Опыт энергосберегающей политики в США

Законодательный опыт Российской Федерации в области энергосбережения

В Российской Федерации принят федеральный закон "Об энергосбережении".

Настоящий федеральный закон регулирует отношения, воз­никающие в процессе деятельности в области энергосбережения, в целях создания экономических и организационных условий для эффективного использования энергетических ресурсов.

Законодательство Российской Федерации об энергосбере­жении состоит из Федерального закона и принимаемых в соот­ветствии с ним других федеральных законов, иных норматив­ных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам энергосбережения, принимаемых в соответствии с договорами.

Объектом государственного регулирования в области энер­госбережения являются отношения, возникающие в процессе деятельности, направленной на:

• эффективное использование энергетических ресурсов при их добыче, производстве, переработке, транспортировке, хранении и потреблении;

• осуществление государственного надзора за эффектив­ным использованием энергетических ресурсов;

• развитие добычи и производства альтернативных видов топлива, способных заменить энергетические ресурсы более дорогих и дефицитных видов;

• создание и использование энергоэффективных техноло­гий, топливоэнергопотребляющего и диагностического обо­рудования, конструкционных и изоляционных материалов, приборов для учета расхода энергетических ресурсов и для контроля за их использованием, систем автоматизированного управления энергопотреблением;

• обеспечение точности, достоверности и единства измере­ния в части учета отпускаемых и потребляемых энергетичес­ких ресурсов.

Энергосберегающая политика государства основана на сле­дующих принципах:

• приоритета эффективного использования энергетичес­ких ресурсов;

• осуществления государственного надзора за эффектив­ным использованием энергетических ресурсов;

• обязательности учета юридическими лицами производи­мых или расходуемых ими энергетических ресурсов, а также учета физическими лицами получаемых ими энергетическихресурсов;

• включения в государственные стандарты на оборудова­ние, материалы и конструкции, транспортные средства пока­зателей их энергоэффективности;

• сертификации топливо-, энергопотребляющего, энерго­сберегающего и диагностического оборудования, материа­лов, конструкций, транспортных средств, а также энергети­ческих ресурсов;

• сочетания интересов потребителей, поставщиков и про­изводителей энергетических ресурсов;

• заинтересованности юридических лиц - производите­лей и поставщиков энергетических ресурсов в эффективном использовании энергетических ресурсов.

Энергопотребляющая продукция любого назначения, а также энергетические ресурсы подлежат обязательной серти­фикации на соответствующие показатели энергоэффективнос­ти. Обязательная сертификация осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Основными направлениями международного сотрудничес­тва в области энергосбережения являются:

• взаимовыгодный обмен энергоэффективными технологи­ями с иностранными и международными организациями;

• участие Российской Федерации, российских организа­ций в международных проектах в области энергосбережения;

• согласование показателей энергоэффективности, предус­мотренных государственными стандартами Российской Феде­рации, с требованиями международных стандартов, а также взаимное признание результатов сертификации.

Политика энергосбережения в различных ее формах стала проводиться в США примерно с середины 70-х годов. За пер­вые 10 лет ее осуществления затраты на энергию были сниже­ны более чем на 200 млрд дол. В 1974—1986 гг. энергоемкость промышленности США ежегодно снижалась на 3,7 %, а в дальнейшем темп снижения составил около 1,2 % в год.

За период 1985—1995 гг. энергосберегающая эффектив­ность холодильного оборудования в США выросла в 3—7 раз, морозильников в 4—5 раз. О масштабах экономии хорошее представление дает массовый переход в освещении домов на флюоресцентные светильники. Они оказались в 4 раза эффек­тивнее в плане энергозатрат, и срок их службы в 10 раз превы­шает аналогичные показатели по обычным лампам накалива­ния. Установка 195 млн флюоресцентных ламп в США только в 1995 г. избавила США от необходимости наращивать мощ­ность своих ТЭЦ на 9,6 млн кВт.

Список широко применяемых в США новых методов энер­госбережения можно пополнить указанием о новых типах ав­томобилей, авто- и авиамоторов, успехами в строительстве с применением новых сохраняющих тепло материалов, повсе­местное внедрение термостатов и мониторинга зданий во избе­жание потерь тепла, внедрение энергосберегающих техноло­гий в металлургии, химической и целлюлозно-бумажной про­мышленности.

В конце 90-х гг. в США на освещение в среднем расходова­лось 500 млрд кВт-ч электроэнергии или 20 % общего ее произ­водства в стране. При этом 40 % энергии потребляется в лампах накапливания, 40 % — в флюоресцентных лампах и 20 % — в газоразрядных лампах большой мощности. Технические усо­вершенствования флюоресцентных ламп и замена накалива­ния компактными флюоресцентными светильниками обеспечивают в перспективе снижение затрат электроэнергии на ос­вещение до 40 %.Основными источниками в флюоресцентных светильниках являются твердотельные высокочастотные ба­лансные сопротивления, которые в усовершенствованных ва­риантах выделяют меньше тепла и позволяют регулировать яркость лампы в широком диапазоне. Такие светильники ис­пользуют с автоматическими системами управления, которые гибко регулируют мощность искусственных источников света с учетом естественной освещенности, а также наличия людей на рабочих местах. Эти усовершенствования обеспечивают экономию энергии на освещение в размере от 25 до 70 %, а дополнительйые удельные затраты не превышают 0,02 дол. за 1 кВт-ч.

В США в летний период максимальные нагрузки в электро­сетях часто в 2—3 раза превышают нагрузки в ночное время и достигают 500 кВт. При этом треть этих нагрузок связана с ра­ботой системы кондиционирования воздуха. Поэтому в днев­ное время в часы пик тарифы на электроэнергию повышены, а в остальное время - льготные. Сложившаяся система тари­фов включает дифференцированные тарифы, размеры кото­рых возрастают при увеличении электропотребления; сни­женные тарифы устанавливают для жильцов зданий, выпол­няющих определенные мероприятия по энергосбережению; более высокие тарифы взимаются по более высокой ставке на весь период повышенного спроса; прерывные тарифы взима­ются, когда предусматривается возможность резкого сниже­ния предложения электроэнергии. Некоторые коммунальные предприятия устанавливают для покупателей специальные энергосберегающие тарифы в тех случаях, когда они приобре­тают новые дома с хорошей теплоизоляцией и эффективными системами энергоотопления. В этом случае ставка тарифа сни­жается на 12—14 %.




double arrow
Сейчас читают про: