Лекция III. Сводка и группировка статистических данных

Досуг

В характере досуга и развлечений европейских народов имеются некоторые специфические черты, отличающие их в той или иной степени друг от друга и от народов других стран мира. По структуре суточного времени здесь выделяются Испания с Португалией и Южной Францией, где наиболее жаркие часы дня отводятся на обед и послеобеденный отдых (сиеста). Для романских и особенно присредиземноморских народов характерна также большая открытость быта и досуга, времяпрепровождение жителей (особенно мужчин) вне дома - на улицах и площадях, куда выносятся столики кафе, закусочных и ресторанов; женщины выходят на улицу преимущественно в вечерние часы для прогулок по главной улице города или селения. В этой этногеографической зоне сохранились давние народные зрелища и представления, наиболее ярким из которых является бой быков в Испании (коррида); аналогичное зрелище есть и в Португалии, но в менее жестокой форме - быка здесь не убивают. Довольно близкими к нему являются южнофранцузские "коровьи бега", устраиваемые на аренах римской эпохи; суть их состоит в том, чтобы раздразнить животное и затем, уклонившись от его рогов сорвать укрепленную между рогов кокарду. Весьма специфична популярная среди басков игра в мяч (пелота).

Многие собственно спортивные игры зародились в Англии, являющейся до сих пор одной из наиболее спортивных стран мира. Среди этих игр наибольшую популярность приобрел футбол, который известен еще со средних веков. До сих пор на Масленицу или Пасху в некоторых селениях устраивается футбол без строгих правил по улицам, в котором участвуют все жители, а ворота команд иногда отстоят друг от друга на несколько километров. Из Англии футбол распространился по существу во все страны Европы, и ежегодные футбольные соревнования как внутри стран, так и особенно между странами привлекают миллионы болельщиков. Довольно широкое распространение приобрел возникший в Англии теннис (лаун-теннис); некоторые другие английские по своему происхождению виды спортивных игр (крикет, гольф, и др.) бытуют главным образом среди обеспеченных групп населения. Из Англии распространились, наконец, и такие спортивно-зрелищные мероприятия, как конные бега, получившие распространение в Испании и некоторых других коневодческих странах, велосипедный спорт и велосипедные прогулки, частично вытесненные в последние десятилетия выездами на мотоциклах и автомашинах, а также у жителей приморских районов - прогулки на яхтах и соревнования яхтсменов. В странах Северной Европы с ярко выраженной зимой распространен конькобежный спорт и связанная с ним такая популярная игра, как хоккей ("канадский" - с шайбой и "русский" - с мячом). Широко бытует волейбол.

Кроме занятий спортом, который становится с повышением уровня жизни все более массовым явлением, во многих странах сохраняются и менее массовые, так сказать, игры, вроде игры в металлические шары во Франции и деревянные шары в Италии, игры в карты и кости и т.п.

И в заключение - немного о народных зрелищах и театре. Сохранившиеся карнавалы и красочные шествия уходят корнями в массовые обряды античной эпохи, особенно ярко проявившиеся в Древней Греции в виде "дионисии" (от Дионисия, или Вакха, - бога виноделия). Священным животным Вакха, кстати сказать, был козел, которого приносили в жертву, сопровождая этот обряд песнями -"трагедиями" (от греч. "трагос" - козел, "одэ" - песня); последующие действия (драма) сопровождались веселыми песнями - "комедиями" (от греч. "комос" -веселее); позднее эти термины стали употребляться для обозначения собственно театральных действий с профессиональными актерами. Греческий "театр" (зрительное место) строился обычно в виде полукруга (амфитеатр) и нередко вмещал до 10 тыс. зрителей и более; его непременной частью было специальное место для "хора", с которым актеры, выступавшие в трагических или комических масках и обычно в обуви на высоких подставках (котурнах), могли вступать в диалог. В Древнем Риме воспринятый из Греции театр лишился религиозно-нравственной сути (включая и обычно выражавшего ее хора) и превратился в забаву для народа; поэтому основное место в нем заняли комедии. Кроме того, возникли амфитеатры и цирки, в которых устраивались кровавые бои гладиаторов и диких зверей.

Христианская религия покончила с античными массовыми зрелищами, частично заменив их церковной службой (литургией) и представлениями на евангельские сюжеты. Такие представления, обычно называемые мистериями (от лат. "министр Риум" - служба), постепенно расширялись и к XV в. в растущих средневековых городах стали уже одним из существенных элементов общественной жизни; число действующих лиц в них нередко измерялось сотнями, а представления, привлекавшие жителей всего города и прерываемые обеднями и проповедями, обычно длились по 3 дня. Одним из компонентов мистерий были сценки из народной жизни, иногда шутовского плана; считается, что именно они, отделившись от мистерий, и дали начало собственно театру, как стационарного типа (главным образом, для обеспеченных слоев), так и странствующему (бродячему) театру, актеры которого выступали перед простым народом прямо на улицах и площадях. В XIX в. такие театральные уличные представления постепенно уходят из жизни, за исключением кукольно-театральных (в Италии) и цирковых представлений, особенно на ярмарках; стационарный же профессиональный театр охватывал сравнительно Небольшое число зрителей.

Положение с "народными зрелищами" существенно изменилось с конца XIX в., когда появившееся во Франции кино стало быстро распространяться по странам мира и завоевывать все большую популярность; в течение одного десятилетия оно стало самым массовым видом зрелищного искусства, оттеснив театр. Во многих кинофильмах, особенно на народные сюжеты, проступает национальный колорит, усилившийся с появлением звукового кино; вместе с тем торговля кинопродукцией приобретает международный характер, усиливая взаимодействие культур различных народов в их духовной, а отчасти и в материальной сфере; проникновение в 20-е годы в страны Европы американских "ковбойских" фильмов, завоевавших популярность массового зрителя, приводит к подражанию им со стороны европейских кинопромышленников на национальной, так сказать, почве. Подобные процессы взаимодействия "национального" с "инонациональным" и международным проявляются и после второй мировой войны, когда начиналось распространение телевидения, а затем и видеозаписей.


[1] Первое обстоятельное этногеографическое описание народов составил Геродот. Тысячу лет спустя гораздо более короткое, но не менее ценное описание, сделал безымянный сирийский автор — продолжатель хроники Захарии Ритора, известный под именем Псевдо-Захарии. Еще через шесть веков этническую географию Восточной Европы составил Нестор-летописец, уделив главное внимание восточнославянским племенам.

Автором двух исторических трудов, содержащих ценнейшие сведения этнологического характера, – «Записки о Галльской войне» и «Гражданская война» – был Гай Юлий Цезарь. Почти вслед за записками Цезаря появляется гигантский труд Страбона (63 г. до н.э. – 24 г. н.э.) «География», состоящий из 17 книг, в которых описано или упомянуто достаточно достоверно о восьмистах народах, населявших территорию, ограниченную на северо-западе Британскими островами, на северо-востоке Балтийским морем, на юго-востоке Индией, на юго-западе Северной Африкой. В копилку этнографических знаний внес вклад Плиний Старший (23—79 гг. н. э.), автор «Естественной истории». В его 37 томов вошли многие данные по географии, этнографии, истории, космографии, биологии, медицине, минералогии, искусству и другим отраслям знаний из Геродота, Страбона, Цезаря и других ранних авторов.

Особое место в истории этнографических знаний занимают труды Корнелия Тацита. «Истории» (описание истории Римской империи от смерти Нерона до смерти Домициана), «Анналы» (18 книг об исторических событиях, очевидцем которых был Тацит, и особенно о германском походе племянника Тиберия) и «О происхождении, местожительстве и правах германских племен, или Германия» — главные исторические и этнографические труды Тацита. Таким образом, концу эпохи Римской империи, в первые века новой эры, цивилизованный греко-римский мир располагал уже вполне реальной информацией о народах обширного круга земель Европы, Передней Азии и Северной Африки: от Британских островов до Индостана.

[2] Головной указатель – это отношение наибольшей ширины головы (поперечный диаметр) к наибольшей её длине (продольный диаметр), выраженное в процентах. Он используется в антропологии для суждения о контуре головы в горизонтальной плоскости. При головном указателе не свыше 74,9 говорят о долихокефалии (длинноголовости), в пределах от 75,0 до 79,9 — о мезокефалии (среднеголовости), а при головном указателе, большем 80,0,— о брахикефалии (короткоголовости).

[3] Название происходит от грота Кро-Маньон (Cro Magnon) в департаменте Дордонь (Франция), где в 1868 французским археологом и палеонтологом Л. Ларте были сделаны известные находки.

[4] Пикты (лат. Picti) – этникон группы племён, составлявших древнее население Шотландии. В 6 в. пикты были обращены ирландским миссионером Колумбаном в христианство. В середине 9 в. завоёваны скоттами и смешались с ними. Происхождение пиктов не совсем ясно. Полагают, что пикты – древние палеоевропейцы. Первые следы обитания человека в Шотландии датированы примерно 8500 г. до н.э. В это время люди эпохи неолита из Испании и Франции уже переправлялись в Шотландию и разводили там скот. Предполагают, что именно они строили огромные каменные могильники (cairn), рассеянные по всей Шотландии. Позднее их потомки смешались с «народом кубков», пришедшим из С. Европы, и этот этнический союз породил докельтскую расу Северной Британии. Это население было связано с иберийцами. Доказательством такой связи считается множество спиральных узоров, вырезанных на камнях и скалах севера Британии. Их находят также в Испании, Франции и Ирландии. Конструкция могильников находящихся на Оркнейских о-вах также является важным доказательством иберийского происхождения их строителей. Около 4000 г. до н.э. у аборигенов этих островов появилось земледелие, и Оркнеи стали островами-крепостями с множеством каменных укреплений (broch). Во времена, когда Рим стал империей, оркнейцы считались могущественным морским народом. По данным археологии, можно предположить, что оркнейцы были стройными, темноволосыми людьми кавказского типа, с длинными узкими головами. Большие каменные круги, такие как Санхани, были, возможно, построены около 3300 года до н.э., в то время когда сюда, из С. и Ц. Европы, прибыл «народ кубков». Эти новые переселенцы этнически отличались от иберийцев Северной Британии, так как их череп был более широкий и круглый. Некоторые ученые считают, что союз этих двух различных племен и привел к появлению докельтского народа, который был известен римлянам как пикты, а кельтам как круитни.

[5] О прародине и происхождении индоевропейцев можно прочитать следующие работы: Алексеев В.П. Историческая антропология. М., 1979; Гамкрелидзе Т.В., Иванов В.В. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Тбилиси, 1984; Грей Р., Аткинсон А. Когда разошлись индоевропейские языки // Природа. 2004. № 10; Гусева Н.Р. Арктическая колыбель? // Родина. 1997. № 8; Гусева Н.Р. Прародина языка // Слово. 1991. № 1; Леонтьев А.А. Путешествие по карте языков мира. М., 1990; Нейман В. Где прародина индоевропейцев // Азия и Африка сегодня. 1989. № 8; Орлова С. Индоевропейцы. Кто они? Откуда они? // Знание – Сила. 1980. № 2; Седов В.В. Древнеевропейцы // Природа. 1992. № 8; Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы, расы, культуры. М., 1985.

[6] Последними потомками завоевателей-мусульман в Европе были мориски (исп. moriscos, от moro — мавр). Они остались в Испании после падения эмирата Гранады. (1492) и были насильственно обращены в христианство, но в своём большинстве продолжали тайно исповедовать ислам. Мориски жестоко преследовались инквизицией, им запрещали пользоваться арабским язык, давать детям арабские имена; арабские книги сжигались; десятки тысяч морисков погибли на кострах инквизиции. Восстание морисков 1568 – 70 гг. было жестоко подавлено; значительная часть их выселена во внутренние области Испании на бесплодные пустующие земли. В 1609 – 10 гг. мориски были совсем изгнаны из Испании. Большинство переселилось в С. Африку. В Марокко они образовали олигархическую республику Бу-Регрег, многие поселились на побережье Алжира и в С. Тунисе.

[7] Головной указатель, отношение наибольшей ширины головы (поперечный диаметр) к наибольшей её длине (продольный диаметр), выраженное в процентах. Головной указатель используется в антропологии для суждения о контуре головы в горизонтальной плоскости. При головном указателе не свыше 74,9 говорят о долихокефалии (длинноголовости), в пределах от 75,0 до 79,9 — о мезокефалии (среднеголовости), а при головном указателе, большем 80,0,— о брахикефалии (короткоголовости). С помощью головного указателя в пределах больших рас человечества могут быть выделены локальные антропологические типы.

[8] Подробно об истории создания расовой классификации народов Европы можно прочитать у В.Бунака. См.: В.В.Бунак. Антропология Западной Европы в современной зарубежной литературе // Расы и народы. Вып. 1. 1974. М., 1974

[9] Брахикефалия (от брахи... и греч. kephale — голова), короткоголовость, такое соотношение длины и ширины черепа, при котором ширина черепа больше 0,8 его длины

[10] В Швейцарии по материалам Шлагинхауфена светлые радужины достигают по частоте 40 %, темные волосы совсем не преобладают, лицо средней или удлиненной формы, головной указатель в современном населении — около 82, в прошлом — не более 83. Сходный комплекс вопреки прежним представлениям преобладает и в Тироле. По материалам Заусера, в долине Отс (приток Инна) ширина лица достигает, правда, 144 мм, но круглые, низкие формы контура лица очень редки, а у 78 % констатирован эллиптический или овальный контур. Частота светлых радужин более 30 %, а у четвертой части исследованных найдены светлые оттенки волос. Тот же комплекс особенностей констатирован во многих районах Австрии, в Словенских Альпах и Северо-Восточной Италии. Следовательно, эти территории должны быть включены не в альпийскую, а в обширную среднеевропейскую зону. Ведь именно среднеевропейская раса характеризуется более удлиненным лицом и значительно меньшим процентом светлых радужин и темных волос.

[11] Севенны (Cévennes) – горы во Франции, юго-восточная окраина Центрального Французского массива, где проживают «классические» в антропологическом отношении альпийцы.

[12] Банат (Banat), историческая область в Юго-Восточной Европе. Расположена между Трансильванскими Альпами на востоке, реками Тисой на западе, Муреш на севере, Дунаем на юге. Как феодальное владение Банат возник на рубеже Х– XI вв. С XII в. принадлежал Венгрии, в середине XVI в. – начале XVIII вв. находился в составе Османской империи. В настоящее время западная часть Баната входит в состав Югославии (автономный район Воеводина), восточная — в состав Румынии.)

[13] Мазурское поозёрье (Pojezierze Mazurskie) – озёрное плато на северо-востоке Польши, часть Балтийской гряды между нижним течением реки Висла и средней частью бассейна реки Неман.

[14] Средиземноморская или как иногда ее называют – индо-средиземноморская малая раса встречается также в Северной Африке, Аравии, Ираке, Южном Иране, Северной Индии. Эта раса имеет многочисленные местные варианты.

[15] К переднеазиатскому варианту балкано-кавказской расы относятся некоторые народы Западного Ирана (луры, бахтиары, ассирийцы, иранцы Хорасана и др.).

[16] Некоторые этнологи и антропологи говорят об особом типе уральской переходной расы.

[17] Краниология – раздел антропологии и зоологии, изучающий черепа: вариации размеров и форм черепа, особенности его строения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: