересов столь же неотъемлемый признак общества, как и наличие в нем самих этих разнообразных групповых интересов, каждый из которых настойчиво стремится пр влечь к себе внимание властей. Лоббизм в этом позитивном смысле есть форма законного влияния “групп давления” на управленческие решения государственных органов с целью удовлетворения интересов определенных социальных структур (организаций, ассоциаций, территориальных образований, слоев граждан и т.п.).

Лоббизм весьма жестко связан с политической властью. Наблюдается такая закономерность: лоббизма больше, как правило, там, где больше реальной власти. То есть лоббизм — своего рода признак власти, ее специфическая “отметина”. И, наоборот, он не будет проявляться там, где власть отсутствует или где она выступает лишь в качестве номинальной силы.

Для становления лоббизма как полноценного института необходимо существование двух условий:

1) большого многообразия интересов в обществе, возникающих вследствие его социальной дифференциации, расслоения, “специализации”;

2) расширения доступа к власти на основе политического плюрализма, что характерно прежде всего для демократических режимов.

В связи с тем, что власть объективно не в состоянии удовлетворить одновременно и наиболее полно все интересы сразу, возникает проблема очередности, приоритета в их осуществлении. Отсюда закономерно стремление различных групп и слоев общества воздействовать на поведение государства с целью переориентации политики в свою пользу, стимулировать его принимать выгодные для этих групп и слоев управленческие решения.

ЛИТЕРАТУРА

Алескеров Ф.Т., Ортешук П. Выборы. Голосование. Партии. М., 1995. С. 139—141.

Лаптева В. О концепции проекта закона “О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти” // Законодательство и экономика. 1995. № 7—8.

Малько А.В. Лоббизм // Общественные науки и современность. 1995. № 4.

Малько А.В. Лоббизм и право // Правоведение. 1995. № 2.

Мельник В.А. Политология. Минск, 1996. Гл. 7. С. 197—198.

Нещадин А. Лоббизм в России: этапы большого пути // Социс. 1996. №3—4.

Основы политической науки / Под ред. В.П. Пугачева. М., 1994. Ч. 2. Гл. 11. С. 7—8.

Перегудов С., Семененко И. Лоббизм в политической системе России // Международная экономика и международные отношения. 1996. № 9.

Политология / Под ред. А.А. Радугина. М., 1996. Гл. 9. С. 190—191.

Политология: Курс лекций / Под ред. Н.П. Денисюк и др. Минск, 1997. Гл. 10. С. 234.

Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993. С. 159—160.

Политология: Курс лекций / Под ред. К.Б. Толкачева, А.Г. Хабибулина. Уфа, 1995. Гл. 10.

Смирнов В.В., Зотов С.В. Лоббизм в России и за рубежом: политико-правовые проблемы // Государство и право. 1996. № 1.

Теория политики: Общие вопросы / Под ред. И.Н. Коновалова, А.В. Малько. Саратов, 1994. С. 150—164.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: