В современном мире, как правило, в чистом виде (без вмешательства государства) рынок отсутствует. Более того, на основе опыта развитых стран считается, что наиболее эффективна «смешанная» экономика, в которой присутствует вмешательство государства. По этому признаку выделяют несколько типов рынка:
• американский — максимальный результат достигается там, где раскрывается потенциал каждого работника и оплата труда производится только по результату; минимальная помощь слабым, т.е. выживает сильнейший (США, Канада);
• шведский — экономика развивается стремительнее там, где существует общественная гармония, равенство в доходах, данный вариант рынка — социально ориентированный (Швеция, Норвегия, Финляндия);
• рейнский (промежуточный) — основывается как на принципе прямой материальной заинтересованности в результатах труда, так и заботе общества о малообеспеченных слоях населения (Германия, Австрия);
• азиатский (близок к чистому рынку) — вмешательство государства минимально (Гонконг, Сингапур);
• российский — неопределен, но ближе к рейнскому типу.
Вмешательство государства в регулирование рынка осуществляется с помощью экономических инструментов:
• цена (государство, повышая цены на электроэнергию, приводит к повышению цен на все товары и услуги в стране);
• налоги (снижая налоги, государство повышает активность предпринимателей, и наоборот);
• денежное обращение (покупая или продавая на рынке свои ценные бумаги — облигации, государство «связывает» или «увеличивает» количество свободных денежных средств в обращении);
• кредитная политика (при снижении Центральным банком процентной ставки коммерческие банки дают кредит под меньший процент, что активизирует бизнес, и наоборот);
• таможенные пошлины (высокие импортные пошлины — тепличные условия для отечественных производителей);
• валютный курс (удешевление своей валюты по отношению к валюте другой страны ведет к удорожанию товаров другой страны на рынке и удешевлению своих товаров на рынке другой страны);
• трансфертные — «возвратные» платежи (для поддержания малообеспеченных слоев населения проводится перераспределение средств в обществе, выплачивая пенсии, пособия, стипендии и т.д.).
Итак, во второй половине XX в. признание получило общее совместное присвоение в форме государственной и муниципальной собственности в сфере экономики. Эта стадия характеризуется следующими особенностями:
• во многих странах к государственной собственности, основанной на государственном присвоении, отошли многие базовые отрасли промышленности (добыча энергоносителей, металлургия, атомная энергетика, военно-промышленный комплекс, центральные банки; железнодорожный и трубопроводный транспорт, электроснабжение и т.д.), здравоохранение, образование;
• общая совместная собственность используется для выполнения общенациональных экономических и социальных задач, которые не может осуществить частный и корпоративный капитал;
• государство использует принадлежащую ему собственность, чтобы обеспечить устойчивое развитие национальной экономики и создать нормальные условия жизни людей.
2-8
2-10
Тема 1.3. Организация хозяйственной деятельности